Дата публикации: 16.11.2023
«Омск – интересный город», а «гончарное дело – это дорого». Мама четверых детей и гончар в третьем поколении Юлия Никифорова развивает в омичах любовь к древнему ремеслу. Для этого она открыла две мастерские – обучает детей и взрослых, проводит семейные мастер-классы и даже свидания влюблённых «за кругом». О том, как приручить глину и превратить дорогое удовольствие в бизнес, она рассказала «Трамплину».
«Пошла по стопам предков», шутят родные о Юлии Никифоровой. Девушка из небольшого села Рязаны Муромцевского района. Прадед по отцовской линии изготавливал кирпичи, дядя дедушки по маме был гончаром. О ярких фактах из своей родословной девушка узнала более 10 лет назад – тогда произошла её первая встреча с гончарным кругом.
«Во время учёбы в колледже на практике я увидела приоткрытую дверь мастерской, заметила, как мастер “гончарил” огромные вазы. Тогда я постеснялась подойти и узнать, как учатся гончарному делу. Лишь через несколько лет я взяла в руки глину вместо пластилина и начала лепить».
В детстве Юлия мечтала стать учителем, как бабушка, дедушка, тёти и мама. После школы поступила на преподавателя начальных классов. Вскоре поняла, что ей не хватает творчества. Перевелась в омский педколледж на учителя ИЗО и черчения. В 2002-м поступила в ОмГПУ на художественно-графическое отделение. Специальность – декоративно-прикладное искусство.
«Керамика, наверное, всегда была в моей жизни. Дома у нас была керамическая посуда. Я как завороженная каждый раз рассматривала узор. Размышляла, как она сделана и почему такая ровная. Она сильно отличалась от другой в кухонном шкафу. Я мечтала, что у меня дома, когда вырасту, будет много керамической посуды. Одна из чаш из детства сейчас живёт у меня. И я всё так же рассматриваю узор. Но уже теперь знаю, как она делается».
Любовь с первой чашки
Впервые за гончарный круг девушка села в 2017 году, когда пришла на курс по арт-терапии. Это была любовь с первой чашки, признаётся Юлия. Изделие она до сих пор бережно хранит в своей мастерской.
«Всегда представляла, что за кругом очень сложно и долго работать. Но оказалось иначе. Это был восторг. Я в момент поняла: “Вот оно!”. Вот тот материал и та трансформация, которую я искала! С первой чашки и начался путь в гончарное дело».
Юлия нашла преподавателя и начала активно заниматься ремеслом, много практиковалась за гончарным кругом. Появились первые изделия.
Вскоре мастер сама стала преподавать лепку из глины для детей. Участвовала в профессиональных конкурсах. На ярмарке мастеров в Красноярске Юлию наградили за сохранение традиции народной игрушки-свистульки.
«Я давно мечтала об отдельном месте, где смогу обустроить всё под керамическую мастерскую. Там проводить мастер-классы и занятия. Но найти помещение было непросто. У меня мощная муфельная печь. Её не везде можно установить. Плюс должна быть система вентиляции и вытяжки. А ещё желательно, чтобы в помещении были раковина и отвод воды.
В промзону посетитель не поедет, особенно с детьми. В бизнес-центре можно было открыть, но, как правило, всё будет испачкано в глине. Плюс мне сложно поднимать глину и вывозить изделия на обжиг. Сейчас печь стоит в гараже. Упаковываю всё и везу на обжиг. Потом обратно».
«В каждом взрослом живёт ребёнок»
Сейчас у Юлии две мастерских. Первая на улице Яковлева. Помещение она взяла в аренду и сделала косметический ремонт. Там проводит гончарные мастер-классы и занятия по ручной лепке. Вторая локация на Багратиона. Это место для детей.
«В каждом взрослом живёт ребёнок. Часто наши внутренние “дети” недоиграли, недотворили. Постепенно акцент в занятиях сместился на взрослую аудиторию. Есть те, кто приходит попробовать, осуществляет свою мечту и уходит. А кто-то возвращается вновь и вновь. Создаёт изделия в подарок для друзей и родных. Кто-то мастерит посуду».
Гончарное дело – это дорого. Особенно для того, кто решил открывать студию, говорит предприниматель. Самая затратная часть – оборудование. Чтобы приобрести муфельную печь для обжига, потребовалось около 200 тысяч рублей. Плюс гончарные круги. Первый обошёлся в 30 тысяч. Ещё два по 45 тысяч рублей.
Осилить такие траты своими силами Никифоровы не смогли. В семье четверо детей. Старшему Егору уже 18. Второму сыну 11, дочке Кате 8. Самый маленький Миша – ему всего 4 месяца.
«Я оформила самозанятость и подала документы на получение соцконтракта. В декабре прошлого года получила субсидию – 350 тысяч рублей. На эти средства смогла приобрести муфельную печь для обжига изделий из глины, партии глины, глазурей.
Планирую ещё обзавестись раскатчиком для глины. Он поможет быстрее и ровнее раскатать пласт глины для дальнейшего изготовления изделий. Это, наверное, один из шагов в расширении спектра мастер-классов».
Занятия по лепке для детей и подростков, курс сказкотерапии, тематические мастер-классы на дни рождения и корпоративы – Юлия придумывает различные форматы мероприятий в своих мастерских. Всё для того, чтобы больше людей заинтересовались древним ремеслом. Одно из самых популярных направлений – гончарные свидания «за кругом».
«Я люблю изделия, созданные на гончарном круге, люблю гончарить и делиться своей любовью. А вот как эти эмоции передать, как ввести посетителя в такой процесс? Этого я не понимала. Первые свидания были для меня очень волнительны.
Но в моменте я выдыхала и спрашивала саму себя: “А что я хочу получить от процесса? Что я чувствовала, когда первый раз села работать за круг?”. В этом состоянии я начала вести свидания.
Помню практически все пары, их эмоции и фразы. “Я как в детство попал!”, “Моя мечта сбылась”, “Это какое-то волшебство!”. Их можно на стене писать, как афоризмы. Это очень ценно для меня».
Свой круг
«Свой круг» – это не просто название мастерской, говорит Юлия. В нём скрыт двойной смысл. С одной стороны – это изделия, сделанные на гончарном круге, с другой – круг единомышленников. Людей, которые влюблены в керамику.
«Необъяснимо, но факт: чай в кружке, сделанной своими руками, вкуснее, а цветы в вазе – дольше радуют. Вместе мы создаём неповторимые, эксклюзивные предметы для интерьера и уюта в своём доме, сувениры, которые греют душу долгие годы».
Вести бизнес многодетной маме непросто. Когда в семье появился четвёртый ребёнок, мастер была вынуждена делегировать обязанности. Занятия в студия пока ведут приглашённые рукодельницы.
«Я скучаю по проведению мастер-классов, по возможности создавать атмосферу творчества, делиться с посетителями своей любовью к керамике. Возвращаться буду, но позже, как подрастёт малыш. Пока наращиваю мастерство и готовлю новые темы работы за кругом».
Один из перспективных проектов – «Вещи с историей». Юлия намерена предложить омичам создавать эксклюзивные изделия из глины по мотивам Омской губернии.
«Омск – интересный город. Своими личностями, событиями, стилями архитектуры. Всё это можно отразить в керамике. Например, мы можем слепить кружку по образцу тех, из которых пили чай в Генерал-губернаторском дворце. Занятия можно дополнить интересными и увлекательными историями от “Омскгид”. У кружки появляется история – создание и предыстория чаепития в Омской губернии».
Мечта Юлии – открыть мастерскую в историческом центре Омска. Возможно, этот проект приблизит мастера к её воплощению. Ещё одна цель – мастер-классы по развитию и самопознанию через керамику. Средства на реализацию и развитие своего дела мастер намерена получить с помощью грантов.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: личный архив Юлии Никифоровой