Дата публикации: 6.09.2025
Сентябрьский вечер в Омске оказался удивительно тёплым, и не только по погоде. Во внутреннем дворике Центра «Эрмитаж-Сибирь» звучали песни Владимира Высоцкого. Там не было большой сцены с прожекторами, не звучали торжественные речи. Ковёр, гитара, несколько рядов стульев – всё напоминало скорее домашний вечер, чем концерт.
На сцене – гитара и голос Олега Беркова, артиста Омской драмы и Дома актёра. Он назвал творческий вечер «Наш Высоцкий». И этим снял дистанцию между сценой и публикой.
«Я считаю, что для каждого человека, который любит творчество этого прекрасного поэта, актёра и автора своих песен, музыканта, у каждого человека Владимир Семёнович свой. Каждый видит, слышит, чувствует его как-то по-своему. Поэтому я поставлю возле сцены гранёный стакан, и вы можете положить в него записку с вопросом, на который мы вместе попробуем ответить, или с историей, которую я прочту», – задал тон встрече Олег Берков.
Актёр признаётся, что формат концертов, посвящённых Владимиру Высоцкому, для него не новый. Идея таких встреч зрела в нём долгие годы, примерно десятилетие, с тех пор как он стал профессиональным актёром. Играл в театре, писал стихи и всё чаще ловил себя на желании петь и собственные песни, и любимые произведения Владимира Семёнович.
Первый вечер памяти прошёл 25 января, в день рождения поэта, в арт-кафе Дома актёра. Тогда Берков делился песнями и историями, публика отвечала тем же. Атмосфера оказалась настолько живой, что артист понял: нужно продолжать.
Задача, которую перед собой поставил Олег Берков, масштабная: охватить всё творчество Владимира Семёновича. А это военные баллады и сказочные сюжеты, сатирические куплеты и щемящая лирика. Между ними актёр Омской драмы рассказывал личные, почти интимные истории. О том, как отец Беркова пел Высоцкого на ночь маленькому сыну. О том, как сам артист в юности перебирал струны и пел знакомые строки для друзей и соседей.
«Я всегда любил петь песни так же, как Владимир Семенович, своим друзьям, на застольях, на праздниках, просто вечером, самому себе, соседям, которые через стену слышали. Им в основном нравилось, никто не ругался, потому что поздно не пел», – улыбаясь, делится артист со зрителями.
И вот к сцене потекли маленькие записки. Одна из женщин спросила, знает ли Олег историю песни «Белый танец»? А после и сама рассказала о друге Высоцкого, которого девушка пригласила на танец. Эта история и легла в основу песни.
«Замечательный концерт и удивительная атмосфера в этот вечер. Как Олег вспоминает о своем детстве, я так же вспоминаю о своем. Песни Высоцкого мы знаем с детства, любой можем подпеть. Для меня много значат герои его песен, потому что они очень разные, но всегда сильные, честные. Это люди, которые видят цели, к ней идут. И когда я была молодой, я верила, что сам Высоцкий именно такой», – делится впечатлениями в антракте Лариса.
«Весь этот антураж: стены дворика, ковёр, живая гитара – это такая прелесть. Чувствуется ностальгия. Мне было лет десять, когда я впервые услышала Высоцкого на катушечном магнитофоне. Ну, хрипатый мужик что-то поет. Это только потом пришло понимание», – рассказывает Светлана.
Говоря о собственном восприятии Высоцкого, Берков отметил, что для него это прежде всего многогранный артист: и автор, и исполнитель, и актёр театра и кино. Его творчество и биографию должен знать каждый, кто выходит к зрителю.
«Самое интересное, что очень много говорят вокруг него. Читаешь интервью, они такие правдивые, ты веришь в это. Но потом понимаешь, а если бы сейчас Владимир Семёнович был жив, он бы сказал: «Да, все правильно, но...» И вот это «но» – твоя фантазия. А как бы Владимир Семенович рассказал, что бы он добавил? Вот такие моменты для меня очень интересны», – делится Олег Берков.
А потом снова зазвучала гитара. Олег Берков исполнил «Цыганочку», «Песню о друге», «Прерванный полёт», «Она была в Париже», «Диалог у телевизора» и другие любимые многими песни. Публика тихо подхватывала знакомые строки. Кто-то шептал, кто-то пел в полный голос. Каждый слышит своего Высоцкого, но именно в этом многоголосии он и остаётся для всех вечным и живым.
Текст и фото: Алексей Могильников
Читайте также

