Дата публикации: 4.05.2022
«Трамплин» продолжает серию интервью «Уличные». Герой нового выпуска Александр Самойлов — основатель первого в городе магазина для граффитчиков. Бизнес был открыт тринадцать назад и существует до сих пор.
Предприниматель рассказал нам о том, какие праздники влияют на продажи, как выживает магазин с узкой целевой аудиторией и том, чем отличается новое поколение граффити-художников в Омске.
Мы сделали выпуск в видеоформате совместно с OmskGraffitiGroup, основной группой Вконтакте городского граффити-сообщества.
Текстовую версию интервью можно прочесть ниже.
Расскажите историю создания магазина. Как пришла идея подобного бизнеса? Сложно ли было её реализовать?
— На тот момент я был в поиске идеи. Мой сын с друзьями занимался граффити, это меня и натолкнуло. Плюс, в тот момент в городе был Толя Akue (граффити-художник, — прим.ред), проконсультировался с ним. Так и окунулся в бурные воды.
Как вы выбрали название для магазина?
— Спонтанно. Посоветовался с сыном, его друзьями, пришли к консенсусу.
Тяжело ли было вливаться в граффити-сообщество, рассказывать о том, что появился магазин для представителей этой субкльтуры?
— Тогда граффити-сообщество, как и сейчас, было ограничено. В него входит не так много людей, поэтому новость разошлась быстро. Так само собой и случилось.
Какими красками пользовались художники до появления магазина?
— Бизнес появился не с бухты-барахты. Были и есть магазины, которые торгуют популярной краской, например, Montana. Раньше, в основном, использовали автоэмали, которые продавались и продаются в авто и строительных гипермаркетах.
Расскажите о сложных для магазина временах. Как на него повлияли санкции и пандемия?
— Этот бизнес особо не был и не является прибыльным. Открывался в 2009 году, когда был первый кризис. Худо-бедно три пережили, и этот переживём. Санкции всегда влияют одинаково — просто повышается цена.
От чего зависит спрос на продукцию?
— Сезонность отчётливо не прослеживается. В основном, продажи повышаются на праздники, когда покупатели, люди, дети, художники, которые самостоятельно ещё не зарабатывают деньги.
Вы считаете, что ваша целевая аудитория — подростки?
— Да, сейчас она помолодела, это связано с появлением ТикТока. Продавцы этой продукции пропихивают рекламные ролики, поэтому контингент, в основном, от 8-9 лет, хотя, раньше этого не было, и до 18 лет.
Приходят ли в магазин взрослые граффити-художники?
— Скажем так, из того поколения, когда открывался магазин, выросли взрослые, которые до сих пор рисуют осознанно, всего два или три человека. Не так уж и много.
Какой товар пользуется наибольшей популярностью? Сотрудничаете ли вы с омскими производителями краски, если такие есть?
— Местных производителей аэрозольных красок нет. Есть российские, с ними сотрудничаем. В течение трёх-четырёх лет они учли свои ошибки, расширили палитру, и качество стало достойным, даже лучше зарубежных аналогов. Лучше всего сейчас продаются маркеры, краска не пользуется популярностью.
Как вы относитесь к творчеству, которым занимаются молодые райтеры? В частности к теггингу маркерами?
— Теггинг бывает красивым и некрасивым. Думаю, это все наблюдают и видят. Раньше ребята больше рисовали краской, стремились что-то сделать. Сейчас покупают маркер, выходят к двери и оставляют бестолковый тег. Мне это не нравится. Если тег красивый, отработанный, с претензией на каллиграфию, то почему бы и нет. А к тому, чтобы всё загадить, отношусь отрицательно.
Как вы считаете, как магазин повлиял на граффити-культуру Омска?
— Первые годы старались конкурсы проводить, поддерживать… Я спонсировал художников, делали продакшены, было повеселее, пошустрее. А как повлиял... Привёз краску, старался держать ассортимент.
Расскажите о мероприятиях, которые вы проводили совместно с граффити-художниками (Александр помогал райтерам проводить встречи, наподобие хромпати. Художники разных поколений собираются вместе и рисуют. Узнать подробнее о явлении можно в репортаже, — прим.ред)
— Выделяешь краску, с ребятами утверждаешь макет. У них есть возможность порисовать, а кто видит работу — приходит в наш магазин. Но после этих продакшенов очередь не выстраивается за продукцией. Это мероприятия только для себя и для них.
Читайте также: