Работы на любителя. Омичка создаёт изделия из дерева вне канонов народного творчества

Дата публикации: 13.05.2025

Взяла в руки электролобзик и начала творить. Художница Татьяна Третьякова создаёт удивительные изделия из натурального дерева. Кедр, вяз, орех, сосна. Мастер учитывает особенности каждого среза. Один идеально подойдёт для разделочной доски, другой для изящного панно.



Как хрупкая женщина занялась пыльным и шумным мастерством и зачем это ей нужно? Как создаются работы и что на них вдохновляет? Почему они так популярны среди омичей и вовсе не признаны деятелями народного творчества? Подробности – в материале «Трамплина»

 

 

Красочные восходы и закаты, обмен майскими жуками в коробочках и поиск красивых стекляшек с соседскими ребятишками. Детство Татьяны Третьяковой было наполнено деревенскими радостями, хотя жила она в городе, хоть и на окраине.

«Лепила куличики из глины и сушила на фундаменте дома на солнце, а потом бежала на железнодорожную станцию, чтобы насобирать самых красивых камней. У меня была заветная коробка, в которой бережно хранились мои драгоценности: фантики от конфет, пуговицы, камни, которые видели ещё мамонтов, и ещё много всякого “мусора”».

Девочка проявлялась творчески. Рисовала, лепила, клеила. Говорит, поделки не особо отличались от тех, что делали сверстники, но родители всегда хвалили и поддерживали. Даже когда от творчества дочери страдали стены.

«Хорошо помню свои первые рисунки в пять лет. Это были куклы в мой рост на белой известковой стене, выполненные чёрным угольным карандашом. Удивительное состояние, когда мягкий карандаш шуршит по шероховатой поверхности. Откуда взялись эти итальянские карандаши, когда сложно было купить обыкновенные цветные и хорошую бумагу, неизвестно. Моя мама каждый вечер белила стену, с меня брали слово ничего больше не пачкать, но это было выше моих сил не взять снова в руки карандаш». 

Не бояться работать руками научил отец. Он искусно обращался с деревом. Сам построил дом, смастерил мебель.

«Запах стружек, верстак и столярные работы, целая комната с инструментами остались в памяти, но я никогда не думала, что сама буду заниматься деревообработкой. Я могла бы многому научиться у отца, а не осваивать всё самостоятельно».

Художественный талант Татьяны особо ценили в школе. Она оформляла сцены и стенды к праздникам, клеила костюмы из бумаги. При этом девочке не училась в «художке». Такого учреждения на Старой Московке тогда не было. Развить навыки помог случай.

«Однажды появился новый учитель ИЗО, который, увидев мои рисунки, стал давать индивидуальные задания на уроках. Только спустя время, после его отъезда я узнала, что он окончил московскую Академию художеств и в нашей глубинке оказался случайно, ненадолго. Ему хотелось поделиться своими знаниями в изобразительном искусстве».

Татьяна с удовольствием рисовала. Наставник видел в ней потенциал и прочил творческое будущее. Однако школьница настроилась пойти по стопам мамы и стать врачом. Могла бы стать хорошим диагностом, считает Татьяна, но судьба распорядилась иначе.

«Решил мою судьбу спор с братом. Он заявил, что я никогда не стану художником. Сказал: “Хватит тащить в дом ветки, коряги, рисовать свои никому не нужные картинки и пачкать бумагу. Займись делом!”. И я занялась делом — стала готовиться к поступлению в Ярославское художественное училище».

Поступать на худграф без базы художественной школы – решение достаточно авантюрное. Татьяна не знала основ композиции. Боялась сдавать математику и физику. Конкурс на место огромный, экзамены сложные. На факультет в Ярославское художественное училище приехали поступать абитуриенты со всех городов Сибири. Но абитуриентка твёрдо решила попробовать и начала усердно готовиться. 

«Серьёзно готовилась по рисунку и живописи, занималась на подготовительных курсах по всем предметам. От усталости я даже не радовалась после пройденных испытаний, и что буду учиться на факультете. Даже когда я влилась в коллектив художников, мне долго не верилось».

Дорога до института занимала больше часа. Студентка не тратила это время впустую. Прямо в транспорте делала задания по рисунку, живописи и другим предметам. Было непросто, но именно это время Татьяна сейчас вспоминает как самое счастливое в жизни. Годы учёбы сделали её ярче и определили творческий путь.

«Моему курсу повезло с педагогами: Кичигин Георгий Петрович, Долгушин Владимир Леонидович, Слободин Михаил Исаакович. Диплом защищала по графике».

После вуза Татьяна по распределению попала в Крутинский район. В местной школе работала учителем рисования, черчения и труда. Была организатором школьных мероприятий. Тут вспомнила своё школьное время и, как в детстве, оформляла площадки к праздникам.

«Очень скучала по городу. Поняла, что мне мало быть просто учителем. Не хватало времени на любимое дело. Рамки и ограничения школьного устава меня тяготили. Отношение руководства общеобразовательных школ к предмету ИЗО, к сожалению, оставляет желать лучшего, материальной базы никакой. Может быть, действительно не всех надо насильно образовывать в этом направлении».

Она уволилась из сельской школы, вернулась в город и устроилась художником-оформителем в «Бюро эстетики». Работа с шифрами привела к каллиграфии.

«Тушь и тонкое перо до сих пор вызывает у меня трепет. Изящный штрих пером в сочетании даже со случайным пятном тушью может выглядеть как полноценная графическая работа».

В декрете появилось новое направление для творчества. Татьяна шила одежду для всей семьи – от платьев и до шуб. К деревянному промыслу привёл случай. Старшая дочь семь лет назад выходила замуж. Семья решила сэкономить на оформлении. Татьяна взяла электролобзик и начала мастерить декор.

«Я типичная российская женщина с огромным желанием, и верой, что всё получится. Навыков в работе не было, учиться не у кого. Читала инструкцию по технике безопасности и работала. Пилила и шлифовала дома простые формы, декорировала, подбирала цвет. Благодарю моих родных и соседей, что отнеслись с пониманием к моей отваге. Свадьба получилась красивая и душевная, с Сибирским колоритом».

Старания Татьяны высоко оценили гости торжества. Это вдохновило продолжить мастерить изделия из дерева. С первой коллекцией новоиспечённый мастер вышла на ярмарку.

«Интерес ко мне был сразу, т. к. я была, пожалуй, первая женщина, которая вышла на ярмарку с деревом в Омске. Сейчас уже много достойных интересных мастеров-женщин, которые работают профессионально, у которых можно многому научиться. Что касается моих работ, то однажды услышала мнение, которое сама теперь озвучиваю: “Работы не для всех, на любителя”. Мне это нравится, потому что я больше не смотрю работы других мастеров, делаю в своей манере».

Изделия Татьяны мастера народного творчества так и не признали. Работы считают нетрадиционными и слишком художественными. Но рукодельница не расстраивается. Спокойно воспринимает критику и творит, как душе угодно.

«Я не состою ни в одном творческом союзе. Художники очень придирчиво относятся к прикладникам моего склада, а деятели домов народного творчества считают мои работы нетрадиционными и слишком художественными. Но это не главное. Главное, что моё дело — это не наполнение времени чем попало, а осознанная работа, без которой трудно жить».

Татьяна уверяет, дерево – живой материал. У каждого свой срез, плотность, структура, запах и даже душа.

«Это живой материал, который не умирает даже после обработки и отдаёт свою энергию. Любимые мои породы: кедр, вяз, орех, от которых не устаёшь в работе, а наоборот набираешься сил».

Первые изделия мастер вытачивала из сосны. Это самое распространённое дерево в Омском регионе, но недооценённое, считает Татьяна.

«Сосна не сразу показывает свою красоту. Её надо «достать», а для этого правильно обработать. Небольшой обжиг, нанесение воднорастворимой морилки и шлифовка. Выбираю дерево с сучками, то, которое отбрасывают строители, и те, кто занимается столяркой. Для меня вся красота заключается в сучках, в коре, которую можно сохранить для придания изделию большей декоративности».

Особенности породы подсказывают, какое изделие может получиться. Один срез идеально подойдёт для разделочной доски, другой для изящного панно. Их чаще делает на заказ, но есть и особенные работы не для продажи.

«К таким работам относится панно под названием “Дед Калина”. Оно посвящено моему прадеду. Калина — легендарный среди родственников охотник, плотник, лекарь, знаток трав, который прожил в сибирской глубинке 103 года. Выносливый, проницательный, с тонким восприятием красоты, артистичный, талантливый, миролюбивый, желающий поделиться знаниями, его жизненное кредо: “Всё или ничего”. Мой предок незримо помогает мне в жизни и сейчас».  

Татьяна работает в мастерской. Дело шумное и пыльное, потому без специально отведённого места заниматься деревообработкой было сложно.

«Я полностью погружена в работу. Для меня в мастерской время останавливается, я его не замечаю, и с неохотой отрываюсь от дела уже поздно вечером. Работа с инструментом требует внимательности и сосредоточенности. Механических действий и посторонних мыслей не должно быть».

Инструменты в обороте самые простые: электролобзик, шлифовальная машина, болгарка, фрезер и резаки по дереву для различных видов резьбы.

«Не придерживаюсь строгих правил в выборе резьбы и традиций, часто использую их интуитивно. Не делаю предварительных эскизов. Они только мешают понять, как начинать работу над заготовкой».

Мастер выпиливает заготовку, обрабатывает края, снимает фаски. После шлифовка. Нужно полировать материал, пока поверхность не станет шелковистой и приятной для рук. Изделия Татьяна часто расписывает вручную. Здесь помогает талант художника.

«Роспись свободная, опять же без эскизов, как рука пойдёт.

Мои изделия экологически чистые, с использованием невредных красок или водных морилок с добавлением пигмента, покрыты в завершение маслом с воском — льняное масло, пчелиный воск, скипидар. Бывает, экспериментирую с цветом, применяя отвар чаги, толчёного древесного угля с маслом. Изделия проходят проверку временем, чтобы убедиться, не выгорает ли, не тускнеет цвет».

Татьяна Третьякова – постоянный участник различных выставок и фестивалей. Представляет свои работы и подробно рассказывает о каждой тем, кому это интересно. Получить одобрение профессионалов приятно, но вовсе не обязательно. Мастер работает вне канонов и правил. Ведь её работы не для всех. На любителя.



Автор: Ксения Михеева

Фото: личный архив Татьяны Третьяковой

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.