Фото из прошлого в ЗD и Ленин в культуре Мексики: Хосе Гонсалес Лопес представил в Омске свои проекты

Дата публикации: 29.05.2024

В Омск приехал известный режиссёр и музыкант с идеальным мексиканским именем, который считает себя сыном двух культур, Хосе Гонсалес-Лопес. Масштаб его деятельности поражает: он не только исследует места пересечения российской и мексиканской культуры, но и снимает фильмы, играет в рок-группе и даже исследует творчество Эйзенштейна. А недавно Хосе начал работать над новым проектом – 3D-выставкой о Русско-японской войне.

«Трамплин» встретился со звездой, чтобы поговорить о его жизни, творчестве и новых проектах.

Кем вы себя больше чувствуете, русским или мексиканцем?

– Я так и не смог выбрать. У меня есть одна половинка, которая мексиканская, я полностью погрузился в культуру этой страны от гастрономии до музыки и событий. И есть вторая Родина, которая была Советским Союзом, а стала Россией. И всё это тоже моё, я погружён в историю, в различные события. И люблю наблюдать, как эти две родины переплетались за свою историю. Последние несколько лет я выбрал находиться здесь. Я нечасто бываю в Мексике, и, наверное, это тоже ответ.

Ваш папа учился в Российском университете дружбы народов, во время учёбы познакомился с мамой, а потом они решили уехать в Мексику?

– Мой папа получил два высших образования в РУДН, но в какой-то момент возникли новые реалии, уже не позволялось бесплатно учить чему-то студентов из разных стран. И остались только те, кто мог платить за дальнейшее обучение. Тогда мне было уже 10 лет, я был пионером. В 1992 году стали наступать какие-то непонятные события, и родители предпочли увезти нас в Мексику, которая в то время была стабильная, солнечная, красочная. Там я учился быть мексиканцем и жил почти 20 лет. А затем вернулся и уже больше 10 лет живу в России.

Сложно ли вам было найти здесь работу?

– Так получилось, что в Мексике я получил два высших образования, но оба они немножко «не в кассу». Одно из них музыкальное, но уровень музыкального образования советского, который ещё свой шлейф оставляет во всей России, и уровень образования музыкального в Мексике, конечно, это разные величины.

Есть три профессии, которые, если приехать в Мексику, оказываются очень востребованными. Артисты цирка, например. До сих пор по Мексике ездят кочевые артисты, которые называют себя «русский цирк» или «китайский цирк». И, если там есть две-три звезды русские, это будет успех. Балет, естественно. Девочка, которая окончила какую-нибудь балетную школу и придет туда, она сразу будет котироваться как величайший специалист. Третья – это музыка. В Мексике есть очень много оркестров. И очень ценятся музыканты. Особенно ценится уровень музыкальной школы Советского Союза.

В Мексике я работал девять лет учителем музыки, но здесь это не тот уровень. Я приехал, и сначала мои попытки стать музыкантом не увенчались с успехом. Второе мое образование – юрист, это самая, наверное, глупая профессия для международного человека. В каждой стране свой кодекс. Если ты переехал, считай, что ты не знаешь ничего. Вот так получилось, что у меня из всех навыков, которые есть, пригодились только языковые. Я носитель испанского языка. Сначала работал в колл-центре МТС. И они сделали такую фишку – личный переводчик для людей, которые находятся в Испании. Они просто могут позвонить и попросить что-то объяснить, а ты переводишь. Но очень дорого это стоило тогда – 300 рублей в минуту. И у нас было три звонка за шесть месяцев. Параллельно я восстанавливал свой русский язык. Речь я уже восстановил. Сейчас ещё письменность немножко хромает. Чтение не такое быстрое, как хотелось бы, но мой уровень уже позволяет хорошо переводить. Для посольства Мексики перевожу фильмы. Был переводчиком для сборной Испании на чемпионате мира, который проходил в России. Также работал в самой большой школе фламенко в Москве. А параллельно получал операторское и режиссёрское образование. Сейчас у меня есть в Москве небольшой продакшн. Я снимаю ролики: от свадеб до различных мероприятий, делаю трансляции, фотосессии, интервью.

Вы ведёте ютуб-канал, где выкладываете ролики и небольшие лекции. Одна из них – о влиянии советского искусства на культуру Мексики.

– Мне всегда нравились связи между культурами моих двух Родин. И самая великая связь в кино – это Эйзенштейн. Эйзенштейн для меня самый великий режиссёр России и Советского Союза. И все его фильмы, которые он снял и смонтировал, считаются великим искусством, кроме одного, который он снял в Мексике. Получилась так, что материалы, которые были сняты для фильма «Да здравствует Мексика!», у него отняли, вернули их только через много лет и монтировал фильм уже не Эйзенштейн, а его друг Александров.

Я побывал на всех местах, где снимался этот фильм. И нашёл, по сути, потерянный сценарий этого фильма, который объясняет, что не удалось снять и что он хотел сказать. Дело в том, что не снята самая главная новелла, которая называлась «Сольдадера». Это история о девушке, которая жила во время Мексиканской революции. Она началась в 1910 году и закончилась в 1917. В Мексике, когда начиналась революция, впереди шло войско мужчин, а за ними шли их жёны, которые стирали, готовили. Если убивают мужчину, то у женщин остаётся выбор – либо вернуться домой или выйти замуж опять, либо взять его винтовку и идти уже в первое войско. Вот этих женщин и называют «сольдадера». В русском языке есть слово солдатка. Сольдадеры – это и реальный человек, и общий образ женщины, которая воюет.

Да здравствует Мексика! 

– В фильме «Да здравствует Мексика!» мне особенно запомнилась первая новелла про девушку, которая всю сознательную жизнь работает, чтобы купить себе ожерелье из золотых монет. Только оно даёт ей право выйти замуж, по сути, купить себя мужа. В Мексике до сих пор есть такой обычай?

– Эйзенштейн ездил по всей стране и снимал всё, что ему нравится. Этот обычай, по-моему, он снимал в штате Оахака. Около двух тысяч племён со своими диалектами есть во всей Мексике, в Оахаке их около тысячи. И такой обычай – у кого-то из них он есть. Вообще в Мексике даже День мёртвых не везде отмечали, пока этот обычай не стал массово показывать Голливуд.

– Ещё одна интересная тема, которую вы обсуждаете: Ленин в искусстве Мексики. Можно ли приехать, например, в Мехико, выйти на улицу и спросить у любого человека: «Вы знаете, кто такой Ленин?» И получить ответ: «Да, конечно!»

– С одной стороны – да, с другой стороны – нет. Это страна, где много людей зовут Ленин. Есть Ленин как имя. У меня около трёх-четырёх знакомых, которых зовут Ленин. Даже в Москве есть друг-мексиканец Ленин. В какой-то момент советская культура, идея построения социализма шла волной по всему миру. И люди ждали этой волны и, конечно же, углублялись в эту культуру, в эту идею. Но на данный момент большинство людей знает намного меньше про Ленина, чем про звёзд из TikTok. Но точно можно говорить о том, что в какой-то момент искусство Мексики и жизнь и искусство Советского Союза переплелись, и получился такой интересный, неожиданный результат.

 

– В Омске вы читали лекцию на другую тему: Русско-японская война. Почему?

– Я люблю изучать всё, что связано с кино и фотографией. И особенно я полюбил направление 3D, стерео. Оказывается, 3D-кино уже было во Вторую мировую войну. Идея снять два кадра так, как их видят два глаза, чтобы потом их соединить, она не новая. Как только на плёнку сумели запечатлеть изображения, сразу появилась идея сделать стерео. Есть много фотографий, сделанных для стерео в прошлом и позапрошлом веке. Просто были разные устройства для того, чтобы это смотреть. Например, были такие трубки длинные, к которым нужно прислонить глаза. Я поискал в интернете и нашёл уже готовые стереопары – двойные фотографии, и даже целую выставку о Русско-японской войне, и совместил её в 3D. Я совместил и понял, что смотрю на эти ужасы войны своими глазами, просто мурашки по коже. Недавно мы были в Свердловске (Екатеринбурге), где  познакомились с историком Алексеем Гончаровым, который изучает этот период, и у нас получился совместный проект.

– Вы участник группы «Джанни Родари». О музыке, наверное, сложно говорить, проще её слушать?

– Конечно, но она не только несёт эмоции, она также несёт идеи, события и историю за собой. Кто такой Джанни Родари? Все, наверное, знают невероятную историю про мальчика-луковку, который не стал сидеть на месте и решил что-то сделать ради других овощей, когда всем стало жить не очень хорошо. Вот наши тексты, они немножко про это. Разные жанры у нас были. Были повеселее ещё на предыдущих дисках. Могли спеть про Ксюшу Собчак, Кудрина, Чубайса, Мутко с его английским языком. Но новый диск стал жёстче.

 

– В каждом городе, где вы бываете, вы делаете небольшой фильм. Какие места вас интересуют в Омске?

– Арт-пространство М45, которое нас пригласило. Мы сделали там мексиканскую вечеринку с мексиканской кухней, потом концерт и выставку. Ещё мы побывали в местах, связанных с Колчаком. И нам провели экскурсию по улице Маркса и другим улицам в центре, где Омск похож на Питер. В каждом фильме должен быть такой «крючок», который цепляет на весь фильм. Я либо нахожу какую-то сильную личность, либо интересное место. В Омске это будет сам город. Будем смотреть, перебирать все кинохроники, фотографии Колчака, чтобы показать то, что здесь было когда-то. Атмосферу города.


Автор: Дарья Александрова

Фото: архив героя публикации

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.