Дата публикации: 15.09.2023
Стать художником Сергей Демиденко не мечтал. Задатки ещё в детстве заметили родители. Ребёнком он расписывал школьные тетради и стены в квартире.
«Что рисует маленький ребёнок на стенах? Вещи, которые не могут повторить люди, став взрослыми. Цветовые пятна, декоративные линии. То, к чему стремятся абстракционисты, дети знают изначально. Родители видели мою одарённость, а меня тянуло на улицу, познавать взрослую жизнь».
Сергея отдали учиться в художественную школу. Познавать основы изобразительного искусства он не стремился. Спустя год забросил учёбу и стал заниматься лёгкой атлетикой. Однако через год родители вернули сына на творческий путь.
«Родители были огорчены моим выбором. По их мнению, я сделал необдуманный поступок, когда ушёл в лёгкую атлетику. Меня перекинули в другую художественную школу. В неё я поступил без труда. Я показал свои работы, которые писал по программе и без, и меня приняли сразу во второй класс без экзаменов.
Говорю честно, я был не очень хорошим учеником. Пропускал занятия, спорил с преподавателями, отстаивал свою позицию и не желал поддаваться стадному рефлексу».
Любовь к творчеству привила учитель русского языка и литературы из 62-й общеобразовательной школы Киреева Валентина Александровна. Сергей Демиденко тогда был её учеником.
Из школьников преподаватель собрала труппу молодёжного театра «Поиск». Так будущий художник стал актёром. Участвовал в постановках «Клоп» Владимира Маяковского, «Учитель танцев» Мольера, «Жестокие игры» Алексея Арбузова. Последняя, кстати, стала победителем конкурса «Театральная весна – 1988».
«Учительница заложила мой фундамент к творчеству через любовь к классике, через формулу Станиславского “Верю – не верю” и “Не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз”. Я проживал это на сцене, что и сформировало меня как творческую личность».
После школы Сергею прочили театральную карьеру. Однако на руках уже была повестка из военкомата – парня призвали на срочную службу в танковые войска. Он принял вызов и на два года вошёл в ряды группы советских войск Германии. Остаться на контрактную службу после желания не было, хотя предложения поступали.
«Кто вы по жизни – “актёр” или «режиссёр»? Вопрос, на который каждый должен себе ответить. Вы исполнитель – или руководителем строите планы и перспективы? Я выбрал второй вариант. Когда ты идёшь в армию или, к примеру, становишься актёром, существует момент зависимости. О воле там приходится только мечтать».
Вольный путь
Сергей решил поступить в Омский технологический институт бытового обслуживания населения, ныне ОГИС, на технолога-модельера. Однако с первой попытки не удалось. Для зачисления не хватило всего одного балла.
«Я мог бы пойти в деканат и сказать, что я армеец, балл бы накинули. Но, изголодавшись по вольной жизни, я этого не сделал. Предался развлечениям и момент упустил. Потом подумал: “А что я буду делать год?”. Поступил в училище на художника-оформителя и окончил его с красным дипломом экстерном за полгода – осенью поступил, весной окончил. Так паритет и восстановил».
В ОГИС Сергей всё-таки поступил. Он не только с успехом его окончил, но и в 2001 году стал старшим преподавателем рисунка, живописи и спецграфики. Художник обучал студентов и творил в свободное от работы время. Спустя 11 лет Сергей принял решение оставить официальную должность и уйти в свободное плавание.
«Это было время, когда образование разваливалось на моих глазах, и я не мог это терпеть. Советская база была очень сильная, когда я учился. Методические пособия, литература, которая пришла на смену, стала очень поверхностной, на мой взгляд. Я не мог это терпеть. Понимал, что буду тратить очень много времени и энергии, чтобы восполнять этот дисбаланс. Плюс не хватало времени на своё творчество.
Из преподавания я уходил так же, как и приходил, постепенно – с 0,75 ставки перешёл на 0,5, потом на 0,25. Единственное, что меня удерживало, это внутренние обязательства перед студентами. Они просили меня довести их до конца. Денег это мне особо не приносило. Это вообще не о деньгах».
«Работы, как дети»
Уже около 30 лет Сергей Демиденко пишет картины маслом. Работает не кистью, а мастихином. По сути, это нож, которым можно резать масло и намазывать его на холст. Внешне изображения похожи на пазлы или аппликации. Объём художник формирует с помощью густых масляных красок и специального инструмента.
«Эта техника мне очень близка. Я по своей натуре перфекционист. Если бы я выбрал кисть, то работал бы в гиперреалистичной манере, в сильнейшей проработке, тратил бы очень много времени на любое творческое произведение, которое не соответствовало бы динамике жизни, в которой мы жили в 2000-е годы и живём сейчас».
Любовь к природе привела в жанр пейзажа. Сергей часто выезжал на пленэры и изображал красоты тайги. Постепенно однообразие наскучило, говорит художник. Он решил попробовать что-то новое – в картинах всё чаще стали оживать пейзажи родного Омска.
«Омск меня вдохновляет. Особенно трогают старые архитектурные мысли, идеи, которые вкладывали в наши здания. Люблю, когда в любое произведение вкладывается душа. Посмотрите на Любинский проспект. Очевидно же, что люди строили его с любовью».
Красоты Любинского проспекта, знаменитая пожарная каланча, омские храмы и соборы, обновлённые пейзажи улицы Чокана Валиханова, гостиница «Маяк», Иртышская набережная, железнодорожный вокзал – художник оживляет на холсте дорогие ему и всем омичам места.
«Я увидел какое-то здание, меня что-то поразило – это я и пытаюсь передать через свои работы. Но здесь есть проблема. Когда ты нашёл свою нишу, свой стиль, на тебя начинают выходить галереи и менеджеры, которые хотят на твоём творчестве подзаработать. Здесь нужно иногда останавливаться и делать что-то другое, кроме любимого Омска».
Омские пейзажи – одно из главных направлений творчества Сергея Демиденко, но не единственное. Среди работ можно найти городские сюжеты Санкт-Петербурга и виды Европы. Есть лиричные, поэтичные пейзажи, архитектурные композиции, натюрморты в стиле реализма, экспрессионизма, авангарда, импрессионизма и символизма.
«Есть проходные работы, а есть знаковые. Они отличаются своей новизной. В них есть свежая идея, новый подход, пластические и колоритные решения – то, чего у меня не было ранее. Когда у меня получается написать такую работу, я стараюсь её придержать рядом с собой. Её нужно “выдержать”, как хорошее вино. Не меньше года. Такие картины нельзя сразу отдавать или продавать, они должны чему-то поучить.
Я ставлю знаковую картину рядом со следующими написанными и ориентируюсь на неё. Это ступенька, которая должна присутствовать у каждого творческого человека. Она даёт возможность сделать следующий шаг в развитии».
Сергей не пишет пейзажи с фотографии. Он выходит на место, и часто неоднократно. Делает зарисовки, работает с набросками. Из них появляется этюд в цвете и только потом – выход на холст.
«Есть творческие люди, которые что-то творят, но говорят, что они не знают, что они сделали. Я возьму на себя смелость сказать, что я иногда понимаю, что я создал. Это проходная работа или что-то в ней есть. На знаковую люди реагируют ярче – пишут отзывы, делятся мнением.
Все мои работы – как дети. Это правда. Естественно, как и все пальцы на руках, они разные. Я не могу назвать, какая из картин лучшая... Не мне это решать, пусть об этом думает зритель».
Время для паузы
Познакомиться с работами омского художника можно на выставках. Последние пару лет выдались крайне активными, говорит Сергей Демиденко. Последняя выставка состоялась в начале этого лета в историческом парке. Посетители увидели 40 картин мастера масла и мастихина. 30 из них отправились на выставку в Большеречье. Сейчас Сергей с нетерпением ждёт возвращения своих картин.
«Я с трепетом жду, чтобы всё упаковать и взять паузу по выставкам. Я пытаюсь это сделать уже не в первый раз. Хочу просто спокойно поработать. Каждый год у меня происходит по несколько выставок – это очень непросто. Это как переезд, и я делаю его несколько раз в год».
Увидеть картины Сергея Демиденко – те, что уже написаны, и новинки – можно и онлайн. В 2008 году у художника появился свой сайт. Запустить ресурс предложил сначала друг, потом настояла дочь Екатерина. Она-то и занималась разработкой. Сейчас девушка заканчивает вуз в Санкт-Петербурге – времени на доработку пока нет. Однако модернизация в планах.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: личный архив Сергея Демиденко