Дата публикации: 3.08.2025
В парке Победы снова открылись ворота во времени. Там, где обычно шумят городские будни, на два дня выросли шатры, заблестели доспехи, загрохотали мечи и запахло дымом костров. Юбилейный, двадцатый фестиваль «Щит Сибири» превратил Омск в точку притяжения для тех, кто хочет окунуться в быт прошлого.
«Мы организовываем наш фестиваль для тех, кто верит в сказки. В хорошем смысле сказки: не басни, небылицы, а в те сказки, которые связывают нас с детством, с юностью, с мечтательностью. Взрослому человеку очень этого не хватает. Я делаю этот фестиваль каждый год, чтобы в жизни каждого человека появилась сказка», – признаётся Антон Панкин, один из организаторов.
От Рима до Сибири: карта живой истории
В этом году фестиваль «Щит Сибири» объединил сразу несколько эпох. На одной поляне римские легионеры отрабатывали манёвры, чуть дальше викинги ковали мечи и умбоны для щитов, а за холмом сибирские ткачихи выводили замысловатые узоры с помощью древних станков.
«География фестиваля широкая – к нам приехало около 120 реконструкторов со всех уголков России: Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Уфа, Курган, Томск, Кемерово. В этом году фестиваль масштабнее, чем в прошлом, благодаря поддержке Фонда президентских грантов», – рассказывает один из организаторов Алексей Распопов.
Особое внимание гостей привлёк историко-просветительский квест «Времена героев». С маршрутными картами в руках участники переходили от кузнечного горна к гончарному кругу, чеканили монеты, лепили керамику, пробовали себя в древнем камушном деле – изготовлении стеклянных бусин.
«Это не музей, здесь всё можно трогать», – смеётся реконструктор Саша. Его руки, обожжённые жаром горна, осторожно вкладывают молоток в ладони школьнику: «Давай, ударь сам. История любит смелых».
Бои, где звенит сталь
Но главное зрелище развернулось на ристалище. После долгого перерыва фестиваль вернул полноконтактные бои по историческому средневековому бою. Звон железа, удары мечей, гортанные крики – всё это звучало как живая музыка прошлого.
«В нулевые годы тут такие бои были – рубилово настоящее! Я тогда в доспехах был, XV век, 45 килограммов. Наденешь их, выходишь, минута боя, и либо тебя свалили, либо сам упал от усталости», – улыбается ветеран движения Сергей.
Зрители кричат, аплодируют, спорят, чьи удары точнее. На ристалище выходит Григорий Петрушкин из Павлодара. После двадцати лет в реконструкции он всё ещё волнуется перед боем: «Надеюсь дойти до финала. Сделаю всё, что смогу. Готовился, тренировался. Я в этом движении уже лет 20, а именно боем на железе начал заниматься лет 15 назад».
Атмосфера, где рождаются сообщества
Хотя на фестиваль съехались клубы из Екатеринбурга, Тобольска, Томска, Кемерова, Уфы, здесь нет чужих: лагеря открыты для каждого, кто хочет задать вопрос или просто подержать в руках древний инструмент.
Ирина, волонтёр из Новосибирска, признаётся: «Я приезжаю сюда уже четвёртый год. Знаете почему? Потому что здесь люди живут не прошлым, а настоящим, которое умеет помнить свои корни. И это ощущение невероятно заразительно».
Даже дети быстро забывают о смартфонах.
«Девчонки уже говорят, что это лучший день в их жизни. Мы успели сделать лепёшку, браслеты, просто ходим на свежем воздухе. В исторических костюмах мы пришли первый раз, муж у меня давно занимается реконструкцией, и, наконец, дети выросли настолько, что мы можем поучаствовать все вместе», – делится впечатлениями пришедшая поддержать своего мужа Юлия Распопова.
Вызов времени
Организаторы не скрывают: за этим праздником стоят недели подготовки, поиски финансирования, бессонные ночи и десятки людей, которые строят лагерь своими руками. Однако результат того стоит.
«20 лет назад я делал фестиваль как некий манифест, нужно было проявить себя, привлечь внимание. Я понимаю, что и сейчас я делаю этот фестиваль для моей жены и для своего ребёнка, который в этом году в возрасте пяти лет пришёл в костюме на фестиваль. Теперь я делаю фестиваль и для своего клуба, в котором 15 человек, и для друзей-реконструкторов. И всякий раз задаюсь вопросом, делаю ли я его для себя. И после фестиваля довольно долго я понимаю, что на этот вопрос ответить не могу. Но потом я чувствую зов, который призывает меня творить, заваривать эту кашу снова», – признаётся Антон Панькин.
И, может быть, именно поэтому двадцатый «Щит Сибири» не стал точкой. Это – лишь запятая, потому что через год здесь снова загремят мечи, зазвенят молотки и сотни людей вернутся туда, где прошлое встречается с настоящим.
Текст и фото: Алексей Могильников
Читайте также

