Омские студенты представили проекты реставрации исторических зданий

Дата публикации: 4.02.2026

6 февраля завершает свою работу необычная выставка в кафе-кондитерской «Карамелька». Студенты 5 курса архитектурного отделения СибАДИ, основываясь на сохранившихся архивных фотографиях, представили здесь свои проекты реставрации зданий, которые могут стать настоящим украшением нашего города.

– Сегодня многие омские памятники деревянного зодчества находятся не в лучшем своём виде, их потенциал не раскрыт. Но если мы актуализируем наследие, выявим все достоинства исторических зданий, даже не имеющих статуса памятников. Наш город несомненно станет красивее, интереснее, привлекательнее, – отметил реставратор и преподаватель кафедры архитектуры СибАДИ Игорь Коновалов.

Обо всех студенческих проектах, разумеется, рассказать невозможно, придётся ограничиться несколькими. Да, многие старинные дома совсем не то, чем кажутся на первый взгляд.



Взять, к примеру, совершенно неприглядный с виду дом на улице Рабиновича, 88. Примечателен, казалось бы, он только тем, что здесь находился штаб восстания большевиков, которое произошло в Омске в ночь с 22 на 23 декабря 1918 года. Первый этаж кирпичный, второй – деревянный, сейчас обшит ДСП-плитами. Дом давно расселён, выбитые окна закрыты фанерой, вокруг – забор из профнастила. А ведь это – настоящая архитектурная жемчужина Омска. Второго такого в нашем городе нет.

В чём же уникальность этого здания? А в том, что этот особняк, построенный в стиле классицизма, имеет парадный вход через расположенный между двумя ризалитами (ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту) дворик, обращённый на улицу. Это уникальное для Омска архитектурно-композиционное решение. А два окна – на первом и втором этаже – не случайно отличаются от соседних. Изначально на их месте были парадный вход с крыльцом и выход на балкон с галереей.

Ещё одно интересное омское здание – дом по адресу улица Броз Тито, 5, с серпами-молотами на наличниках и орнаментом из пятиконечных звёзд. Построенный в 1925 году, этот дом считается из первых кооперативных домов в Омске. Он строился как образец новой пролетарской культуры – дом для рабочих. Только вот проектировали его мастера старой школы. Потому, если не обращать внимания на характерно советские элементы декора, получился классический доходный дом. Он тоже расселён, но хотя бы охраняется. Наличники сохранились, а вот фронтоны, каждый из которых был увенчан шатром, утеряны. Потому силуэт здания изменился до неузнаваемости.

– Этот дом сейчас «обрезали», он стал приземистым. Но если восстановить завершения фасада, он будет устремлённый ввысь, буквально взлетающий, – поясняет Игорь Коновалов.

Дом по адресу Больничный переулок, 4, сегодня никого не впечатлит – стандартная постройка, обшитая сайдингом. И только со стороны двора можно увидеть напоминание о былом великолепии – мезонин с балконом. Точнее, уже без него – во время недавнего ремонта балкон демонтировали. Да, на самом деле перед вами – роскошный дом со сквозным мезонином, который шёл над всей постройкой (В те времена делали равноценные фасады). Потом случился пожар, и часть мезонина, обращённая на улицу, обрушилась, восстанавливать её не стали.

– Этот дом – яркий пример деревянного классицизма середины ХIХ века, которого у нас практически не осталось. Для классицизма мезонин – очень распространённый элемент, на старых фотографиях Омска домов с мезонинами очень много, – рассказывает Игорь Коновалов.



Не так прост и хорошо знакомый всем омичам дом по Ленина 20, где в советские времена находился знаменитый магазин «Яблонька». Он был построен в середине XIX века и задал линию застройки Чернавинского проспекта. Второй этаж у него, кстати, не каменный, а деревянный – обшит тёсом и оштукатурен. А ещё это здание изначально было трёхэтажным. Его венчал мезонин очень интересной архитектуры на пять окон. Мезонин просуществовал недолго, и к началу XX века уже исчез с фасада здания, оставшись лишь на панораме Омска 1862 года. А то, что мы видим сейчас – остатки былой роскоши, очень многое было утрачено. Что же касается функционала, этот дом изначально строился как торговый. Там сначала располагались лавки, потом магазины, ныне – торговые площади и офисы.

– Заметьте, это не классический дом с мезонином. В архитектуре мезонина явно присутствуют южные мотивы, чем-то напоминающие Одессу или Астрахань. Он не сибирский, совершенно нетипичный, – добавляет архитектор Никита Шалмин. – У нас довольно часто встречаются башенки, открытые галереи на втором этаже. Это тоже для сибирской архитектуры нехарактерно. Из Томска приезжают люди, говорят: мы смотрим, у вас совершенно непохожая на сибирскую деревянная архитектура. Такие элементы обязательно нужно сохранять, потому что они создают своеобразие Омска.

Студентка Виктория Полякова разработала проект мезонина с колоннами дорического ордера. Ограждение «сочинила» сама, ориентируясь на омские постройки тех времён.

Кстати, на презентации присутствовал нынешний владелец здания Сергей Ткаченко, и предложенный вариант его очень вдохновил.

– ­ Восстановить мезонин – это очень хорошая идея. Я думаю, мы её совместно реализуем. Надо просто собраться и просчитать всё. Мы это здание понемногу стараемся восстанавливать уже несколько лет, – отметил Сергей Юрьевич. – Я омич, я никуда не собираюсь уезжать. Я здесь вырос, потому мне небезразлично, как выглядит центр города.

Ещё один студенческий проект посвящён дому, который сейчас можно увидеть только на фотографиях. Знаете ли вы, что на улице Степной (по адресу Степная, 30) до 2007 года был деревянный дом с роскошной лепниной? Принадлежал он купцу Кузнецову, жена которого была сестрой знаменитого омского лепщика Михаила Бубнова. Лепной карниз поддерживали шесть кариатид, над окнами расположились ангелы с чашами…

– Кузнецов не был стеснён в средствах и мог построить себе кирпичный дом, но предпочёл жить именно в деревянном. При этом хозяину хотелось, чтобы особняк выглядел богато, поэтому Бубнов щедро украсил фасад дома родственника лепным декором, – поясняет Игорь Коновалов.

В 2007 году дом сгорел, осталась только часть брандмауэра и цоколь. Но есть владелец, есть статус, есть намерение восстановить. Образцы лепнины, кстати, удалось сохранить.

– Удачно совпало, что такая большая проектная работа проделана в преддверии фестиваля «Зодчество Сибири-2026», который этим летом впервые будет проходить в Омске. Там есть раздел «Реставрация и реконструкция». Проекты, которые сейчас можно увидеть на этой выставке, обязательно должны быть там представлены. Это очень важно для нашего города, – отметил Никита Шалмин.

Отметим, что архитектурный фестиваль «Зодчество в Сибири» пройдёт в июле 2026 года на улице Музейной. Архитекторы, застройщики, эксперты и жители вместе будут создавать новый образ города через лекции, выставки и мастер-классы. 

Подробнее о мероприятии можно почитать по ссылке: tramplin.media/news/7/7787 

Автор: Елена Мачульская

Фото: автора, pastvu.com



 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.