Дата публикации: 26.07.2023
Собрать вещи, сесть в своё авто и отправиться путешествовать. Для 22 миллионов россиян это идеальный план отпуска. Максимальная свобода – один из самых важных плюсов для любителей автотуризма. Вы можете сами составить маршрут, останавливаться там, где захочется, и охватить больше локаций, в отличие, например, от организованных туристских групп.

Анна Статва, эксперт по туризму, руководитель проекта Feel Travel:
«Интерес к такому виду отдыха и виду передвижения, конечно, растёт. Причём, если мы будем говорить о статистических данных, он в два раза превышает рост поездок по стране. Если в прошлом году прирост туристов внутри России составил 8%, то прирост автотуристов составил 15%».
Развитию автотуризма способствует сразу несколько факторов. Первое – геополитическая ситуация в стране. Сейчас много стран закрыты для отдыха россиян. Второе – популяризация автотуризма на федеральном уровне.

Президент Владимир Путин поручил разработать концепцию дальнейшего развития этого направления отдыха для россиян. По стране создаются многофункциональные зоны. Это комплексные места, которые оказывают все необходимые услуги для автомобилистов – от заправки и мойки авто до размещения, питания и иного обслуживания. Всего по стране должно появиться 286 подобных зон.
Анна Статва, эксперт по туризму, руководитель проекта Feel Travel:
«Вопрос развития автотуризма в стране сейчас обсуждается на самом высоком уровне. В июне в Санкт-Петербурге проходил экономический форум. Была создана стратегическая сессия на предмет развития автотуризма. Руководил площадкой вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Власти заинтересованы этим вопросом, а значит, он точно получит дальнейшее развитие.
Данный вид отдыха очень доступный. Он подразумевает вашу полную свободу. Вы сами себе планируете маршрут, останавливаетесь в любой точке. Вы можете комфортно путешествовать с семьёй, и чем больше человек у вас в машине, тем вам это более финансово выгодно».
Качество дорог за последние годы в России значительно улучшилось. Федеральные трассы, магистрали регионального и муниципального значения начали массово ремонтировать в рамках федеральных программ. По плану на 2023 год – привести в нормативное состояние около 137 млн «квадратов» дорожного полотна в 84 субъектах страны. На эти цели заложено почти 200 млрд рублей.

Анна Статва, эксперт по туризму, руководитель проекта Feel Travel:
«Понятно, что это не по всей стране, может, не касается каких-то дорог муниципального значения, но тем не менее условия для автотуризма создаются.
Если мы посмотрим статистику, то в 2000 году у нас в стране было 130 легковых автомобилей на тысячу населения, а в 2022 году уже 318. То есть в 2,5 раза увеличился автопарк у нас в стране. И легковой автомобиль есть чуть ли не в каждой семье. Вполне логично, что автотуризм, как следствие, развивается».
Однако не всем нужны идеальные трассы, чтобы путешествовать на авто. Евгений Батарщук и Павел Мирошниченко называют себя любителями бездорожья и не ищут лёгких путей на картах. Основателей клуба SIBIR TROFI OMSK интересуют самые непроходимые тропы нашей страны.

Покорители бездорожья
В списке путешественников десятки самых отдалённых и загадочных маршрутов. Проходить их мужчины начали на квадроциклах, позже пересели на отечественную «Ниву». Признаются: покорение экстремальных трасс так проходит гораздо комфортнее – в машине тепло и сухо, есть крыша и место, куда можно уложить багаж.

Павел Мирошниченко, основатель клуба SIBIR TROFI OMSK:
«Все думают, что наш отдых – это в грязи ковыряться. Нет. Грязь нужно проехать, и мы всегда её хотим проехать, не выходя из машины. Иногда мы попадаем в такие грязевые участки, что – кажется – их невозможно проехать, а ты проезжаешь! Адреналин в крови играет.
Мы приезжаем в такие места, куда очень сложно добраться, но оно того стоит. Это дикая, невероятно красивая природа».
Экстремальные экспедиции омские путешественники устраивают регулярно уже восемь лет подряд. Фото- и видеоотчёты выкладывают в сеть. Сегодня на их канале более 70 тысяч подписчиков, а один из роликов набрал более 2 млн просмотров. Одни восхищаются смелостью экстремалов, другие наблюдают со стороны, а некоторые присоединяются к движению.

Алтай, тайга, перевал Дятлова на Урале и десятки загадочных мест на территории Омского региона – в списке любителей бездорожья много непроходимых, но не для них, маршрутов.

Евгений Батарщук, основатель клуба SIBIR TROFI OMSK:
«Есть маршрут “Кулай”. Это Омская область, Тарский район. Это место репрессированных. Там очень мощная энергетика. Клочок сухой земли среди болот всего с одним выходом. Людей загнали туда и оставили жить. Они жили и не могли выйти – болото охраняло, как охранники. Из восьми тысяч выжили всего две тысячи человек.
Заехать туда крайне сложно. Это по силам только гусеничной технике или каким-то сверхмощным вездеходам, но мы заезжали. Это было уже не раз, и в этом году планируем опять посетить это место. Этот маршрут нас зацепил. Называется место “Острый нож”. Сейчас это такая Мекка».
Все маршруты любители бездорожья составляют сами. К экспедиции готовятся тщательно – от сбора личного багажа до полноценного ТО авто. Путь всегда экстремальный, техника работает на пределе. Важно, чтобы в пути машина не подвела.

Павел Мирошниченко, основатель клуба SIBIR TROFI OMSK:
«Бывало, маршруты нам давали подписчики – и мы их осуществляли. Вполне хорошие. Это также север нашей области. Через две недели едем на Алтай, у нас большая экспедиция. В планах ещё много мест. Хотим съездить на Байкал, на перевал Дятлова. Много мест в России».
Член центра «Своя дорога» Бахыт Садвакасов тоже любитель российского бездорожья. Байкал и восток Каспийского моря, где проходил Великий шёлковый путь, – самые памятные из десятков автопутешествий на его счету.

Бахыт Садвакасов, член центра «Своя дорога»:
«Восток Каспийского моря, где проходил Великий шёлковый путь, уникальное место для нашего континента. Туда мы ездили с супругой на одной машине, готовились. Когда мы там находились, думали: “Всё, сюда больше ни ногой!”. Много испытаний было – очень жарко, 40 градусов, нашествие каракуртов – это чёрная вдова, пауки такие. Мы прошли этот маршрут, но когда вернулись, сразу захотелось обратно».
Автопутешественник подтверждает: отдых на колёсах – один из самых комфортных и доступных. Однако заниматься экстремальным туризмом становится всё сложнее. Качество запчастей хуже, машин, которые способны покорять сложные трассы, меньше. Отечественные «Нивы» не выдерживают конкуренции с иностранными брендами, считает эксперт.

«У нас остаётся не так много достойных агрегатов, на которых можно построить серьёзные трофи-машины, то есть нет машин дальнего боя. “Нивы”, на мой взгляд, это машины ближнего боя – максимум 5–6 тысяч км в круг – и нужно становиться в стойло, чтобы заниматься восстановлением машины.
Серьёзные автомобили уровня “Ниссан Патрол”, известные всем 80-е “крузаки” не молодеют. Только 70-тки выпускают, и то они заоблачных денег стоят».
Однако эксперт уверен, что автотуризм, в том числе экстремальный, – перспективное направление для нашей страны. Развитию способствует внешнеполитическая ситуация. А желающих испытать новые ощущения и стать первопроходцем диких территорий всегда будет много.
«Мотоциклы – это у нас семейное»
Мама двоих детей, владелица мотосервиса «Филипп моторс» Дарья Ангел диких трасс и бездорожья не ищет. В свои путешествия девушка отправляется на любимом мотоцикле. На нём Дарья ездила с детства – сначала пассажиром вместе с родителями и собакой, потом села на место водителя.

Дарья Ангел, мотоциклист, владелец мотосервиса «Филипп моторс»:
«Увлекаться мотоциклами или нет – такого выбора у меня не было. Мотоциклы – это у нас семейное, и взращивалась любовь к ним с детства. Правда, папа был против, чтобы я сидела за рулём. Но я всё-таки получила права и купила свой первый мотоцикл, японскую 400-сотку. Деньгами помогали друзья и родственники. Купила я тогда свой первый мотоцикл за 100 тысяч рублей. С этого всё началось».
Первая поездка была в Караганду к родственникам. Так Дарья проехала в одиночку свою первую тысячу километров. Потом ещё тысяча до озера Балхаш на юго-востоке Казахстана. География путешествий расширилась, когда Дарья вышла замуж. С мужем на мотоциклах они уже покорили Турцию, Грецию, Сочи и Крым.

Дарья Ангел, мотоциклист, владелец мотосервиса «Филипп моторс»:
«Наши мотоциклы находятся в таком состоянии, в котором они могут преодолевать километры. Дополнительной подготовки они не требуют. На внедорожье мы фактически не съезжаем, если не учитывать российское бездорожье в рамках обычных дорог. Поэтому глобальных подготовок у нас нет – собрались, закинули рюкзачок и поехали.
В целом осталось смириться только с одним – что девушке нужно в один рюкзак сложить месячный запас всего, что нужно.
Сейчас авиаперелёты очень схожи с путешествием на мотоцикле. И там, и там есть ограничения по багажу. Вот у меня если кофр закрывается, значит, там всё должно быть».
Дарья с мужем хотят покорить Арктику, увидеть атомные ледоходы и Северный морской путь, познакомиться с Заполярьем и даже отправиться в экспедицию. Однако, пока дети маленькие, это лишь далёкая мечта.

Дарья Ангел, мотоциклист, владелец мотосервиса «Филипп моторс»:
«Когда ты едешь, ты думаешь: “Да зачем я еду?”. Дождь льёт каждый раз, когда я выезжаю. Ещё такой, чтобы ты сказал: “Ну, давай поедем завтра? Сегодня такой ливень!”. Если ты едешь по России, ты обязательно в ливнях. И любая экипировка, любой дождевик промокает.
Промокаешь, ненавидишь всё, но только мы возвращаемся домой, начинаем планировать новый маршрут».
Клопы, тараканы и прочие «удобства»
Комфорт – то, чего пока не хватает автопутешественникам, уверяют эксперты. В России крайне плохо развита дорожная инфраструктура, считает Анна Статва. Зачастую путешественникам негде остановиться по пути следования, чтобы перекусить и отдохнуть.
Анна Статва, эксперт по туризму, руководитель проекта Feel Travel:
«Когда мы вернулись домой из Крыма, я была удивлена, как мы не отравились в этих пунктах питания, где на самом деле санитарно-эпидемиологические условия оставляют желать лучшего.
Места размещения тоже все разные. Самое интересное в том, что цена примерно одинаковая, но в одном отеле за эту цену будут белый халат, тапочки и идеальная чистота, а в другом будут клопы, тараканы и всё прочее, и удобства на улице».

Фото – yowad.ru
Решением для автотуристов могли бы стать кемпинги. Это оборудованные летние лагеря с палатками или лёгкими домиками, местами для стоянки автомобилей и туалетами. Такими они должны быть в идеале. Российские варианты пока от него далеки.
Анна Статва, эксперт по туризму, руководитель проекта Feel Travel:
«Я недавно вернулась с Алтая и побывала в двух кемпингах. Один нас просто поразил. Это огромная поляна. С вас берут деньги за палатки и за дрова. То, что они сырые и не горят, это ещё ничего – спишем на дождь. Но туалет через дорогу в ужаснейшем состоянии, душа и бани нет, никаких настилов под палатки, никаких навесов. Развести костёр можно хоть где.
По сути – это просто поляна, с вас берут деньги и не предоставляют никаких условий. Меня это потрясло. У нас это развитие кемпингов только начинается. Встаёт вопрос о стандартизации, чтобы они соответствовали ряду требований».

Фото – novorosstartap.ru
Ещё одна проблема – отсутствие доступных туалетов на заправках. Дарья Ангел уверяет: попасть в санузел на омской заправке невозможно – персонал туда не пускает даже платно.
Дарья Ангел, мотоциклист, владелец мотосервиса «Филипп моторс»:
«А если в сторону Тюмени движемся по федеральной трассе, у придорожных кафешек есть услуга “платный туалет”. То есть ты покушал, а то, что у тебя накопилось, как говорится, ты должен отдать за деньги. В других местах по федеральным трассам я не видела такого. Это очень дико».
Отсутствуют вдоль омских трасс и контейнерные площадки. Автомобилистам приходится либо везти мусор с собой, либо выбрасывать на обочине. Многие, к сожалению, выбирают второй вариант, говорит Дарья.

Фото – impuls-ks.ru
«С качеством бензина тоже проблемы. Как по России, так и за её пределами, кстати. А чинить технику в дороге тоже сложно. Вообще инфраструктура у нас и в ближних странах не особо отличается. Зачастую в худшую сторону. Пока у нас нормальной инфраструктуры по пути следования не будет, автотуристов больше не станет».
Нет у российских автомобилистов и единого информационного ресурса, который позволил бы выстроить маршрут и спланировать путешествие. В турагентствах этим не занимаются. Человек вынужден изучать десятки ресурсов, чтобы распланировать поездку.

Фото – ru.freepik.com
Анна Статва, эксперт по туризму, руководитель проекта Feel Travel:
«В странах, где давно развит автотуризм, например в США, туроператоры зарабатывают на том, что составляют людям маршрут, бронируют заранее гостиницы, в которых они будут останавливаться, и дают какой-то пул рекомендаций. Это отдельная услуга. У нас такого вообще нет. За этим будущее».
Эксперты уверены: если сделать автотуризм в стране комфортнее, то и желающих войти в число автопутешественников станет гораздо больше. Однако пока это вопрос перспективы и, вероятно, не близкой.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: личный архив героев материала, открытые интернет-источники

