Дата публикации: 16.07.2022
В начале июня в Омске прошли «Хоровые игры Сибири». Они собрали более 700 участников из семи регионов России: Красноярского и Алтайского краев, Омской, Новосибирской и Свердловской областей, Подмосковья и Самары. 14 июля состоялась творческая встреча с организатором «Хоровых игр» Татьяной Капустиной. Она рассказала об этом масштабном мероприятии и поделилась проблемами хорового искусства в Омске и поиском пути их решения.
«“Хоровые игры Сибири” — это большой форум. Мы достаточно узкоспециализированы, но мы это компенсируем. Чем? У нас есть концерты дружбы, конкурсные дни, концерты закрытия и открытия и образовательная программа экспертов. К нам были приглашены высокие деятели искусств, знаменитые дирижёры, которые работают именно в направлении “хоровое искусство”. Очень редко на музыкальных фестивалях сидит специалист-хоровик. У нас они были. Многие участники приехали на экспертное жюри. Была очень высокая оценка нашего мероприятия — и в подготовке, и в уровне участников, и в разведённых номинациях».
Какие проблемы вскрылись во время проведения фестиваля?
— Самое главное — нам нужно большое здание для того, чтобы 700-800 участников разместить. А на следующий год, я надеюсь, у нас будет гораздо шире диапазон участников. Нужно, чтобы они сами смогли послушать друг друга. И, конечно, это должна быть площадка с определённым акустическим звучанием. Нам нужна широкая сцена, аудитории для переодеваний и распеваний, чтобы в каждой аудитории был инструмент. Что есть у нас в городе? Органный зал — шикарный звук. Переодеться — вопрос, распеваться — вопрос. Концертный зал — хороший, большой, стратегически хорошо расположенный. Но вариантов распеваться нет, переодеваться — только балетный зал наверху. В этом году мы всё же нашли здание, в котором это можно было бы логистически продумать, это был наш «Центр гуманитарного развития и образования». Но, рояля на сцене нет, станков нет. Ну ладно, у нас один хор стоит другой движется, без конца выносить и заносить станки было бы трудно. Сейчас хоровое искусство быстрыми темпами движется в современность, и мы уже можем видеть театрально-хоровые сюжеты. Сейчас даже есть такая номинация как «эстрадный хор». Когда поют, танцуют, имеют возможность подключить микрофоны, работают смешивая стили. Но на следующий год станки будут и даже будут разные залы, чтобы у нас разные направления чувствовали себя комфортно.
Активного, яркого, акустического, правильного, профессионального места с учётом особенностей хорового пения у нас нет. Площадки есть, но попасть туда в нужное время невозможно. А фестиваль можно проводить только в начале лета, пока участники, студенты и школьники не разъехались на каникулы.
А если люди решили собраться и заняться хоровым пением, есть ли проблема места, где им объединиться?
— Проблема назрела давно, от разных направлений и возрастных аудиторий. У нас в Омске идёт большое количество хоровых фестивалей, школы искусств соревнуются, студенческие идут фестивали, ветеранские.
Вы знаете, что сто лет назад, в 1921 году, у нас закрылась Народная консерватория в Омске? Потому что не нашли помещения. На сегодняшний день иметь центр хорового пения у нас в городе очень важно.
В октябре мы были участниками всемирных хоровых игр в Бельгии. Из-за политических условий это всё прошло посредством телемостов. И вот большая сложность была в том, где этот телемост провести, чтобы представить область, показать лучший звук. Органный зал занят, в Концертный зал просто не зайти. Для некоторых мероприятий у нас очень недосягаемые площадки, иногда это проблема материальная. Здорово было бы иметь стратегическую точку, где был бы зал, репетиционные помещения и которая бы называлась «Центр хорового пения». И этот вопрос неоднократно поднимался и раньше многими нашими дирижёрами.
Вернёмся к хоровым играм. Как возникла идея их провести?
— Идея возникла года 2-3 назад, когда собрались вместе все неприятности: нет специалистов жюри на конкурсах, хор поёт на сцене, инструмент стоит внизу, негде распеться, негде переодеться. Захотелось сделать хоть раз по-человечески. У нас фестиваль отличается от других омских тем, что у нас разный возраст на сцене одновременно, разные направления, уровень подготовки. Чтобы молодой учился у пожилого, любитель учился у профессионала.
Сначала пришла пандемия и проведение отложилось. И хорошо, потому что за время ожидания возник концепт, что это не фестиваль, а именно «Хоровые игры», это нас отличает. В этом году эта идея реализовалась.
Вы как-то сказали, что хоровое движение набирает обороты сейчас. А с чем вы это связываете?
— Когда человек делает что-то вместе с другими, он чувствует, что он не один. А наше традиционное — это петь вместе. Раньше в общеобразовательных школах были хоры, во дворце пионеров, в училищах, на заводах. И мы очень рады, что сейчас это возрождается что нас поддержало большое количество коллективов, в том числе профессиональные, наш Музыкальный театр, например.
Когда заодно, тогда вражды не возникает, люди приходят и поют в радость на эмоциональном подъёме. Люди друг в друге нуждаются, а хор это реализует.
Что касается помещения, построить что-то, неверное, трудно, а вот какая бы площадка, как вам кажется, подошла бы?
— Я давно хожу и смотрю все наши заброшенные здания. Вот Ленина, 48 — архитектурный памятник в ужасном состоянии. Загляните в окна, там люстры с потолка до пола. Залы есть, место есть. Так и хочется сказать: «Пустите, помогите отремонтировать». Даже находятся единомышленники, которые ввязались бы в это. Но это же проблема. Или бывший Музей культуры и искусства Сибири. Я звоню в Министерство имущественных отношений: «Пожалуйста, дайте зайти внутрь, есть возможность, есть интерес, есть заинтересованные люди, возможно, мы найдем деньги, дайте посмотреть, вдруг потолок не тот». Нужно здание с определённой высотой потолка, с определённой акустической динамикой. На сегодняшний день у нас такого здания нет, принципиальный уровень естественной акустики не соблюдён. В Концертном зале всё решает оборудование, там хоровые коллективы выступают с подзвучкой. А хоровое искусство очень тонкий, ювелирный материал, который в подзвучке нуждаться не должен.
Конечно я хочу, чтобы здание было в центре, оно должно быть таким, чтобы в него хотелось прийти. Когда прохожу мимо здания на Ленина, 48, у меня такая грусть. Здание есть, а заинтересованности в нём нет.
А на открытых площадках вообще реально выступать?
— Мы хотели на нашем форуме сделать концерт под открытым небом, но нам не повезло с погодой. Такая история для хоровых коллективов возможна при определённом оборудовании и культуре публики. Но, как я уже говорили, любительские коллективы летом трудно собрать. А академического филармонического хора в Омске и Омской области нет.
Но вообще это идея с выступлением под открытым небом стратегически очень нужная. Я бы попробовала сделать такой «Хоровой парк».
Вот человек пришёл на «Хоровые игры Сибири» послушал, ему понравилось, хочет ещё. Куда можно сходить, узнать информацию?
— К сожалению, у нас нет централизованной информационной хоровой площадки. В своё время у нас в Омске был Союз композиторов и даже было открыто отделение Всероссийского хорового общества. Сейчас если вы хотите попасть в хоровое движение, вам нужен персонаж, хотите знать, приходите ко мне или ещё к кому-то, кто с этим связан. Вообще создание хоровой информационной платформы очень хорошая идея, нужно этим заняться.
Автор: Анна Воробьёва
Фото: Александр Румянцев