Мы в ответе за тех, кого приручили. Как омичи спасают брошенных животных

Дата публикации: 15.05.2024

Омские хвостики в очередной раз оказались в непростой ситуации. Один из омских мини-приютов попросили освободить занимаемый участок на пустыре, и четвероногие постояльцы вновь рискуют оказаться на улице, где каждый день – это борьба за выживание. Хозяйка небольшой ветеринарной клиники Елена Конычева не смогла пройти мимо и этой беды. Много лет она помогает волонтёрам спасать бездомышей, нуждающихся в лечении. Нередко к ней приводят и отловленных собак, которых она стерилизует, помогая тем самым снизить количество бездомных животных. Вот и сейчас она забрала на передержку сразу несколько собак из закрывающегося приюта.

С волонтёрми Региной Игнатович и её мамой хозяйка частной ветклиники Елена Конычева познакомилась несколько лет назад, когда они открыли свой небольшой приют на пустыре, в загородном посёлке, который теперь вынуждены закрыть. Помогала им в лечении и стерилизации животных.

«У меня стационар с передержкой. В основном я занимаюсь бездомными животными. Частные отловщики или волонтёры привозят ко мне собак, я их стерилизую, мы ставим бирку и выпускаем по месту обитания», – говорит Елена. При том она поясняет: собаки – социальные существа. И, собираясь в стаи, могут вести себя агрессивно даже после стерилизации. Поэтому важно бороться с ростом их количества.

«С домашними животными мы тоже работаем – и по льготным ценам. Потому что, к сожалению, не все люди готовы платить за ту же стерилизацию. Они думают, подобрали кошку, кормят – ну и хорошо. О последствиях часто не задумываются. Но мы в ответе за тех, кого приручили. Это относится и к регулированию численности животных, имеющих доступ к улице».

На вопрос о том, зачем ей это надо, ведь небольшой бизнес и без волонтёрства – это довольно рисковое дело, а здесь ещё и дополнительная ответственность за брошенных животных, она отвечает:

«У каждого человека своя миссия. Моя – помощь животным. Это мой образ жизни. У меня нет гранта или фонда. Мне никто ничего не доплачивает. Это только моя инициатива. Кто-то из волонтёров забирает бездомных животных с улицы, организует приюты. Кто-то лечит и оперирует за свой счёт. Кто-то занимается сбором средств на лечение и содержание животных. Я помогаю за счёт уменьшения своей прибыли».

К слову, в России действует Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными…» от 27 декабря 2018 года. Но, к сожалению, бездомных животных по факту он не защищает. Поэтому помощь животным ложится на плечи волонтёров. Как правило, это обычные люди, которые каждый день ходят на работу. А ещё они варят кашу по 60–80 литров день и развозят по всему Омску и кормят по 40–50 и более собак.

«Насколько я знаю, у нас нет федеральной программы, которая бы позволяла волонтёрам создавать мини-приюты, заручившись государственной финансовой поддержкой. Все существующие приюты, маленькие и большие (в том числе и на 100 собак), создаются на добровольных началах. Большие приюты активно ведут соцсети, создают группы, где рассказывают о жизни питомцев. Они живут за счёт сборов. Частные приюты не получают поддержку от государства. Муниципальные приюты – да. Но это приюты временного содержания: отловили собаку, стерилизовали и выпустили. Там тоже есть собаки на постоянном содержании, чаще всего больные или которых сдали хозяева. А вот для кошек отдельных муниципальных приютов нет в принципе. Только частные, которые содержат и лечат животных за свой счёт», – комментирует ветеринар.

 

Ситуация с бездомными животными в городе действительно сложная. И она усугубляется историями и слухами о нападении собак на людей. Часто такие «вбросы», по мнению Елены, делаются специально, чтобы настроить общество против четвероногих. Ведь тогда можно не разбираться, какая из собак на самом деле агрессивная, а какая не представляет угрозы.

«Ситуация с бездомными животными непростая по всей стране. В некоторых регионах уже принимают поправки об эвтаназии. Если для животного не находится хозяин в течение определённого времени (от 10 до 21 дня), его усыпляют. До поправок здоровое животное усыплять было нельзя. А с поправками – можно. Среди таких животных попадаются и домашние, которые убежали и потерялись, а хозяева не стали их искать. Если бы кастрация и стерилизация были обязательны и повсеместно распространены, и это спонсировалось бы государством или частными организациями, количество бездомных животных бы значительно сокращалось из года в год. Но оно только увеличивается», – считает Елена Леонидовна.

Порой люди относятся к питомцам безответственно, а у многих нет понимания, что такое эта ответственность. Часто люди переносят свои убеждения на питомцев.

«Как врач я говорю, что у животных нет понятия “родить для здоровья”. Если вы не собираетесь заниматься разведением животных, их нужно стерилизовать и кастрировать. Если такое животное попадёт на улицу, оно не будет обрекать потомство на бродячую жизнь. Поверьте, животным плохо на улице, там они болеют и умирают. А приюты не справляются с таким количеством бездомных животных», – заключает ветеринар.

Также она напомнила, что бездомные животные из воздуха не берутся. Часть бродячих собак и кошек изначально были домашними. Есть дикие собаки, рождённые на улице не в первом поколении. Они живут рядом с людьми, но не подпускают их близко. Даже если их подкармливать, они останутся дикими и не станут домашними. В приюте такая собака будет человека скорее остерегаться и терпеть, но ласковой и дружелюбной не станет.

«У нас страна большая, отношение к животным везде разное. Но чаще это “ну скотина и скотина, бегает и бегает, заболела – травки поест, полечится”. Особенно в деревнях, да и в городе тоже. Нет понимания, что мы несём ответственность за появление бродячих животных. Например, домашняя кошка или собака гуляет на улице. Случилась беременность, появилось потомство. Тоже на улице. Вот уже первое поколение бездомных животных. Даже если хозяин животного пристроит этих котят или щенков, где гарантия, что пристроит в хорошие руки», – говорит ветеринар.

В Омске, к сожалению, ветклиник, предоставляющих услуги по льготным ценам, очень мало. Омские волонтёры популяризируют информацию о стерилизации животных, уговаривают бабушек, живущих в частных домах, сделать это и часто сами за это платят. Поэтому мечта Елены – создание социального проекта, куда можно будет привлечь спонсоров и создать кассу взаимопомощи, куда неравнодушные люди смогут перечислять средства, чтобы решать эту проблему.

А пока такого проекта нет, омские волонтёры помогают животным, как могут. Вот и сейчас всеми силами пытаются спасти собак, которые вновь оказались на улице. Нескольких питомцев забрала на передержку Елена. Сами хозяева мини-приюта Регина Игнатович и её мама на свой страх и риск сейчас строят вольеры на своей даче, но как к этому отнесутся соседи, не знают, прекрасно понимая, что это временное место.

«Ситуация сложная. Городские и частные приюты переполнены, содержание животных обходится дорого, а пристроить собаку гораздо сложнее, чем кота, ведь собаку нужно дрессировать, выгуливать, уделять ей больше внимания. К тому же многие хотят породистых, а не дворняг. Хотя у нас есть и породистые, например, сейчас две хаски, – рассказала Регина.

Свой мини-приют она с мамой открыла четыре года назад в загородном посёлке. Подобрали на улице девять уже почти насмерть замёрзших щенков и смогли их спасти. Двоих тогда оставили себе, а остальных удалось пристроить.

«Оставшись одни на улице, щенки нередко погибают, особенно зимой, а взрослые бездомные собаки часто становятся агрессивными после жестокого обращения со стороны человека. Собаки попадали к нам отовсюду, в основном с близлежащих дач. Кто-то находил там убежище, кого-то просто бросали умирать на привязи. Были собаки с кладбища, расположенного неподалёку от пустыря. Они плохо шли на контакт, но нам удавалось его установить. Чаще всего мы оставляли таких собак себе. Были и собаки, которые нуждались в дрессировке, и мы находили им кинолога. Всё абсолютно за свой счёт. Собаки к нам попадали совершенно в разном состоянии, в том числе с тяжёлыми травмами. Были и коты. И даже птица! Мы их выхаживали», – рассказала девушка.

В своём телеграмм-канале «Мои хвостики» Регина рассказывает о питомцах, которым удалось помочь, и о тех, кому всё ещё нужна помощь. Животных омички содержат и лечат на свои деньги.

«Сейчас мы строим вольеры на даче, потому что лишились прежней территории под приют. И сейчас нам особенно нужна помощь с тем, чтобы пристроить собак», – рассказала Регина.

В надежде, что с помощью «Трамплина» удастся найти любящие руки попавшим в беду питомцам, волонтёр рассказала о своих подопечных. По её словам, все они контактные, послушные, знают команды, отлично ладят с людьми. Этим четвероногим повезло: их спасли, вылечили, о них позаботились. Но им всё ещё нужен дом. Возможно, вы захотите подружиться с одним из них.

 

Самостоятельный Пушок

«Пушок нашёл нас зимой сам. Он был очень голодный, замёрзший, бегал один в открытом поле, где не найти еды и укрытия от мороза. Мы стали его подкармливать, он ждал нас с нетерпением. В итоге сам доверился и оказался очень ласковым и послушным мальчиком. Пушок выучил пару команд. Отлично ходит на поводке и ездит в машине. Хорошо ладит с домашними животными».

 

Счастливица Лаки

«Собака была найдена в лесу, в канаве, где укладывают нефтепровод, в сильные морозы. Её достали рабочие и несколько дней держали в вагончике, после чего передали на передержку. Но новая хозяйка спустя время уехала в Краснодар, и Лаки вновь оказалась на улице.

Давайте поможем этой милашке обрести любящий дом (неизвестно, что этот ребёнок испытал в жизни и как она оказалась в лютые морозы на дне канавы в лесу), ведь Бог дал ей шанс выжить и стать счастливой! Собака активная, игривая, любит внимание. Характер спокойный. С другими животными уживается отлично».

 

Идеальная Ася

«Ася – идеальная собака для дома. Мы её нашли два года назад. Страшно представить, что смогло пережить это чудесное создание: её сбила машина и она лежала у дороги. Хозяева уехали из страны, бросив своего питомца на произвол судьбы. Но мы её выходили. Если вы искали нежную, активную, но при этом послушную собаку, то это Асечка. С ней нет вообще никаких проблем: стерилизована, знает команды «ко мне/лапу, сидеть, место, гулять», ничего не грызёт, не будет лаять и мешать соседям, гуляет на поводке и ездит в машине на 5+, обработана и привита, хорошо ладит с другими животными, можно брать в дом, где есть дети».

Елена и Регина надеются, что в скором времени хотя бы эти «хвостики» обретут своих хозяев. А также будут рады помощи от желающих помочь четвероногим друзьям.


Автор: Елена Урманова

Фото: личный архив героев публикации

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.