Битва в пустыне и новый Лоуренс Аравийский: стоит ли смотреть «Дюну 2»

Дата публикации: 7.03.2024

Итак, Пол Атрейдес жив. Он собирает вокруг себя фрименов, снова обретает старых друзей, чудом спасшихся во время катастрофы, подчиняет себе песчаных червей и готовится вступить в решающую битву. Цель Пола – месть за отца и возвращение контроля над Арракисом. Награда для Пола за лишения и опасности – любовь прекрасной пустынной воительницы Чани.

Любой, даже самый подробный, пересказ содержания второй части «Дюны» Дени Вильнёва трудно считать спойлером. Куда всё двинется, хорошо понятно по первому фильму. Сюжетная гравитация неумолима – обязательно будут и любовь, и битва, и укрощение чудовища из пустыни, и преклонение фанатиков, и внутренняя борьба главного героя с закономерным её исходом. Конечно, Пол не может отказаться от борьбы; и, уж конечно, он в ней не погибнет (до финала «Дюны 2» точно). В общем, тут главное не «что», а «как».

Именно во второй части развёртываются во всю мощь предсказания, явные и неявные, которые можно заметить в первой части. И даже само слово «Дюна» впервые звучит именно здесь – это очень важный и очень эффектный момент. Вильнёв показывает наконец, что ассоциации с «Лоуренсом Аравийским», бессмертным шедевром Дэвида Лина и любимым фильмом Фрэнка Герберта, вышедшим на экраны в 1962 году, неслучайны. Заглавный герой Лина, отчаянно голубоглазый британский офицер, оказывается один в сердце пустыни, поднимает её жителей на борьбу против общего врага, а в процессе борьбы превращается в безжалостного убийцу, уверенного в высоте своей миссии. Если две истории схожи вначале, то, даже только покупая билет на «Дюну 2», можно догадаться, что и в дальнейшем обстоятельства повлекут юного Пола в определённом направлении – к кровавой каше, в которой по всей Галактике будут гибнуть миллиарды людей.

Персонажи вокруг юного мессии тоже продолжают развиваться и раскрываться. Герой Хавьера Бардема оказывается простодушным фанатиком, а героиня Ребекки Фергюсон – хладнокровным манипулятором, готовым ради сына обманывать целые народы. Чани – это внезапным образом рационалистка, пытающаяся противостоять идеологическому дурману и спасти от него Пола (её уникальность в этом качестве – единственная маленькая слабость сценария, которую, конечно, хочется простить и забыть).

На экране появляются и новые лица. В роли императора Шаддама IV – Кристофер Уокен, но очень жаль, что этому великому актёру почти нечего играть. Практически неузнаваемый Остин Батлер (Элвис у База Лурмана и Тэкс у Тарантино) выдаёт пугающий перформанс в качестве Фейд-Рауту Харконнена – гладиатора и маньяка, достойного представителя великой семьи. Флоренс Пью в роли принцессы-хронистки Ирулан очень хороша, но её, как всегда, трудно принимать всерьёз. Леа Седу, манипуляторша из ордена Бене Гессерит, прекрасна без каких-либо оговорок (тоже как обычно и даже ещё немного больше).

На вопрос «И что, как оно?» ответим как есть: великолепно. После предпоказов критики единодушно писали, что вторая часть эффектнее, зрелищнее и глубже первой, и теперь понятно, почему: потому что она эффектнее, зрелищнее и глубже. Эпизоды гонки на черве, финальной битвы или гладиаторского боя в резиденции Харконненов уже сейчас, в начале марта, можно смело вносить в список лучших киносцен года. Оператор Грег Фрэйзер получил «Оскар» за первую «Дюну» и теперь сделал заявку на вторую – пожалуй, ещё более уверенную, чем в первый раз. Масштабные пустынные пейзажи, мрачные сцены с бароном Владимиром, напоминающие картины Караваджо, крупные планы по-киношному прекрасных лиц – всё это и многое другое заставляет смотреть на экран, не отрываясь и не глядя на часы (и это в 170-минутной картине).

По отношению к режиссёру после просмотра реально испытывать только два чувства. Это благодарность и чувство вины. Каждая часть масштабной франшизы получает право на существование только в случае триумфа предыдущей, и Вильнёв сначала ждал успеха первого фильма, потом – успеха второго. Тут очень важно поддержать производителя – но условия российского проката, похоже, совсем не про то. Впрочем, промежуточная касса показывает: у Вильнёва и на второй раз всё получилось, эстетика и коммерция исключительно «за».

Собственно, и по финалу второй части понятно: режиссёр рассчитывал, что сможет создать трилогию. Теперь мы ждём. Очень ждём. Ради бога, продолжайте.


Автор: Николай Дубровский

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.