Дата публикации: 10.01.2026
Святки – особое время в традиционном календаре, время передышки между постами, когда можно было отвлечься от тяжёлой работы и предаться веселью. Всего 12 дней – но сколько всего интересного вмещалось в эти дни… Взрослые ходили в гости к родственникам и друзьям, молодёжь собиралась на вечёрки, у детей были собственные «вечеринки». Святки – это игры, танцы и, конечно же, колядки – рождественские песнопения, с которыми обходили дворы, собирая щедрые угощения.
Традиция колядования жива до сих пор –Рождество жители исторической части Казачьей слободы в Омске встретили с традиционными песнопениями от фольклорной студии «Сретение» во главе с её руководителем Еленой Чешегоровой. О колядках, святочных традициях и о том, что гадать на святки нельзя, но всё-таки немного можно – в статье, подготовленной совместно с Сибирским культурным центром и фольклорной студией «Сретение».
Рождество, Новый год и Крещение – эти праздники образовывали единый святочный цикл. Именно этот период был особенно насыщен магией, приметами и обычаями, которые предопределяли остальной год. В значении святок была своя мифология – в это время солнце поворачивалось от зимы к лету, световой день становился длиннее, старый год уступал место новому. К Рождеству и Новому году готовились задолго – шили новые платья, готовили нехитрые подарки. 12 дней – 12 месяцев – с Рождества начинали примечать, какие будут месяцы в году: каждый день Святок соотносился с определённым по счёту месяцем. Считалось, что если на Рождество много снега, то будет хороший урожай хлеба, ягод, грибов, звёздное небо – к хорошему урожаю гороха.

На фото: Илья Чешегоров
Начинались святки с Рождества – накануне праздника, в сочельник, готовили сочиво (кашу из зёрен пшеницы с ягодами, изюмом, курагой) и сочни. С этими сочнями в течение Святок и гадали девушки. Потреблять пищу до восхода первой звезды категорически запрещалось. Перед ужином под стол клали охапку сена, которую затем раздавали скотине, чтоб «никакой колдун не мог её изурочить».
На следующий день можно было начинать «славить» – ходить по домам с песнями, прославляющими рождение Христа. Дети, желавшие «славить», собирались с вечера в одном доме, чтоб с утра пораньше, ещё затемно, отправиться по домам. «Славить» ходили все возрастные группы, но чаще – подростки 10-12 лет и старики-нищие.
Причём в Омской области были свои особые традиции славления – в Большом Атамасе, Секменёво, Изюке ходили со звездой (деревянной или вырезанной из бумаги) с зажжённой внутри свечой. В Петелино вместо звезды носили на палке колесо, украшенное красной бумагой. Зайдя в дом, пели рождественский тропарь «Рождество твоё, Христе Боже наш!». Славили и другими песнопениями.
В Чудесном в дом не заходили, а пели (как это было принято у украинцев и белорусов) под окнами, подыгрывая на скрипке и балалайке. В деревне Изюк чалдоны рождественский день называли «колядою». В Сочельник в передний угол ставили снопик соломы и варили пшеницу, которую оставляли на ночь в печи, а наутро с ней шли «славить». В деревне Чаганы «витебские» рождественский вечер тоже называли «колядой» и ходили «колядовать» со звездою из тонкой (жёлтой, зелёной) бумаги со свечкой внутри, пели колядку о поисках «богатого двора».

В Чекрушево и других селениях, где жили совместно русские и белорусы, устраивалось пышное застолье с белорусской игрой «женитьба Терёшки». В Бергамаке, который населяли чалдоны и поздние переселенцы из европейской части России, под Рождество под окнами домов колядовщики спрашивали у хозяев разрешение «тауси пропеть». Того, кто первым из славильщиков зашёл в дом, сажали на тулуп, чтобы «овечки лучше велись», под шубку, «чтоб богатым был», или на порог, «чтоб куры хорошо парили». Славильщикам давали «жертву», то есть угощали «стряпнёй» (булочки, шанежки, печенье, пряники), конфетами, яйцами, блинами. Но лучшим угощением считались сырчики – блюдо из творога. Иногда давали и мелкие деньги (пятаки), а взрослым подносили пива и водки. В селе Кайлы устраивали за деревней конские бега, победитель которых получал приз от побеждённых.
Жанр колядок в 21 веке не только не был утрачен, но и активно возрождается, считает Елена Чешегорова, омский фольклорист и этнопедагог, руководитель фольклорно-этнографической студии «Сретение». Вот уже больше 30 лет Елена Михайловна и участники её студии (а это больше 30 человек) ходят по городу колядовать. В этом году свою порцию рождественских песен уже услышали жители исторической части Казачьей слободы, новый этнокультурный выход «Сретение» планирует на Васильев день – 13 января. Как говорит Елена, многие омичи уже привыкли к колядовщикам и ждут их:
«Многие уже привыкли, по маршруту, где мы каждый год ходим, готовятся, ждут нас, у них уже подарки наготове. Кто не в курсе, спрашивает, а что это вы ходите? Что это у вас за шествие такое? Что за звёзды? Кто-то начинает вспоминать, как их родители ходили колядовать. Ходим не только по частному сектору, заходим в открытые дворы и просто во дворе поем. Кто-то выходит, кто-то окна открывает в многоэтажках… Колядовать может каждый, сейчас очень много колядок в открытом доступе. Можно собраться компанией и колядовать до конца святок – до 19 января».
Звезда – это обязательный атрибут группы колядовщиков: не зря второе название святок – святые вечера. С сочельника, с 6 января и до Васильева вечера (13 января) колядовщики славят Христа со звездой в руках, а потом начинают наряжаться в животных – коза, конь. Связано это с вертепными животными – когда волхвы принесли свои дары новорождённому Христу, первыми увидели Господа именно животные.

Кроме славления, святки отличались своими вечёрочными традициями – практически каждый день парни и девушки встречались, чтобы вместе петь, танцевать, играть. Отсутствие отдельных помещений для таких встреч никого не смущало: «Как рассказывали бабушки, чтобы старшие собирались, они чинили забор или избу какой-нибудь старушке, и она их пускала на все вечерки, на все святки. У кого-то мама добрая, разрешала в бане встречаться», – рассказывает Елена Чешегорова. Сейчас на такие ухищрения идти не нужно – в Сибирском культурном центре «Терем» регулярно проводятся молодёжные вечёрки с играми, песнями и танцами (об этом мы писали здесь https://tramplin.media/news/9/7511).
Традиционно святки считались временем, когда можно было погадать и узнать свою судьбу. Но даже в это время гадания не приветствовались и считались «бесовским деянием». Даже фольклор, рассказывающий о гаданиях, грозил бедами и несчастьями за попытку узнать, что будет, подчёркивает Елена. Но молодёжь всё равно гадала – все знают хрестоматийный пример с бросанием валенка за ограду, носок которого показывал, куда бросающая девушка выйдет замуж. Были и шуточные гадания – в сковородку наливали воду, в середину клали камушек или кирпич, на него клали кусочек горящей кудели. Если вода начинала бормотать, значит, муж будет пьющий, а свекровь ворчливая.

На фото: Елена Чешегорова поёт колядки
Колядки – часть традиционной культуры, которая сейчас становится всё более популярной. «За 30 лет у нас выросло много учеников, которые сами стали педагогами дополнительного образования или просто любителями. Кто-то просто занимается своими делами, но в праздники вспоминает, что он русский человек, и идёт колядовать. Выросшие в Омске колядовщики ходят по всей стране, из нашей Шебалинки вышли многие специалисты, которые разъехались по разным городам и несут эту традицию дальше», – рассказывает Елена Чешегорова.
Многие ошибочно считают, что колядки имеют языческое происхождение. Однако в православной традиции – это песнопения во славу Христа, и исполняют их и церковные коллективы в том числе. Кстати, в эти выходные – 11 января – в Успенском кафедральном соборе пройдёт традиционный большой концерт колядок, в котором примут участие несколько творческих коллективов города – праздничный хор Успенского Кафедрального собора, хор мальчиков и юношей «Пересвет», Детский академический хор «Акварель», праздничный хор собора Рождества Христова, фольклорно-этнографический ансамбль «Сретение», праздничный хор Воскресенского военного Собора, образцовый ансамбль русской песни «Зорянка», Архиерейский мужской хор Омской митрополии.
Текст: Ирина Баландина
Фото: Алиса Иванникова, из архива Е. Чешегоровой
Читайте также


