Дата публикации: 26.02.2021
Шуточная форма портрета – шарж – пришла к нам из Франции. Омские художники успешно освоили это жанр: рисуют шаржи на свадьбах, по заказу на подарки и даже устраивают выставки.
Трамплин побеседовал с двумя омскими шаржистами - Алёной Пожиленко и Анастасией Терсковой о тонкостях жанра.
Автор: А.Терскова
Анастасия Терскова: Я художник-шаржист, и для меня это звучит гордо. Это замечательная, классная, волшебная работа!
Обе художницы закончили факультет искусств ОмГПУ, Алёна Пожиленко также получила магистра дизайна в ОГИС (сейчас ОмГТУ).
Алена Пожиленко:
Всё началось довольно случайно, я не планировала заниматься шаржами. Первый заказ на шарж поступил моему другу, но он не захотел за него браться и отдал мне. А я решила попробовать. Затем мне захотелось развиваться и совершенствоваться в этом. А потом уже и музейные выставки были, и работа для телеканала в этом направлении, и заказы на изображение первых лиц нашего региона – 52 шаржа для Законодательного собрания Омской области к Новому году, и в том числе шарж на губернатора Буркова, например. Рисовала по фотографии и, к сожалению, реакции заказчиков не видела.
Шарж А.Л.Буркова
Автор: А.Пожиленко
В 2018 году родилась идея сделать выставку «Следы обмена», которая состояла из фотографий людей и шаржей. Это был концептуальный проект с множеством смыслов.
фото Виталий Проговоров
Во-первых, название выставки отсылает к такому термину как «потлач». Это традиционная церемония демонстративного обмена дарами у индейцев. Примерно то же происходит, когда я рисую людей и дарю им свои рисунки, они в знак благодарности тоже часто дарят мне всё, что есть под рукой, значки, какие-то открытки и так далее. Получается обмен, и тем самым меня признают и уважают как художника, так же как в потлаче, чем более ценный подарок ты сделал, тем больше уважения и признания ты заслужил, это очень интересный обычай.
Во-вторых, эта серия фотографий была своеобразной переписью населения, ведь я за много лет работы нарисовала огромное количество абсолютно разных людей разных профессий, я даже рисовала шаржи на бездомных, это был потрясающий опыт.
Выставка прошла в 2018 году в музее «Искусство Омска», а затем в 2019 в галерее Министерства Культуры Омской области.
фото Алёны Пожиленко
Периодически попадаются разные интересные предложения, где требуются мои умения рисовать веселые картинки людей, например, я рисовала для передачи «Акценты недели», где обсуждались омские новости за прошедшую неделю. А сейчас рисую весёлые портреты знаменитостей в передаче «Штрихи к портрету».
Анастасия Терскова:
Еще в университете, на занятиях по наброскам я начала рисовать какие-то быстрые скетчи и зарисовки, потом это переросло в позитивные карикатуры. Карикатуры были немного жесткие: с большими носами, узкими глазами, крупными большими зубами, сросшимися бровями (если такое позволяла национальность), с большими острыми подбородками, маленькими узкими лбами, тонкими-тонкими шеями… Это всё смотрелось очень гротескно, с сарказмом.
Потом я стала рисовать знаменитостей, чтобы наработать сходство, выразительность передачи черт. Я находила интересные портреты в журналах и из журналов перерисовывала – Якубовича, Боярского, Безрукова, Никулина, Киркорова.
Получается, начала я давно, еще в 2011 году. Стала рисовать для себя и для друзей, сделала пару шаржей в подарок.
Как-то я рисовала на дне города в парке, мой рекорд - 126 человек за 3 дня, я прямо отмечала количество, ставила точечки на листе. На следующий день города меня уже узнавали, подходили. Сейчас я такое не практикую уже, было очень интересно, но физически тяжело.
Как-то я нарисовала шарж в стиле венецианского карнавала: девушка были в больших красивых платьях, мужчины в шляпе с пером. Я о нём позже даже давала интервью омским журналам, чтобы популяризировать приглашение шаржистов на мероприятия.
Сходство хитрое - то есть, то нет. Иногда у человека лицо без особых отличий, без каких-то колоритных черт: без выразительных глубоких глаз, больших носов, бровей, (веки бывают такие красивые!) – бывает не за что даже зацепиться, и с такими лицами намного сложнее работать. Если у человека есть харизма, необычность внешности, то художнику намного проще передать сходство в портрете.
Со временем сходства добиться стало легче, я сразу вижу пропорции лица, намечаю глаза, нос, рот по определенным схемам, которые у меня сложились.
Лучший вариант мужской внешности для меня – усы, очки, чуб или лысина.
Сейчас я вступаю в Союз художников, то есть я не просто шаржист, а профессиональный художник, который работает над большими серьезными полотнами, знаковыми для нашего города, выставляюсь на выставках (ссылка на наш материал) и позиционирую себя как многостаночник: могу и натюрморты, и пейзажи, и портреты. Работаю в сфере педагогики – преподаю в детской художественной школе БОУ ДО ДХШ 5, веду живопись, рисунок, композицию и дпи, также веду онлайн уроки на своём канале, а еще я официально в декрете.
Про материалы и время работы
Алена Пожиленко:
Сначала я рисовала простым карандашом, затем перешла на такой материал как сепия, он более мягкий и выразительный, позволяет работать быстрее. Также я работаю пастелью, если нужны цветные рисунки. Но сейчас я перешла на графический планшет и 95% всех шаржей рисую именно на планшете, это современно, мне нравится.
Я скидываю заказчику электронный вариант, если нужно, то их потом распечатывают. Можно печатать на фотобумаге или на холсте, а кому-то хватает и электронного варианта, который можно сразу же выложить в соцсети или поставить на аватарку.
Автор: А.Пожиленко
Анастасия Терскова:
Изначально я рисовала шаржи простыми карандашами, это было достаточно длительно, потому что каждый штришочек нужно было нанести отдельно, проштриховать, создать тон, создать цвет. В начале уходило на шаржи около 8 минут, сейчас – 5 минут.
Сейчас я перешла на пастель. Мелок разворачиваешь боком и заполняешь им большие плоскости: тон лица, румянец и все остальные нюансы уже прорисовываешь сангиной, темными штрихами, растираешь, добавляешь также карандаш. Сейчас я использую в шаржах также спиртовые маркеры, линеры и яркие материалы, которые передают сочность цвета.
Автор: А.Терскова
Напротив вас садится человек. С чего начинается портрет?
Алена Пожиленко:
Я всегда начинаю с улыбки. Это первое, что хочется уловить и запечатлеть.
Анастасия Терскова:
Начинается портрет обычно со взгляда, с улыбки. Со знакомства - потому что, если мы знакомы, мы можем друг другу улыбаться.
Работа начинается с нахождения сходства. Я начинаю улавливать его, вглядываясь в овал лица. У мужчин лица более угловатые, у девушек округлые. Если человек немного в пышной форме, то у него есть щечки, и все части тела немного припухлые, округлые. Если это худой человек, то у него вытянутые строгие черты лица, выразительные верхние и нижние скулы.
Автор: А.Терскова
Попасть точь-в-точь или импровизировать
Алена Пожиленко:
Как показывает опыт, большинство людей хотят видеть себя похожими, без каких-либо сильных искажений, но практически все просят добавить объема волосам, убрать морщинки и сделать лицо более стройным. Другими словами, чуть приукрасить, так я и стараюсь делать.
Анастасия Терскова:
Можно поимпровизировать с причёской, особенно у девушек, я часто предлагаю сделать какую-то невероятную красивую укладку. Можно придумать аксессуар на голове, девушки любят, когда им рисуют на голове корону.
Можно заложить в шарж какую-то визуализацию, визуализировать мечту: например, девушка хочет выйти замуж, и мы ей рисуем кольцо на пальце. У меня был случай – я нарисовала девушке кольцо, потом эта девушка прямо во время рисования ее шаржа познакомилась с молодым человеком, и у них потом была свадьба. Вот так быстро сработала визуализация.
Еще можно в руках нарисовать воздушный шарик, какой-то подарок, ключи от дома, от машины, билеты в Париж, пачку денег, чемодан для путешествий. Вот здесь могут быть эксперименты, а с лицом я сильно не экспериментирую. Максимум увеличиваю ресницы, губки, девушкам - иногда грудь.
Автор: А.Терскова
Автор: А.Пожиленко
Как люди реагируют на свои шаржи?
Алена Пожиленко:
С улыбкой, но большинству кажется, что все, кроме него, получились похожими. Это лишний раз подтверждает, что мы видим себя иначе, чем нас видят со стороны.
Анастасия Терскова:
Мне очень отрадно видеть реакцию людей, когда я разворачиваю шарж.
Люди реагируют по-разному, но в основном это позитивная добрая улыбка.
За 10 лет моей работы только два человека были удивленны увиденным – мол, почему же у нас не такие большие губы, не такая большая грудь, не такие прекрасные глубокие синие очи. И был один мужчина, который посчитал, что его слишком молодо нарисовали, но состарить не составило труда, нарисовать ему морщины.
А так все реагируют позитивно, все улыбаются, всем нравится. Обращаются ко мне снова и снова, приходят за заказами для друзей.
Автор: А.Терскова
«Как есть» или немного приукрашенная действительность?
Алена Пожиленко:
Обычно изображаю людей чуть более веселыми, добрыми, немного мультяшными. Я не делаю карикатуры, делаю добрые шаржи.
Анастасия Терскова:
Я рисую как есть, но действительно приходится немножечко украшать – добавлять блеск в глазах, рисовать длинные ресницы как в рекламе туши. Вставляю зубы тем, у кого их нет (быстро и не больно), - ведь когда дело доходит до улыбки, многие стесняются и тушуются (если имеют неправильный прикус, неровные зубы или еще что-нибудь), но всё вставляется как в фотошопе и выглядит идеально! То есть по заказу можно хоть что добавить, хоть что увеличить или уменьшить. Но в пределах разумного, чтобы человек был узнаваем.
Автор: А.Пожиленко
Про свадьбы и курьёзные случаи
Алена Пожиленко:
Недавно был забавный случай. Рисовала шаржи для гостей на свадьбе. Вокруг наблюдают люди, все общаются. Одна девушка говорит другой: «К нам на работу тоже недавно приходили художницы, рисовали шаржи весь день! Только на обед сходили и всё!». Я поворачиваюсь и говорю: «Ой, да это же были мы!».
Через пару минут подходит другая женщина и говорит: «Шаржи сейчас так популярны! У нас в Министерстве культуры сейчас даже выставка с шаржами проходит!». Я поворачиваюсь и отвечаю: «Ой, да это же моя выставка!»
В общем, суть истории такова: приятно, когда все о тебе говорят, но жаль только, что пока ещё не знают в лицо! Будем работать над этим.
Анастасия Терскова:
Я как-то рисовала на армянской свадьбе (в начале моей карьеры) и у меня не вошел нос мужчины, на формат А3! Было весело, но уходила я с этой свадьбы довольно быстро.
Один мужчина просил меня нарисовать его сначала как космонавта, потом как президента, потом как великого мыслителя, и он постоянно что-то придумывал, я очень долго его рисовала.
Однажды пришли девушка и парень, а после них - другая пара, снова эта же девушка, но с другим парнем. Я удивилась. Оказалось, это были близняшки, в одинаковой одежде, и они меня не предупредили, решили разыграть.
Аккаунт Алёны Пожиленко в инстаграм: @alena.pozhilenko
Канал Анастасии Терсковой: TerskovaART