История «Комнаты 24». Как студенческий театр вышел на большую сцену

Дата публикации: 17.03.2023

Гигантское ухо из монтажной пены, чистые витражные окна и личная драма на сцене. В Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского есть экспериментальный театр – «Комната 24». Сначала студенты играли в маленькой аудитории, а сегодня выступают на большой сцене. С помощью чего любители добились успеха? О чём говорят молодые люди на языке театра? И как может существовать «Комната», если из вуза ежегодно выпускаются актёры? «Трамплин» поговорил с руководителями труппы.

 

Окна в светлое будущее: об успехе

 

Из маленькой аудитории на большую сцену. Студенческий театр «Комната 24» официально начал работать с Домом актёра. Это необычно, признаются руководители труппы, ведь они – любительский коллектив. История первой премьеры заставила посмеяться корреспондента «Трамплина». Рассказывает креативный директор театра Юнона Калтыгина:

«В труппе есть девочка, которая работает в Доме актёра. Она договаривалась, чтобы нам предоставили площадку, по возможности бесплатно. Сцену нам дали. И за это мы там помыли все окна. Даже с радостью! Они красивые, витражные».

 

Юнона Калтыгина, креативный директор театра

Фото из архива «Комнаты 24».

 

После первого спектакля студенты получили хорошие отзывы. Представители Дома актёра предложили заключить договор о сотрудничестве. «Всё как у настоящего взрослого театра», – гордо заявляет драматург «Комнаты 24» Анастасия Чернышёва.

 

Раньше студенты выступали на сцене Дворца искусств имени А.М. Малунцева. ОмГУ выделял средства на нужды театра, но финансирование прекратили. С тех пор ребята держатся на собственном энтузиазме. От университета зависят только репетиционной площадкой – это аудитория № 14 в цоколе второго корпуса. Именно там в 2015 году родилась «Комната 24».

 

Как может существовать театр, из которого каждый год уходят люди? Если смену второстепенных персонажей ещё можно представить, то, например, художественного руководителя – с трудом.

 

«Раньше репертуара не было. Спектакль играли один раз. Нужно было в конце года обязательно оформить большую постановку – отчётную. А сейчас, когда есть определённый костяк, мы уже два-три года набираем репертуар. Это позволяет вводить и выводить людей. Такая фишка студенческого театра – ты выпускаешься», – с ноткой грусти отмечает выпускница Настя.

 

Анастасия Чернышёва, драматург театра

Фото: Юнона Калтыгина

 

Одна голова хорошо, а три лучше: про театр

 

Сейчас «Комнатой 24» руководят три девушки. Мы вас познакомим. Режиссёр и художественный руководитель – Арина Шульгина, студентка 3 курса факультета филологии, переводоведения и медиакоммуникаций ОмГУ. На этом же факультете, но на 4 курсе учится драматург и помощник режиссёра Анастасия Чернышёва. А креативным директором является студентка 3 курса факультета экономики, психологии, менеджмента Юнона Калтыгина.

 

Руководители театра

Фото из архива «Комнаты 24».

 

Историки, физики, филологи, переводчики, химики, математики, журналисты, пиарщики, юристы, программисты – всего 25 человек. Сейчас в театре самая большая труппа за всю его историю. В состав также входят студенты колледжа ОмГУ, будущие медики из ОмГМУ, ребята из ОмГУПСа.

 

«У меня есть личная теория: люди никогда не приходят в театр просто так. Неважно, где человек учится, если есть жажда творчества, она рано или поздно проявится», – делится режиссёр.

 

Арина Шульгина, режиссёр театра

Фото: Юнона Калтыгина.

 

Парней в коллективе меньше, чем девушек, поэтому иногда приходится привлекать друзей. «Мне кажется, это какое-то нереальное везение, что собрались такие люди. Они готовы с горящими глазами работать за идею. У нас проходят прослушивания, это старая традиция. В сентябре новый набор», продолжает Арина.

 

На осенних прослушиваниях берут почти всех. Девушки говорят, что даже непрофессионалу видно, когда человек не боится сцены и любит выступать. Приходят и те, кто просто хочет найти компанию, завести друзей или научиться читать стихи. Чаще всего такие ребята не получают желаемого и идут в другие студенческие клубы.

 

«Я попала через прослушивание. Потом нас с Ариной просто назначили худруками, мы выдвинули свои кандидатуры», – поясняет Настя.

 

На учёбу театр не влияет, уверяют наши собеседницы. Репетируют после пар по вечерам. Хотя выстроить график непросто: у кого-то уже есть работа, кто-то получает водительские права.

 

Любая постановка – процесс сложный. Всё начинается с выбора пьесы, рассказывает Арина Шульгина:

«Мы отправляем ребятам материал, с которым решено работать. Они читают. Потом мы собираемся. Станиславский говорил, что режиссёр, когда приносит пьесу, никогда не должен первым высказывать мнение. Его должны высказать актёры, потому что актёр будет жить роль, а не режиссёр».

 

Следующий этап – прослушивание на роли. Здесь уже важно мнение драматурга и режиссёра. Бывает, что человек идеально воплощает персонажа, иногда кто-то не подходит для роли. Желания актёров тоже учитывают. Конфликтов на этой почве в коллективе пока не было. Мы решили задать собеседницам провокационный вопрос:

– А если вы хотите сыграть главные роли? Нельзя же просто сказать: я буду играть!

– Нет, мы участвуем в прослушивании.

– Кто вас оценивает?

– Например, когда было прослушивание к «Ван Гогу», Настя пробовалась на одну из ключевых ролей, хотя она была автором части пьесы. Со стороны тогда смотрела я, наравне с другими актёрами. Если я захочу прослушаться, будет важно Настино мнение, – поясняет режиссёр.

 

Звёздной болезнью девушки, по их собственному мнению, не страдают. Принимают конструктивную критику от коллег и друг от друга.

 

Фото из архива «Комнаты 24».

 

«Застольный период» – это репетиции, когда актёры просто читают с листа. Так труппа проводит половину времени. Потом набирают обороты: подключаются движения, формируется картинка на сцене; затем появляются декорации, текст – наизусть.

 

По уровню занятости репетиции – как вторая работа, признаются студентки. А ещё большая эмоциональная нагрузка: прожить, осознать, прочувствовать образ. «Творчество должно начинаться с желания отдавать», – подметила Арина.

 

Премьеры ребята стараются продвигать. Рекламу не покупают. Зато сами организуют тематические фотосессии, публикуют контент в соцсетях, привлекают друзей, знакомых и родственников. Это лучший пиар, смеётся Юнона:

– У нас 3 марта был спектакль. Плохо продавались билеты. Мы хотели даже отменять показ, уже расстроились. Сообщили труппе, что, наверное, придётся отказаться. И дальше началось…

 

– Я не знаю, что они сделали, но через четыре дня мы были в ТОП-4 Яндекс.Афиши в Омске, продолжила забавную историю Арина.

 

Личная драма и огромное ухо: репертуар

 

У «Комнаты 24» есть два больших спектакля, которые студенты играют на большой сцене. Расскажем по порядку.

 

«Вита». В переводе с латинского «вита» – это жизнь. Весь сценарий придумала, написала и предложила Анастасия Чернышёва. Это её личная история: «Я, считай, писала дневники. Это поток сознания… Потом редактировали. Проект экспериментальный, направлен на женскую аудиторию».

 

Главная героиня Вита ищет себя, ей плохо, она не знает, как жить дальше. На помощь приходят сны. Мимолётные видения относят девушку в прошлую жизнь, где всегда играла музыка. Именно музыка поможет Вите обрести силу.

 

Интересно, что главную роль сыграла не сама Настя, а Юнона. Она идеально подходила под образ, говорят девушки. Актёры в спектакле несколько песен поют a cappella, звучат фольклорные мелодии в современной обработке.

 

«Спектакль о том, как музыка вплетается в твою жизнь, как она помогает. Сотни лет назад фольклорная музыка была повседневным элементом жизни, а в современном мире не так», – поясняет драматург.

 

Фото: Вероника Черникова.

 

Работу оценил зритель, отзывы в большинстве положительные. На показы приходят студенты, родственники, друзья и знакомые труппы, даже преподаватели вузов и, конечно, просто поклонники искусства. Молодому театру важна обратная связь, делится Анастасия: «На последней “Вите” ко мне подошла девушка. Ей прямо хотелось развёрнутых комментариев, она плакала стояла, благодарила».

 

А вот коллеге по «Комнате», Арине, идея спектакля сначала не понравилась: «Для полного осмысления его нужно посмотреть не один раз. Сначала я не понимала, я не соглашалась с героиней, с темами. Мне было не близко. Очень интересный опыт! Никогда раньше я не работала над авторским текстом». Режиссёр призналась: «Вита» помогла ей понять простую истину – все люди разные, со своим уникальным опытом.

 

«Винсент, проснись». Пару лет назад Арина прочитала книгу «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна, это биографический роман о Винсенте Ван Гоге. Диалоги автор, конечно, придумал сам, в чём признался. Жизнеописание основано на письмах художника к брату Тео. Студентка вдохновилась и предложила театру поставить спектакль о нидерландском импрессионисте.

 

Актёры читали, обсуждали, придумывали. Главный герой появился сразу – студент юридического факультета ОмГУ Кирилл Игнатенко. Лейтмотивом всей постановки является вопрос, которым герои задаются не раз:

«Дашь ли ты чувству, которое тебя ест, которое забирает свободное время, которое тебе нормально жить не даёт; ты всегда думаешь о чём-то, всегда себя коришь за что-то; дашь ли ты ему себя уничтожить? Зачем ты этим занимаешься?», – озвучила Анастасия Чернышёва.

 

Ван Гог не ответил при жизни, не ответил и в постановке. За художника говорят картины, уверены девушки: «Он близок нам как студенческому театру. Потому что он одну картину продал, был известен в узком кругу таких же людей, которые ничего не продают, но “горят” делом».

 

Фото: Вероника Черникова.

 

Не только о творчестве рассуждают актёры со сцены. «Винсент, проснись» – это про любовь, про семью, про жизненные трудности. Режиссёра Арину Шульгину тронула личная история художника:

«В спектакле есть сцена с родителями. Отец Ван Гога прямым текстом говорит ему: “Если бы ты и впрямь родился художником, то у тебя бы всё получалось как надо, с первого раза, без всякой мазни”. Для меня это близкая проблема».

 

Если сценарий к «Вите» написали быстро, то над интерпретацией текста Ирвинга Стоуна работали целый месяц и ещё два ушло на репетиции. Перед премьерой актёры сильно волновались, хотя учатся бороться с эмоциями, участвуют в специальных тренингах.

 

«На последних прогонах все переживают. Потому что всегда всё хорошо говорят, но на финальных репетициях забывают, слова просто улетают», – вспоминает Юнона.

 

Гвоздём спектакля стало огромное ухо. Да, то самое, что художник себе отрезал. Декорации – дело рук самих студентов. На этот раз креативный директор проявила весь свой креатив:

«Костюмы нам шьёт моя мама. А декорации мы делаем сами. Когда был спектакль про Ван Гога, возникла идея создать огромное ухо. Долго думали, из чего его можно сделать, чтобы было по весу лёгким, недорогим и реальным. В итоге решили из монтажной пены. Мы на бумажках нарисовали огромное ухо и заливали его, вырезали. Получилось неплохо».

 

Фото: Вероника Черникова.

 

Деньги с продажи билетов идут на качественные материалы для декораций, все средства вкладывают в «Комнату 24». А ухо и другие «прелести» хранятся на основной площадке. «Мы очень гордимся, что у нас есть отдельный шкафчик в Доме актёра. Там “Винсент” написано», – застенчиво призналась Настя.

 

Реакция зрителя – вот на что сейчас труппа обращает внимание. Ребятам интересно сравнивать: что они вложили в постановку, а что увидела публика. Жёсткой критики не было. А вот замечания от поклонников театра есть: постановка голоса актёров, звук, навыки работы на сцене. Студентам приятно, что их оценивают с профессиональной точки зрения, хоть это и любительский театр.

 

Не выходи из «Комнаты»: планы на будущее

 

«Собачка бежит по кругу» – так будет называться следующий спектакль «Комнаты 24». Сценарий готовится по книге Дмитрия Кононова, преподавателя ОмГУ. Он сам предложил команде своё произведение.

 

«Когда мы начнём работать, я буду постоянно об этом думать. Мне греет душу то, что человек, которого мы не знаем, доверил свою личную историю, свою жизнь. В мире так много людей, мы не можем залезть им в голову. А тут он сам пускает», – делится эмоциями режиссёр.

 

Зритель увидит последние пять лет из жизни сына советской интеллигенции. Биография повествует о сложностях самоопределения в современном мире. Главным персонажам около 30 лет. Проблемы этого поколения схожи с нашими, говорят девушки. Не все, впрочем, разделяют энтузиазм худруков. Юноне идея не по душе:

«Мне не нравится книга, по которой они хотят поставить новый спектакль. Там, конечно, есть некоторые моменты, их можно преподнести. Но конкретной идеи для спектакля не увидела. Наша аудитория – наши родители – к такому не готовы».

 

Дата премьеры известна – 24 мая. Тогда и увидим результат совместной работы студентов и преподавателя. Редакцию «Трамплина» на спектакль пригласили.

 

В Омске большая театральная конкуренция. Много студенческих, любительских, независимых театров и площадок. Бороться за зрителя «Комната 24» не хочет, а вот к совместным проектам ребята готовы.

 

Важный вопрос: что будет дальше? В этом году университет оканчивает драматург театра Анастасия Чернышёва. В следующем году вуз покинут режиссёр Арина Шульгина и креативный директор Юнона Калтыгина. Как же театр?

 

«Это огромный висящий в воздухе вопрос. Мы стараемся максимально его откладывать. У каждого есть свои планы на будущее. Лично я хочу оставить театр в своей жизни», признаётся Арина.

 

Как минимум ещё год работать планирует и Настя. Девушки не исключают, что «Комната 24» уйдёт вместе с ними – уже за пределы ОмГУ. Чётких планов пока нет, но наши собеседницы откровенно говорят: это больше, чем театр, – это семья. А как можно оставить семью?

 

Автор: Диана Камалетдинова

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.