Дата публикации: 22.05.2022
«Пределы миражей» — выставка Городского музея «Искусство Омска»
21 мая омскую «Ночь музеев» посетили 14 тысяч человек. Тема акции в этом году была Big дата. Каждый музей выбирал какую-то дату и приурочивал к ней свою выставку.
Я, редактор раздела «Культура» «Трамплина» Анна Воробьёва, побывала в Городском музее «Искусство Омска». Сначала я задала несколько вопросов замдиректора Анастасии Гараевой, члену «Команды ночи», так назвали себя организаторы из ГМИО.
Какой дате посвящена ваша выставка?
— Программу на «Ночь музеев» мы придумываем сильно заранее. Это для нас такой повод поэкспериментировать и выйти за рамки локального контекста, интегрировать его в глобальные темы. Довольно сложно потом это встраивать в заданную для областников тему. Мы подумали, если нашу выставку к чему-то и приурочивать, то к столетию Лотмана. Вы не видите здесь ни одних усов Лотмана, это посвящение абсолютно символическое, как на книгах пишут: «Посвящается…». Это благодарность Юрию Михайловичу за то, что он создал когда-то отечественную семиотику, научил нас видеть мир как текст и видеть всё как текст.
Какая программа у вас сегодня?
— Это некий эксперимент, мне интересно, как на него отреагируют зрители. «Ночь музеев» это своего рода аттракцион, сейчас он очень массовый. Мы говорим зрителям о том, что они должны прийти к нам максимально расслаблено, не следя за временем, вся наша программа вплетена в ткань выставки. Это перфомативная история внутри композиции, максимально сотворчество нас и остальных участников. Музыкантов мы выбирали таких, которые делают музыку максимально погружающую в пространство, ребята будут импровизировать. Мы хотели показать профессиональную рутину как медитацию. Всего у нас 27 участников. Мы хотим чтобы зритель пришёл к нам, попал в поток и помедитировал.
Делали как всегда арт-объекты своими руками?
— Да. Мы хотели создать какие-то образы, которые что-то вроде пустых означающих. То есть они что-то напоминают, но ничем не являются. Каждый зритель, пользуясь своим опытым, настроением, багажом знаний, видит в этом пространстве свой образ. По колориту старались, чтобы это было что-то максимально монохромное. У нас серый, песочный, чёрный.
Когда вы выбирали работы для выставки, на что ориентировались?
— Выставка у нас «Пределы миражей». Получается, что пределы — это наши какие-то границы, которые мы себе выставляем. Мы с самого рождения ограничены чем-то, своей биологией, какими-то физическими параметрами. Даже органы зрения воспринимают окружающее с задержкой, мы по сути смотрим кино о своей жизни, а не реальную историю. Этих нюансов много. Когда мы познаём мир, мы всё время раздвигаем эти пределы. Есть ощущение, что мы их ищем, чтобы найти какую-то стабильность и устаканиться. Кто-то останавливается в процессе, найдя себе комфортную точку, комфортный предел познания. А кто-то продолжает искать и ставит себе всё новые пределы. Вообще любые пределы наши: телесные, границы сознания, границы языка, если вспомнить Лотмана, — это всегда такая штука миражная, чем ближе мы подходим тем дальше они отодвигаются. Это бесконечный процесс. Здесь больше важен путь, наверное, чем результат. Подборка работ была интуитивная, по ощущениям.
Я провела на выставке часа три, и подумала, как же я рада, что пишу именно о ней. Мне очень нравится то, что делает команда ГМИО, они работают с душой, с полной отдачей.
Справедливости ради замечу, под название «Пределы миражей» попадает почти всё искусство, и этого искусства на выставке было очень много. Картины, арт-объекты, инсталяции, театр, танец. Музыка электронная и этническая. Даже искусство заваривания кофе или приготовления десертов. В одном зале художник создавал платье прямо на танцующей модели, в другом на модель примеряли виртуальное платье. В одном месте ирландские танцы, в другом танго или контемпорари. Одна активность заканчивалась, другая начиналась, и всё это юыл бесконечный поток.
Музыканты, танцовщики, актёры и просто гости взаимодействовали с пространством и друг с другом. В огромных шарах на втором этаже — пластические этюды, в сетке и у стеклянных витрин на первом фотографировались люди. Под музыку ди-джеев или виброфона двигались танцовщики. Пока ждали актёров, можно было послушать лекцию в темноте на улице о религиозных образах в искусстве. В зале со светящимися фужерами царила совершенно медитативная обстановка.
На втором этаже выделили комнату для детей, где они могли что-то сделать своими руками. Помимо основной выставки были доступны две внешних - художественных работ Игоря Николаева, посвященная Петру Первому плюс советской игрушки из коллекции Русаны Бордиян.
В общем, я попала в поток. В этом состоянии даже картины воспринимались по-другому. Захватило это меня на много часов.
Все выставки будут работать до 10 июля. Картины и арт-объекты в залах музея, которые были представлены на акции, остаются. Организаторы обещаю экскурсии, как классические, так и необычные, например, поиск в предметах искусства арканов таро. Будут также экскурсии для детей.
Музей ГМИО находится по адресу Партизанская, 5А, лит. М. Узнать всю информацию можно на страничке музея ВКонтакте или на его сайте.
Музей им. Врубеля: эпоха Петра I и ароматы эпохи
Я, Полина Лучинская, журналист и помощник главного редактора медиа «Трамплин», отправилась в музей имени Врубеля, в корпус напротив драмтеатра. Здесь состоялось открытие выставки «Тот шкипер славный, кем наша двигнулась земля… Пётр Великий. К 350-летию со дня рождения». Часть экспонатов представлена публике впервые.
Модель судна «Ингерманланд». Собрание Е.Е. Москаленко, Омск. Один из любимых линейных кораблей царя Петра I
В основном зале выступал струнный оркестр под управлением Григория Вевера с концертом «Музыка XVIII века». Артисты исполнили произведения Антона Фердинанда Тица и Джузеппе Сарти. Прозвучавшие симфонии и квартеты стали отражением русского барокко, которое возникло при правлении Петра I.
Классическая музыка, звучащая в стенах музея, добавляла антуража. Её сопровождал бесконечный звук затворов камер, щебетание детей и перешёптывание взрослых. Особенное настроение создавала настроение картина Гриценко «Ночь в Тихом океане», которая располагалась прямо за спинами музыкантов.
В целом создавалось интересное ощущение от мероприятия. В центре города кипела жизнь — тут будущие студенты гуляли после последнего звонка, у входов в музеи собирались желающие сесть на автобусы-шаттлы и посетить другие места, внутри самих зданий было множество активностей, лекций, мастер-классов. Царило настроение большого праздника.
После концерта я решила посетить выступление Сергея Лебединского, про которого мы недавно выпустили материал. Омич преодолел велопутешествие из города до Исландии, пешком перешёл вдоль по льду Байкал, и однажды совершил кругосветную парусную экспедицию. О других интересных приключениях Сергея вы можете прочитать в статье.
В музее Лебединский презентовал книгу «#ЖИТЬПОМЕЧТЕ», в которой рассказывает о велопутешествии в Исландию. Помимо этого, Сергей рассказал посетителям лайфхаки, как собраться в дорогу налегке, какие другие путешественники встречались ему на пути, и в чём преимущества велосипеда как транспорта.
Самое удивительное, что я услышала, велосипед Сергея существует в единственном экземпляре и состоит из заказных запчастей. При этом, его цена не заоблачная. А главная составляющая хорошей поездки — промывка цепи.
К сожалению, во время выступления Сергея через наш зал проходило множество людей в соседнюю комнату, где шёл другой мастер-класс. Было не очень удобно в маленьком пространстве отвлекаться на посетителей, снующих туда-обратно.
В завершение вечера я решила сходить в творческую зону «Аромат эпохи». Здесь я встретила замдиректора музея им. Врубеля по развитию основной деятельности Ирину Прохорову (также она — член команды «Проекта М», и автора серии статей на «Трамплине» «Люди места»). Ирина на «Ночи» отвечала за «духовную» составляющую. На каждом круге посетителей она рассказывала историю запахов, проходящих через эпохи. Например, мы обсуждали и «слушали» ароматы, чем пах Геракл, женщины XVIII и XVIIII веков.
В конце каждый гость мог собрать свой аромат из трёх составляющих: масла шли в порядке стойкости. Я собрала запахи сандала, можжевельника и бадьяна. Аромат получился стойким, интересным. Мне и моим знакомым он напомнил лекарство от кашля.
Кстати, знакомство с ароматами проходило на фоне триптиха «Цветы», где ровно месяц назад состоялась презентация парфюма «Врубель».
Так прошла моя «Ночь музеев». За эти часы я полностью погрузилась в атмосферу музея им. Врубеля, познакомилась ближе с его сотрудниками и стала частью большого культурного события. Хочется, чтобы традиция «Ночи» сохранялась и становилась ещё масштабнее.
«Либеров-центр»: картины, музыка, поэзия и не только
Я, Валерия Пронькина, посетила «Либеров-центр». Музей показал гостям насыщенную и интересную программу «Модерн сквозь время». Мероприятие началось с награждения лауреатов IX региональной выставки-конкурса «Молодые пастелисты Сибири» и презентации произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства в стиле модерн художников Е. Дорохова, Л. и П. Заремба, Е. Тонких, Н. Прониной, С. Демиденко и других.
В представленных работах они показали свой вариант неомодерна, опирающегося на идеи модернизма, который ставил целью как можно полнее раскрыть индивидуальность автора через создание новой реальности, отличающейся своей декоративностью и театральностью.
Большинство произведений выставки – яркие живописные картины, с переплетением извивающихся линий, необычными растительными и цветочными мотивами. Магические и завораживающие – вот как бы я их охарактеризовала. Глядя на такие картины, как будто погружаешься в волшебный и таинственный мир, в котором живут мифические существа.
Полина Заремба, триптих «Лунное затмение», 2022. Холст, масло.
Евгений Тонких, «Саламандра», 1997. Холст, масло.
После презентации выставки гостям рассказали историю кукол в эпоху модерна, затем последовала концертная программа «Музыка на все времена» народной артистки России Валентины Алексеевны Шершнёвой и студентов факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М Достоевского. Молодые омские таланты исполнили романсы «Молитва» А. Варламова на слова М. Лермонтова, «Тихо всё» Т. Толстой, песни Садко «Ты прощай навеки Волга-мать» и Пепиты «Вольный ветер», а также множество других замечательных произведений. Зрители разных возрастов слушали певцов, затаив дыхание, и после каждого номера взрывались аплодисментами.
В заключение концерта слово взяли участники Литературной лаборатории при Союзе писателей России. Они прочитали стихотворения собственного сочинения и небольшой рассказ, который вызвал улыбки и смех публики.
В этом время на первом этаже музея каждый желающий мог заглянуть в арт-ателье омских мастеров, где талантливые омские художницы рисовали пастелью.
– Особенно это интересно понаблюдать людям, которые никогда не видели, как работать пастелью. Они удивляются, что растирать её по бумаге нужно руками, а не кистью, как мы привыкли в работе с акварелью. Благодаря такой технике получаются красивые плавные переходы от одного цвета к другому, – рассказала сотрудник музея, Мадина Насковец.
На протяжении всей программы также можно было пройти квест «Архитектура омского модерна», посмотреть выставки музея, сделать фото в специальной фотозоне «У примы немого кино» и поучаствовать в различных мастер-классах. Все те, кто любит создавать что-то своими руками, вне зависимости от возраста попробовали себя в изготовлении магнита в технике мозаики и веера в стиле модерн. Желающих было много – за столами редко встречались свободные места.
Фотозона «У примы немого кино»
В 20 часов на втором этаже погас свет и стихли разговоры: началась премьера моноспектакля актрисы Драматического лицейского театра «Материнское поле». Позже прошла познавательная лекция о поэте и драматурге Эдмоне Ростане и его влиянии на искусство модерна, а закрыл самый культурный вечер года показ кинофильма «Раба любви».
Насыщенная и увлекательная программа вряд ли оставила кого-либо равнодушным: получили удовольствие все люди искусства, будь то художники, литераторы, театралы или просто ценители прекрасного. Не скучали и дети благодаря занимательным мастер-классам. Ночь музеев в «Либеров-центре» определенно прошла на славу!
Вечер в Музее театрального искусства
Мне захотелось посетить что-нибудь мне незнакомое, поэтому я, Марфа Сазонова, отправилась в Музей театрального искусства. Он находится в Доме кино и внутри здание выглядит довольно скромным. Всего два больших зала: один со сценой, а другой с экспонатами.
Музыкально-поэтический концерт провела студия им. Ермолаевой. На гитаре играл Александр Чесноков, пели Евгения Славгородская и Елена Устинова. Репертуар труппы состоял из произведений Булата Окуджавы, Веры Матвеевой и других бардов и поэтов.
Концерт понравился всем тем, кто любит советскую прозу про любовь. Дуэт Елены и Евгении получился очень нежным и порой грустным.
После концерта прошла экскурсия, на которой нас познакомили с историей музея, показали архивные фотографии омских театральных актёров и режиссёров, эскизы омских художников-постановщиков, афиши к большим премьерам, например, спектаклям «Любовь и голуби» (эту пьесу, по сценарию которой сняли знаменитый кинохит, написал Владимир Гуркин во время работы в омском драмтеатре) и «Король лир». Больше всего мне понравились рисунки Марины Шиповой: её работы выглядят очень яркими и простыми, но в тоже время, подробными и детальными.
Затем был мастер-класс по оригами, где делали бабочек. Увы, он заинтересовал только одну девочку, которую родители взяли с собой в музей. Сначала она расстроилась, что делает бабочку с одним организатором, но потом обрадовалась, что всё внимание и внимание гостей уделяется ей одной.
И наконец, в 20:00 состоялся моноспектакль Лицейского театра «Иду я раз однажды по улице…» с Игорем Коротаевым. Спектакль поставлен режиссёром Сергеем Тимофеевым по рассказам Аверченко, Зощенко и Чехова.
Формат моноспектакля оказался очень живым и ярким, несмотря на то, артисту приходилось играть разных персонажей. После спектакля прошла викторина на тему омских театров.
Ночь в Музее театрального искусства мне показалась довольно простой, но интересной. Очень понравился спектакль Лицейского театра и некоторые экспонаты, но хотелось большего. Было бы здорово, если бы в музее было бы больше подробностей об истории некоторых театров, а не только архивные материалы.