Дата публикации: 19.09.2024
Накануне в омской Пушкинской библиотеке прошёл кинопоказ. Формат для этого учреждения не самый очевидный, но дело в том, что и фильм определённо не предназначается для кинофестивалей. Создавался он, по словам режиссёра (по совместительству сценариста, продюсера и исполнителя ряда других функций) Бориса Мельникова, с одной целью – сохранить память об одном конкретном человеке.
Речь об Александре Ивановиче Петрове – омском учёном, преподавателе ОмГУ, декане исторического факультета, заведующем кафедрой истории и теории религии, основателе и первом декане отделения теологии, которое принято считать первым в современной России факультетом богословия светского вуза. В прошлом году Петрову могло бы исполниться 70 (к этой дате изначально и хотели создать картину), но сердечный приступ оборвал его жизнь ещё в 2000-м на Ярославском вокзале Москвы.
– Мне многие задавали один и тот же вопрос, – рассказал Мельников в своей речи перед показом. – «Почему ты это делаешь? Почему именно ты это делаешь?»
Отвечая, режиссёр объяснял, что Петрова знал ещё с 1977 года, когда сам был второкурсником истфака ОмГУ, а будущий герой его картины едва ли не целыми сутками работал в археологическом музее того же вуза: днём занимался паспортизацией коллекции, а ночами выполнял обязанности сторожа. В музее началась большая дружба, которая продолжалась бы и дольше 23 лет, если бы не трагические обстоятельства.
Впрочем, был озвучен и второй ответ на всё тот же вопрос: «Потому что кто-то должен». Режиссёр с грустью отметил, что в российской высшей школе не сложились традиции корпоративной культуры, которые бы предполагали сохранение памяти о личностях с выдающимися достижениями. За Петровым достижения числятся, и его помнит масса конкретных людей – друзей, коллег, учеников. Но за пределами этой массы не остаётся почти ничего, а после смены поколений может просто ничего не остаться. Поэтому очень нужно было снять фильм.
Называется картина просто и безыскусно: «Петров Александр Иванович». Под стать этому названию получились и все 65 минут экранного времени. Режиссёр разговаривает с вдовой своего героя (действие происходит на кухне, вопросы начинаются со слов «А расскажите, пожалуйста»), со священником, который называет себя «духовным сыном» Петрова (кажется, так, но немудрено что-то перепутать), с выпускниками ОмГУ, сотрудниками этого вуза и Пушкинской библиотеки. «Если бы не Александр Иванович, я, может быть, не стала бы кандидатом философских наук», – говорит одна из интервьюируемых, и зритель соглашается: да, заслуги Александра Ивановича велики.
В числе героев картины депутат Законодательного собрания Омской области Владимир Лисин и депутат Государственной думы Олег Смолин (оба, кстати, по образованию историки), культуролог из ОмГУ Александр Жук. Из Омска действие переносится в окрестности озера Линёво (там Петров раскапывал Надеждинку), в Тарский район (там Петров открыл екатерининскую культуру эпохи позднего неолита и ранней бронзы), в Шербакульский район (там Петров нашёл следы людей каменного века).
В том, что касается рассказа о достижениях, фильм чётко делится на две части. О Петрове-археологе говорят другие люди: «классик омской археологии», автор выдающихся открытий, которые приходится учитывать всем последующим специалистам, человек, умевший разглядеть следы древних культур в самых невзрачных находках. О богословском образовании говорит исключительно сам Александр Иванович на вставленных в фильм архивных видео. Радуется тому, что ОмГУ – первый вуз, сделавший своим почётным профессором патриарха РПЦ, рассуждает об актуальности для российской школы (в том числе высшей) условного «Закона Божия», представляет, как благодаря православию изменится российское образование. Объясняется ли это особенностями источниковой базы или автору фильма более интересна тема науки – сложно сказать.
В любом случае видео и фото с Петровым очень оживляют картину. Одних рассуждений коллег и учеников было бы недостаточно, чтобы представить этого человека – не «сухаря» от науки, а живого и обаятельного, любившего историю, переживавшего за своих студентов, певшего на вечеринках и не жадного на пятёрки на экзаменах.
«Шумерские глаза, персидский нос» – так поёт о герое фильма под гитару один из выпускников где-то ближе к финалу. Да, как-то так Петров и выглядел – в полном соответствии с курсом «Истории Древнего Востока», который он читал для самых юных студентов. Кстати, жаль, что этот курс, оставшийся в памяти каждого выпускника истфака ОмГУ определённых лет, остался практически без упоминаний. Но сложно объять необъятное – а заслуги Петрова перед наукой и университетской культурой и правда слишком велики.
Борис Мельников, по его словам, продолжает работу по сохранению памяти о своём друге. Он собирает материалы к биографии и собирается добиваться установки мемориальной доски с именем Александра Ивановича Петрова. Больше шансов в пользу доски на стене дома, где Петров жил: руководство ОмГУ, по словам Мельникова, не проявляет в этой истории какой-то заметный со стороны энтузиазм.
Автор: Николай Дубровский
Фото предоставлены библиотекой имени Пушкина.