Литературные лайфхаки в пересказе омички - участницы «Мастерской Захара Прилепина»

Дата публикации: 24.12.2020

«Мастерская Прилепина» – это комплекс лекций, семинаров, мастер-классов от критиков, поэтов, сотрудников редакций и писателей. Цель проекта – повысить литературное мастерство участников, расширить их культурный кругозор, дать навыки критического чтения и актуальной коммуникации – то есть познакомить с теми, кто пишет, публикуется, может дать совет и поддержать начинания.

Первые два набора авторов обучались в арт-резиденции «Русский лес» в подмосковном Лапино, третий поток Мастерской в целях безопасности перенесли в онлайн. Двухнедельное обучение началось 7 декабря.

Чтобы попасть на проект, можно было либо пройти по общему конкурсу на сайте Прилепина, либо получить рекомендации с какого-нибудь фестиваля. Омички – Александра Яковлева и Ольга Харитонова были рекомендованы на Мастерскую от фестиваля «Тарская крепость», прошедшего в июле 2020 года. Но принять участие в проекте смогла только одна из них. 

Мы попросили Ольгу Харитонову рассказать о прошедшем обучении. 

Мы встречались вечерами в ЗУМе. Каждый день разбирали тексты участников и слушали по две лекции. Разборы не менее полезны, чем теория: ты учишься критически оценивать чужую работу, конструктивно высказываться, сравниваешь свои комментарии с отзывами опытных мастеров; а когда разбирают твой текст – смотришь на него десятками других глаз, это невероятно ценно.

 

«Излишняя болтовня губит сценарий»

 

Алексей Коленский, киновед и кинокритик, посоветовал нам смотреть хорошее кино и читать сильные тексты. Если мы, не обладая абсолютным музыкальным слухом, слушаем того, кто одарён, у нас возникают определенные мозговые процессы, эхо эмпатии. В литературе также, – мы можем уловить ритмику хорошего текста, настроиться на его законы, тем самым улучшив своё письмо.

Рассуждали мы и о писательском творчестве. Писать, по словам Коленского, стоит о том, чему свидетелями были только мы. Если мы об этом не напишем, значит, уникальное знание, уникальный опыт был дан нам зря.

Вместе с Алексеем Коленским мы учились разбирать и оценивать сценарии. Запомнилось несколько цитат с его разборов:

«Кинематограф становится искусством, если мы при просмотре видим и чувствуем больше, чем формулируем».

«В сценарии каждое действие должно быть наполнено драматургией: герой может лечь, чтобы соблазнить, а присесть, чтобы выждать, пустых действий быть не может».

«Хорош тот сценарий, где нет нужды в диалогах, излишняя болтовня губит произведение».

Чтение от Алексея Коленского:
Статья режиссера Алексея Попогребского «Я снимаю только те фильмы, которые меняют меня»

 

Не пытайтесь написать нового «Гарри Поттера

 

 

Алексей Портнов, редактор АСТ (Редакция Елены Шубиной), рассказал о взаимодействии с издательствами.

Для чего пишется текст? Цели у всех авторов разные, но есть три провальные стратегии.

Первая – писать в расчете на славу, желать проснуться знаменитым. 
Это неверная установка, невыполнимая. Хорошо продаваемая книга – штука, которая случается сама по себе. Точного рецепта книги, которая понравится читателю, просто не существует. Никто не думал, что тираж романа «Лавр» Водолазкина перепрыгнет отметку в 160 тысяч экземпляров, а роман Яхиной «Зулейха открывает глаза» – 600 тысяч. И даже сейчас, когда это случилось, разгадать секрет их успеха не представляется возможным.

Вторая провальная стратегия – желание заработать, иметь стабильный заработок с продажи книг. Портнов сказал честно: тиражи падают, у издательств нет денег.
У людей много развлечений помимо чтения, поэтому спрос на литертуру падает. Популярность электронных и аудио-книг растёт, но это не перекрывает отток читателей бумажных изданий. Единицы авторов зарабатывают достаточно и могут больше нигде не работать. Наивно думать, что получится вот так просто попасть в число этих счастливчиков.
Гарантии успеха не будет, даже если писать в популярном жанре. В нём выходит много книг, конкуренция огромная, а выстреливают единицы. 
– Это как заниматься сексом, чтобы зачать гения. Можно мечтать об этом, но спрогнозировать это нельзя, – пошутил Портнов.

Третья стратегия, которой стоит избегать, – попытка найти успешный кейс на рынке и «сесть ему на хвост». Вспомните, сколько было книг «по следам» Гарри Поттера. Пытаясь повторить чей-то успех, вы сразу ставите себя в невыгодную позицию – во-первых, вряд ли у вас получится также хорошо, а во-вторых, копиям всегда остаются лишь остатки внимания от оригинала.

Что же делать? Алексей Портнов вторит Алексею Коленскому, советует писать о себе, о том материале, который интересен, о том, о чём хорошо знаете. Портнов уверен, если тема увлекает, автор сможет написать хороший текст и при этом не ориентироваться на чужие истории успеха.

Как действовать, если текст уже готов?

Редактор АСТ советует провести анализ книжного рынка: найти книги, похожие на вашу, книги-аналоги, посмотреть, в каких издательствах они вышли. Это важно сделать для обращения в нужное издательство, в то, которое подойдет именно вам. Зачем слать, например, стихи туда, где не выходило ни одной поэтической книги?

Можно найти обходной путь – начать с публикации в толстом литературном журнале. В нём издаться проще, чем в издательстве: журналы не работают по модели самоокупаемости, они могут печатать рисковые тексты. Журналы могут стать надёжной первой ступенью к созданию своего литературного имени.

 

Читайте современников

По наблюдениям писателя Захара Прилепина многие молодые люди, которые сейчас берутся писать, пугающе нелюбопытны, удивительно «непогружены» в литературную среду. Кого молодежь называет среди любимых авторов? Двух-трёх человек из прошлой эпохи. В то время как настоящий писатель, имеющий маниакальную влюбленность в литературу – должен постоянно расширять кругозор, читать современников, – и не для того, чтобы осудить их, выяснить, кто лучше, а для понимания своего времени в целом.

Прилепин посоветовал жить ощущением огромности своей задачи, желать сказать слово, которое никто до нас еще не говорил. Помнить, что настоящая литература это не «для души», это профессиональное занятие, и заниматься им нужно с ясным сознанием, не затуманенным алкоголем, табаком, гневом или завистью.

Список чтения от Захара Прилепина:
Из подзабытых авторов – Марк Алданов, Сергей Викулов, Евгений Винокуров, Борис Корнилов, Владимир Луговской.
Из современников – Михаил Тарковский, Андрей Рубанов, Александр Терехов, Михаил Елизаров, Леонид Юзефович.

 

Смотрите вокруг себя

Писатель Василий Авченко уверен, если автор пишет о том, что ему интересно, то читатель это непременно чувствует. Этот транслируемый интерес и удерживает внимание на книге – честная рефлексия автора, внимательно описанные им детали, глубина изучения материала.

Авченко советовал внимательно смотреть вокруг себя: есть масса вещей, которая просится на страницу, вокруг много материала, который можно поэтизировать, произировать. 
Так Василию Авченко пришла идея его книги «Правый руль» – он написал  том, что происходило на его глазах: зарождение и закат индустрии по продаже подержанных японских автомобилей, спасшей в свое время забытое федеральной властью Приморье.

 

Секреты хороших верлибров

Олег Демидов, поэт, критик и литературовед, не только выступил куратором Мастерской, но и сам провел несколько лекций и разборов. 

Среди присланных на разбор текстов было много верлибров. Теории по написанию верлибров в сети немного, потому мы пытались «нащупать» принципы в процессе обсуждения. Выяснили, что в хорошем верлибре должно быть несколько поворотов мысли, сюжета, настроения. В свободном тексте ведёт энергия, поворот мысли, не как в силлаботонике – ритм и рифма.

Разбирая нарративные верлибры девушек-участниц, пришли к выводу, что у женщин, наверное, это в крови – умение ткать, сплетать полотно, а тексты – те же полотна.

Просто пересказ произошедшего или описание окружающего, по словам Демидова, – это акынство, а не поэзия. Поэт – это не тот, кто проговаривает простые мысли, а тот, кто осмысливает, преображает реальный мир с целью сделать фокус на важном.

Список чтения от Олега Демидова:

Александр Переверзин, Игорь Караулов, Юрий Орлицкий, Андрей Чемоданов, Анна Долгарева.

 

Проблема поэзии

Кто хочет заработать на издательстве, должен в последнюю очередь заниматься поэзией, – рассказал Александр Переверзин, издатель и поэт.

К сожалению, у каждого современного поэта есть своя аудитория, а вот у всей современной поэзии – ее нет, о поэзии нет разговора в обществе, она не приносит сиюминутной пользы. И все читатели современной поэзии – это люди сами пишущие.

 Список чтения от Александра Переверзина:

Геннадий Русаков, Игорь Куницын, Мария Маркова, Дмитрий Веденяпин, Александр Тимофеевский.

 

 

Это был повод познакомиться и пересечься в одном месте с большим количеством авторов, личная встреча с которыми иначе, наверное, была бы невозможна. Это был шанс задать вопросы, расспросить опытных, практикующих авторов о творческой «кухне» (ведь глубоко проработанной информации на такую тему в сети мало). 
У обучения писательскому мастерству есть сторонники и противники. Но я для себя нахожу такие проекты очень полезными
, – подводит итог Ольга Харитонова.

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.