Дата публикации: 12.05.2023
Нет офиса, сотрудников, отчётности и членских взносов. Есть встречи, активисты, стратегия и переговоры. Омичка Вероника Локтева без вложений создала бизнес, который развивается и сможет приносить доход в будущем. Что такое мастермайнд? Как обмануть собственный мозг? Почему это дело нельзя назвать инфоцыганством? И зачем нужен бизнес, который не приносит прибыли? Мы поговорили с основателем мирового сообщества Nika.WorldClub.
Великий и ужасный мастермайнд
Мировое сообщество образовано всего год назад. Цель – развитие, поддержка и эффективная коммуникация. Классический портрет участника: женщина в возрасте от 25 до 47 лет. «Мы делаем продукты и для молодых людей, но они, к сожалению, менее активны. Поэтому сейчас упор на девушек», – объясняет основатель мирового сообщества Вероника Локтева.
Вместо офиса – чат в Telegram. Сейчас там более 600 человек. Общение и планирование проходят дистанционно. Некоторые онлайн-продукты сообщества представлены в других регионах: Орле, Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Славгороде, Ярославле; даже за рубежом – в Таиланде, Турции и Египте.
«Основной продукт нашего сообщества – это восьминедельный мастермайнд тематический. Модератор, который ведёт группу, – это эксперт. У него есть твёрдый и измеримый результат», – рассказывает основатель сообщества.
Мастермайнд – это восемь встреч, посвящённых определённой теме. У каждого члена группы – индивидуальная цель. Перед запуском курса экспертов обучают: как работать с темой, какие инструкции можно дать участникам, какие техники стоит применять и прочее. Модераторов не нанимают, они являются членами сообщества. От рекламы, кстати, Вероника тоже отказалась:
«600 человек сейчас – это люди, которые пришли органически. Например, человек прошёл мастермайнд, рассказал об этом знакомым или в социальных сетях. Так приходят новые потоки. Мы ни с кем не сотрудничаем в плане продвижения. Растём тем способом и в том темпе, который нам комфортен».
Темы определяет аудитория. Как всегда, всё зависит от запроса. Немаловажно и наличие эксперта – специалист должен не просто обладать знаниями, но и хотеть вести группу. Если карты сходятся, мастермайнд запускается. Его «скелет» эксперты готовят заранее. Первая и последняя встречи – это приветствие и подведение итогов соответственно.
«Остальные шесть встреч мы насыщаем информацией, техниками, домашними заданиями, чтобы был реальный результат. После обучения к человеку прикрепляется бадди», – описывает процесс Вероника. Поясним: бадди – это опытный модератор, который провёл две и более групп, он становится некой опорой, поддерживает члена группы даже после окончания мастермайнда.
Что интересует омичей?
Спектр тем обширен, говорит наша собеседница: от макияжа и стиля до психологии и телесной терапии. Конечно, люди хотят говорить о том, что их беспокоит. В сообществе поднимали как личные вопросы, например про смерть близких и развод, так и профессиональные, вроде финансового анализа для бизнеса или инвестирования.
«У нас была отдельная группа целеполагания для мужчин. Мы хотели создать более камерную обстановку, чтобы участники в доверительной атмосфере могли находиться», – отмечает основатель сообщества.
Сейчас готовится новый проект, совместный. Это коллаборация двух модераторов: одна девушка сильна в продажах и умеет снимать качественные ролики для соцсетей, а другая – психолог. Некоторые участники сообщества обратили внимание, что они не реализуют свои возможности, даже зная, как это сделать. Многие боятся или страдают синдромом самозванца. Причин много. Поэтому важно получить и психологическую помощь.
«У нас есть очень сильный продукт, который мы защищали через школу социального предпринимательства. Мастермайнд для подростков – профориентация, тест профессий на базе реального бизнеса в рамках нашего сообщества. Это для подростков от 13 до 18 лет».
Приведём конкретный пример того, как проходит мастермайнд. Возьмём тему целеполагания, с ней в сообществе работают с момента основания. Первым делом участники знакомятся и ставят предварительные цели. Вторая встреча через неделю – корректировка целей. Важно, чтобы они были достижимы, реальны и измеримы. Например, «стать счастливой» – не лучшая формулировка, а вот «заработать миллион рублей» – чёткая и понятная.
К третьей встрече участники под руководством эксперта описывают декомпозицию на восемь недель, то есть этапы, которые нужно пройти для достижения целей. Сложно учесть сразу все нюансы, поэтому план в процессе работы корректируется. Следующий этап – формирование стратегии. Это самое объёмное задание, говорит Вероника:
«Мы представляем то, чего хотим через три года. Просто начинаем мечтать и выгружаем мысли в текст, затем оцифровываем. Например, если я хочу офис, то какой; если команду, то кто там должен быть; если хочу бизнес, то объём товарооборота и так далее. Добавляем цифры, то есть вычленяем цель, исходя из определённых параметров».
Эксперты сообщества уверены, что наш мозг боится слишком амбициозных целей. Поэтому с участниками проворачивают трюк-обманку: идут не к цели, а от неё, расписывают 36 пунктов вниз, на каждый месяц в течение трёх лет. Получается готовый маршрут от сегодня до мечты.
Звучит легко, но на деле всё не так просто. Кто-то не справляется с препятствиями на пути, другие не готовы к непредвиденным ситуациям. Слёзы – частый спутник мастермайндов, делится наша собеседница: «Бросают и рвут тетрадки, где всё расписано. Но в этом суть. Мечту начинают преобразовывать в цель, понимают, что всё достижимо. Больший инсайт получают те, кто сначала вредничал».
Цель, которую ставят на три года, можно достичь быстрее, уверена Вероника. Главное – не бояться и работать над собой. Тут важны мотивация, поддержка, личный пример. Для того и нужно сообщество, подытожила наша собеседница.
Оглядываясь назад
Вероника Локтева родилась и выросла в Омске, но несколько лет жила в Москве. Там познакомилась с форматом сообщества, разработала нестандартную бизнес-модель, при которой не нужны вложения. По личным обстоятельствам омичка вернулась в родной город и решила создать здесь нечто похожее.
«Я не планировала такой большой проект, не думала, что это ещё кому-то настолько надо. Оказалось, людям действительно нужна поддержка, особенно ввиду последних событий в мире. Мы начинаем объединяться. Сообщества сегодня – это выдающийся тренд», – рассказывает собеседница.
Нет уставного капитала, нет членских взносов, нанятых сотрудников, даже офиса нет. Каждый модератор собирает группу там, где будет удобно. Некоторые специалисты работают в личных кабинетах, например психологи или косметологи. Делать массаж лица в кафе, мягко говоря, неудобно, а вот обсуждать финансы или коучинг за чашкой кофе – вполне себе. За столом собираются, как правило, 10–12 человек. Ещё в мировом сообществе есть комитет по активности, около 50 участников, которые принимают основные решения.
Такая бизнес-модель появится в других регионах, делится планами Вероника в интервью «Трамплину». Единственное отличие – в каждом новом городе будет свой руководитель. «Это действительно бизнес за 0 рублей, который создавался из боли моей собственной и вырос в нечто масштабное», – подчёркивает основатель.
Начинать Веронике помогала Алёна Сотникова, они созванивались в онлайн-режиме, затем начали обсуждать планы лично. Сегодня девушка продолжает быть частью сообщества, помогает в развитии, консультирует модераторов.
Не всегда омичи понимают формат. Бывает, приходят просто поговорить по душам, обсудить бывшего мужа, выпить чаю. Такие персонажи настроены на деструктив, позже они уходят сами. При этом основатель сообщества рада, что омичи чаще интересуются новыми веяниями:
«Сейчас у нас аудитория собралась та, которая понимает, зачем это надо. Им нужна поддержка, они готовы развиваться, становятся фактически нашими амбассадорами, потому что везде в социальных сетях упоминают сообщество, что-то рассказывают. Сначала было сложно объяснить, зачем надо встречаться с другими незнакомыми людьми, делиться результатами, рассказывать о целях».
Участник-наблюдатель добьётся меньшего, чем участник-деятель, к такому выводу приходят эксперты сообщества. Правда, некоторым людям действительно нужно время, чтобы привыкнуть к формату группового мастермайнда. Особенно когда плохо представляешь, что это такое.
Что будет дальше?
Корреспондент «Трамплина» не мог не задать собеседнице нескромный вопрос: если бизнес приносит только удовлетворение, но не доход, на что же жить основателю? Вероника отвечает:
«Я – ментор, бизнес-тренер, сертифицированный тренер по социальному предпринимательству, руководитель нескольких проектов».
Ещё один любопытный вопрос касается громкого названия. Почему созданное омичами в Омске сообщество именуется мировым?
«Если бы я его назвала по-другому, кажется, не хватило бы энергии для роста на весь мир. Плюс я чётко понимала, что через год-полтора о нас уже будут знать – и захочется выйти за границы. Не очень звучит, если работать с Таиландом или Турцией будет омское или сибирское сообщество. А вот мировое – другое дело», – поясняет Вероника.
Словно на мастермайнде по целеполаганию, в сообществе строят планы на будущее от большого к малому. Цель на ближайшие два года – экспансия бизнеса, 10 новых точек. В Санкт-Петербург на переговоры об открытии филиала Вероника полетит уже в конце мая.
Параллельно идёт обсуждение с партнёрами из Египта и Объединённых Арабских Эмиратов. Эксперты сообщества готовят международный проект при поддержке Центра социальных инноваций, чтобы наладить сотрудничество между странами. Цель – развитие бизнеса, инвестиции, поддержка туризма. Планы хотят презентовать на форуме «Инносиб».
В 2023 году Вероника запустит сайт мирового сообщества и организует профессиональную фотосессию для участников. Осенью стартует два новых направления: книжный клуб и клуб «Мир искусства». Сейчас комитет по активности разрабатывает модели.
«Мы будем делать какие-то соревнования, чтобы был приз. Хотим мониторить успехи друг друга, делится, кто что прочитал. А клуб по искусству требует больше времени и сил. Туда войдут несколько направлений: театр, опера, балет, живопись, музеи, история моды. У нас есть эксперты, готовые давать эти знания. Нам надо начать с азов», – объясняет инициатор.
Главная цель сегодня – получить лицензию на образовательную деятельность. Тогда модераторы смогут получать сертификаты государственного образца, а потом встраиваться в рынок и расширять свои возможности. Бюрократия в этом контексте носит положительный характер, отмечает Вероника:
«Давайте будем объективны. Если посмотреть инфополе, то сейчас много тех, кто чему-то обучает и даёт взамен филькину грамоту. Мы хотим качественный результат».
Есть сложности. При наличии лицензии сообществу придётся соблюдать некоторые условия, например разрабатывать методологию курса в определённом формате, вести учёт и прочее. Усилия себя оправдают, если эксперты будут проводить курсы систематически. Тогда, возможно, новыми красками заиграет и коммерческая сторона дела.
Автор: Диана Камалетдинова
Фото предоставлены мировым сообществом Nika.WorldClub.