Дата публикации: 18.09.2023
Папа – профессор и доктор наук, мама – преподаватель кафедры иностранных языков. В семье Марии Матвеевой из Омска нет музыкантов, кроме неё.
Любовь к музыке и пению прививала бабушка Мария Васильевна Поташова. От неё будущая певица унаследовала не только имя. Педагог по географии и астрономии с малых лет воспитывала в девочке творческую личность. Несколько раз в неделю водила внучку на выставки и в театры, учила писать сочинения и формулировать мысли. Вместе они любили обсуждать произведения русской классики, которые, казалось, были ещё не по возрасту.
«Помню, мне было лет восемь. Мы с бабушкой обсуждали произведения Куприна. Мне это очень нравилось. Бабушка вложила в меня душу. Сейчас, если у меня получается что-то ей посвятить, то я это делаю с большим удовольствием и теплом».
Ещё одно совместное хобби – петь народные песни и романсы. Без них не обходилось ни одно семейное застолье.
«Петь в нашей семье было нормально. Гости садились за стол, и всё начиналось с фразы: “Маша, запевай!”. С детства меня окружали народные песни, старинные романсы. Но у меня и в мыслях не было, что когда я вырасту, то стану оперной певицей».
Машу рано отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. Тогда это было модно, вспоминает певица. Родители думали, что из дочки получится великая пианистка. Однако этого не случилось. Музицировала ученица вполне прилично, но не видела себя в роли пианистки в будущем.
«Родители думали, что я переболею музыкой и они смогут меня направить в правильное, по их мнению, русло. Определили меня в физико-математическую школу, которую я и окончила.
Но музыкой я не переболела. После выпуска я настояла на поступлении в музыкальное училище им. Шебалина по классу академического вокала».
К выпуску из школы Мария уже покорила своим голосом омскую сцену. В 15 лет пришла в ДК «Нефтяник», исполнила знаменитый хит Уитни Хьюстон «My Heart Will Go On» и вошла в ряды солистов студии «Хорошее настроение», стала победительницей конкурса « Утренняя звезда».
Началась эстрадная волна. Девушка выступала на самых топовых концертных площадках не только Омска, но и всей страны.
«Одно из ярких воспоминаний – концерт, который состоялся в 99-м году в Сургуте. В нём участвовали Вячеслав Малежик, Валентина Толкунова, группа “Блестящие” – тогда они только начинали. Была звёздная тусовка.
Это был уровень, к которому я стремилась. Потом был концерт с Валерием Меладзе и много других».
Мария попробовала выйти на зарубежную сцену, когда ей было 16 лет. Отправила записи в Америку и получила в ответ приглашение на обучение в американской академии джаза. Однако родители не отпустили. Девушка поступила в омское училище им. Шебалина.
«Я не просто поступила, за меня боролись на экзаменах. Причём к ним я особо не готовилась, как многие. Пришла за 10 дней до поступления, прочитала программу для вокалистов – выбрала два романса, наиграла и аккомпанировала сама, спела. Это поразило всех. Попала в класс к заведующей кафедрой вокального искусства Раисе Карповне Чебаненко».
В училище Марию готовили стать звездой оперной сцены. Однако девушка не хотела бросать эстрадный путь. Педагоги были против таких концертов. Приходилось выступать тайком.
«Такие выступления, по их мнению, могли негативно отразиться на моём голосе. Как-то раз меня даже выгнали из класса, потому что узнали, что я выступила на концерте с омскими эстрадными исполнителями. Мне приходилось всё больше это скрывать. Но я успевала, особенно летом».
«Коля Басков, держись!»
Ограничиваться классическим оперным пением, которое преподавали в училище, Мария не планировала. Любовь к электронной музыке и этнике привела к созданию первого альбома «Время роз».
«Тогда были очень популярны группы Enigma и Deep Forest. Это был мой мир. Мне казалось, что это что-то новое, инопланетное. Когда слушала их композиции, представляла где-то Африку, где-то Индию. Это были мои внутренние путешествия. Фантазия уносила меня в другое измерение, и мне это очень нравилось».
Вооружившись любимыми дисками, списком классических произведений и идеей, Мария пришла к омскому музыканту и аранжировщику Владимиру Дедкову, предложила сотрудничество. Певица решила показать миру известные классические романсы и арии в новом видении. «Время роз» – первый экспериментальный музыкальный проект, который соединил электронную музыку и оперный вокал.
«Допустим, знаменитый романс Чайковского “Я тебе ничего не скажу”. Все знают классический вариант. Я же представила его в стиле музыки Enigma. Так появился мой первый альбом под названием “Время роз”. Он так раскрутился, что я даже не ожидала.
Диск дошёл до Бачинского и Стиллавина – известные тогда радиоведущие. Радио “Модерн” в Санкт-Петербурге слушала вся страна. Они поставили в эфир песню “Время роз”. Это была заглавная композиция этого альбома.
На основе романса Эдварда Грига, но в электронной обработке и новой музыкальной стилистике. Мои родственники в Москве услышали и были крайне удивлены, когда ведущие сказали: “Коля Басков, держись! Вот тебе ответ из Сибири от Марии Матвеевой!”.
Было очень приятно, меня это мотивировало. Я вошла в список самых молодых музыкантов-новаторов по версии одного из престижных радио того времени. Было осознание того, что мои усилия были оценены, а значит, нужно двигаться дальше».
На съёмках клипа к романсу Рахманинова в омском дендросаду им. Г.И. Гензе. – Прим.
После выпуска из омского училища Мария отправилась покорять Москву. Однако попала на север. В Ханты-Мансийске тогда как раз открыли филиал знаменитого училища им. Гнесиных.
«Москва тогда мне казалась каким-то напряжённым городом. А Ханты-Мансийск со своим богатым этносом, шаманскими историями сильно привлекал. Это один из лучших моментов в моей жизни. У меня были классические концерты, я стала солисткой джазового ансамбля “Югра-джаз”.
К нам приезжал Игорь Бутман, были совместные выступления. Кроме того, меня направляли выступать и в Петербург, и в Москву, и за границу. Везде я представляла Югорскую землю как одна из лучших певиц округа. Были выступления на международном кинофестивале “Дух Огня”, знакомство со звёздами мирового и отечественного кино».
Путь к мировой сцене Марии открыла победа в вокальном конкурсе «Музыка Пространств». Уникальность голоса подчеркнул вокальный педагог Дмитрий Вдовин.
Он пригласил омичку принять участие в международном вокальном мастер-классе в Москве.
После концертная поездка в Венецию и приглашение на обучение в консерваторию Benedetto Маrcello от Стефано Джибеллато – педагога знаменитого театра La Fenice.
«Когда я прилетела в Венецию, состояние было будто я попала в другую реальность. Это был февраль – время карнавала. Все в масках, гондолы, вода вокруг. После наших сибирских реалий в это время, я оказалась будто внутри театральной постановки. Это был незабываемый момент».
Мария поступила в венецианскую консерваторию Benedetto Маrcello по классу оперного вокала. Это означало переезд в другую страну и отрыв от семьи.
«Я не успевала осознавать глобальность перемен, которые со мной происходили, а родители были очень рады. Конечно, я согласилась.
Когда я училась ещё в Шебалинке, нам рассказывали про жизнь оперных певцов. Говорили, что мы должны быть готовы к гастролям и переездам. Я понимала, что моя профессия требует готовности к спонтанным решениям .Отказаться от такого предложения я не могла».
«Обратная сторона итальянской луны»
Обучение в консерватории Венеции началось в 2005 году. Первые три месяца оказались самыми сложными. Лекции проходили полностью на итальянском языке. Приходилось схватывать на лету.
На съёмках клипа «Виденье». – Прим.
«Иногда мне казалось, что мой мозг взорвётся. Но педагоги шли навстречу и поддерживали. Это помогало. Помогло то, что у меня большая склонность к изучению иностранных языков, и уже через 3 месяца я свободно говорила по-итальянски».
Ещё одна сложность – квартирный вопрос. Жильё студентке из России не предоставили. Такая помощь была предусмотрена только для граждан из ЕС. Приходилось снимать квартиру за свой счёт.
Для этого Мария брала любые подработки, которые предлагали в консерватории. Например, певица участвовала в католических мессах. Однако финансовые сложности пугали не так сильно. Гораздо сложнее было найти достойное жильё. Переезжать студентке из Омска приходилось почти каждые пять месяцев.
На съёмках клипа «Виденье». – Прим.
«С жильём было очень сложно. Это обратная сторона итальянской луны. Я цыганила, как могла. Найти достойное жильё было сложно. Бывает, снимешь квартиру, а там за стенкой гулянки постоянные устраивают. Я же приехала учиться. Совмещать строгий режим, когда у тебя за стенкой такое, невозможно».
На одном из концертов Мария встретила своего будущего мужа. Он увидел её на сцене и влюбился, начал ухаживать. Вышла замуж и на последнем курсе забеременела. До восьми месяцев Мария продолжала выступать.
«Я не знаю, как мне это удавалось… Я выходила на сцену с большим животом и исполняла сложные партии, диафрагма поджималась, но сыну будто нравилось моё пение, он не доставлял мне дискомфорта. Получается, что мой Пьетро получил колоссальную нагрузку по оперной музыке, находясь ещё в утробе.
Ему не было и года, когда его сажали, включали симфонию Рахманинова, он слушал с открытым ртом. Когда выключали, начинал плакать. Он музыкальный парень. Когда поёт, все удивляются. У него прекрасный музыкальный слух. Наверное, это передалось от меня».
Мария с сыном Пьетро. – Прим.
Пьетро родился в 2009-м, спустя год Мария окончила консерваторию и продолжила строить свою музыкальную карьеру. В оперном репертуаре сопрано Марии Матвеевой исполнение знаменитых оперных партий Моцарта, Генделя, Верди, Пуччини, Чайковского, Римского-Корсакова, Фрида, Массне и других композиторов.
В 2016-м Мария впустила совместный сингл с американским композитором и пианистом Дэвида Боуи Майком Гарсоном. Хит Life on Mars в новой оригинальной интерпретации – посвящение знаменитому музыканту.
«Сибирские истории»
Совместный проект с гуру электронной музыки, лидером французской группы Deep Forest Эриком Муке «Сибирские истории» – отдельная глава в творчестве итальянской певицы с омскими корнями. Мария – идейный вдохновитель проекта. Так она решила выразить всю свою любовь к Сибири, её бескрайним просторам и родной культуре.
«Композиции этого проекта написаны в стиле electro world music. Каждая связана с определённой историей и местом, хранящим свои тайны и очарование. Так я хотела познакомить западного слушателя с малоизвестным миром Сибири, его культурой и обычаями.
Я решила показать разные “лица” сибирской земли: это и Алтай, Омская область, Югорская земля с её традициями, Тува с её шаманским колоритом и горловым пением. Проект открывает композиция “Двое”, в которой участвует югорская сказительница Мария Кузьминична Волдина».
«Двое», «Принцесса Укок», «На границе миров», «Калинушка», «Виденье» – в свет вышло пять сибирских историй и два ремикса итало-английского музыканта Даниеля Гауди и кинокомпозитора Ильи Трусковского. Работа над проектом продолжается, впереди ещё одна композиция. Мария уверяет: она сильно отличается от изданных своим музыкальным решением.
На съёмках клипа «Принцесса Укок». – Прим.
«Новая композиция в работе. Мы планируем выход этого сингла в следующем году. Это будет настоящий сюрприз для всех поклонников “Сибирских историй”.
Интересный кроссовер соединяет электронику и классику. Хочу сделать апофеозную историю. Сейчас она звучит как финальная в “Сибирских историях”, но как будет на самом деле – я пока не знаю».
В перспективе «Сибирские истории» из музыкального проекта должны перейти на театральную сцену. Мария Матвеева выступит режиссёром-постановщиком серии собственных спектаклей по мотивам «Историй». Так зритель сможет глубже понять задумку и автобиографическую предысторию каждой композиции этого проекта.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: личный архив Марии Матвеевой