Первая заведующая омской «Пушкинкой». История Софьи Пахолковой

Дата публикации: 21.01.2026

145 лет назад – в 1881 году – из Петропавловска в Омск переехал доктор Николай Пахолков с семьей. Его старшей дочери Софье тогда было 11 лет. И разумеется, ни она сама, ни ее родители даже не предполагали, какую роль ей будет суждено сыграть в культурной жизни крупнейшего сибирского города. В 1907 году Софья Николаевна станет первым руководителем первой открытой в Омске городской библиотеки – библиотеки имени Пушкина. Той самой, что ныне хорошо известна всем горожанам и гостям Омска. Так что отцовский подарок дочери на семнадцатый день рождения – шеститомник Пушкина, изданный к пятидесятилетию смерти великого поэта, окажется знаковым. Но обо всём по порядку.

Чтобы вернуть из небытия историю этой удивительной женщины, ученый секретарь омской библиотеки имени Пушкина Людмила Лапина проделала огромную работу в архивах. И вот, в 2017 году ­– в год 110-летнего юбилея библиотеки – в Омске увидела свет её книга «София Николаевна Пахолкова. Слово о первом библиотекаре Омской “Пушкинки”», где отражён весь непростой жизненный путь омской подвижницы библиотечного дела.

Итак, Софья Николаевна родилась в январе 1870 года в Петропавловске, в семье доктора Николая Пахолкова и его супруги Клавдии Ильиничны. Николай Иванович был родом из Пензенской губернии, из семьи бедных мещан. Но вопреки непростым жизненным обстоятельствам любознательный юноша сумел успешно окончить медицинский факультет Казанского университета и получить степень лекаря. Потом он служил в линейных батальонах в Западной Сибири, в Тарском военном лазарете, а в 1866 году стал заведовать военным лазаретом в Петропавловске. Через 9 лет Николай Пахолков выдержал докторский экзамен в петербургской Медико-хирургической академии и стал доктором медицины. К тому времени в его семье было уже трое детей: дочери София и Мария и сын Владимир.

В 1881 году доктор Пахолков приказом по Западно-Сибирскому окружному военно-медицинскому управлению был переведён в Омск. Семья Пахолковых поселилась в Слободском форштадте, в доме на углу Томской и Часовитинской улиц (ныне улицы Лермонтова и Пушкина). Николай Иванович служил в военном госпитале, потом – в кадетском корпусе, а далее стал главным врачом военного госпиталя.



Медицина для него была делом всей жизни. Его работы публиковались в медицинских журналах, выходили отдельными изданиями. Николай Пахолков был членом Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, а ещё первым библиотекарем библиотеки Омского Медицинского общества. Николая Ивановича знакомые называли человеком, обладавшим «в высшей степени мягким и симпатичным характером и той “общительной” жилкой, которая делала его незаменимым инициатором всякого доброго и общеполезного дела». Казалось бы, ничто не предвещало беды. Но он работал почти без отдыха, и постоянное напряжение губительно отразилось на здоровье – в сентябре 1888 года доктор Пахолков застрелился...

Для семьи, оставшейся без кормильца, настали тяжелые времена. Всю заботу о близких пришлось взять на себя 18-летней Софии, которая окончила I женскую гимназию с золотой медалью. В своей автобиографии она потом писала: «мать наша была очень слабого здоровья, а брат был эпилептик, и мне, как старшей, пришлось с молодых лет посвятить себя заботам об них обоих, сестра ещё училась, а потом стала служить. Я же давала частные уроки и, выучившись шить, сама обшивала всю семью и принимала участие почти во всех общественных организациях того времени».

В январе 1903 года София Пахолкова стала заведующей библиотекой общества попечения о начальном образовании. А через 4 года она поступила в городскую библиотеку имени Пушкина – незадолго до её открытия. Библиотека разместилась в двух смежных комнатах на первом этаже здания Городской Думы. Штат Пушкинской библиотеки в первый год её работы состоял из четырех человек: библиотекаря, его помощника, а также швейцара и его помощника.

В штатном расписании новой библиотеки должности «заведующий библиотекой» не было, но тем не менее, во многих документах того времени Пахолкову называют не только «библиотекаршей», но и «заведующей библиотекой». К её мнению прислушивались, предложения по устройству библиотеки детально рассматривались и выносились для принятия окончательного решения в Думу. Но все вопросы решались очень медленно.

Библиотечным служащим, которых было всего двое, приходилось работать практически без выходных, а читателей становилось всё больше. И летом 1910 года София Николаевна ушла из Пушкинки. Только после её ухода законодатели наконец осознали, что нужно увеличить штат библиотечных служащих – сначала до трёх, а потом и до четырёх человек.

В марте неспокойного 1918 года Софья Николаевна вернется в «Пушкинку» и будет делать все возможное и невозможное, чтобы спасти библиотеку. После участия в общегородской забастовке служащих некоторые сотрудники библиотеки отказались выходить на работу. Тогда Союз городских служащих направил в библиотеку «случайных» людей, весьма далеких от культурной работы. «Состав этих служащих для библиотек по своему общественному, профессиональному и даже образовательному положению был очень далёк от культурной работы. Между старыми служащими и новыми не было ни единодушия, ни добрых взаимоотношений. Старые служащие оставались в библиотеке лишь потому, что не могли допустить библиотеки до гибели. Когда совершился новый переворот, тогда и та часть служащих, которая не подчинилась постановлению Конференции, вновь явилась на работу. При возвращении этих служащих отношения между всеми библиотекарями резко изменились к худшему. Не было почти никаких попыток ни с той, ни с другой стороны к уничтожению вражды. Взаимная вражда, отчуждённость не могли не отражаться на библиотечной работе, была такая атмосфера, что она лишала возможности какой-либо продуктивной работы. На эти взаимоотношения стали указывать и читатели, прося их освободить от нервозных настроений библиотекарей», – повествует хранящийся в омском архиве Доклад о положении дел в городских библиотеках, датированный 9 ноября 1918 года.



Работать в таких условиях было невозможно. И в конце концов София Николаевна подала прошение об освобождении её от обязанностей заведующей: «Ввиду вышеуказанных обстоятельств вся моя энергия уходила только на поддержание сколько-нибудь сносных условий текущей работы, чтобы выполнять хоть самую главную задачу нашего дела – выдачу книг подписчикам. Мой прежний опыт в ведении дел и руководства работой других оказался при данных исключительных условиях несостоятельным. Всё это время было для меня очень тяжёлым испытанием, и больше я уже не в силах продолжать свою работу и прошу предоставить мне свободную в данный момент в Пушкинской библиотеке вакансию ответственного библиотекаря, так как я не хочу совсем оставить библиотечную работу, которой посвятила в прошлом несколько лет и к которой так охотно вернулась». В феврале 1919 года из заведующей она стала простым библиотекарем. А в июле 1920 – вновь уволилась из Пушкинки. Как оказалось позже, чтобы ещё два раза сюда вернуться.

В промежутках между «библиотечными» периодами София Николаевна переменила самые разные профессии – работала машинисткой в бывшем войсковом правлении, в тубдиспансере, была обследовательницей больных на дому, секретарем Омской товарной биржи, делопроизводителем…

На себя времени не оставалось. Неудивительно, что София Николаевна вышла замуж только в 50 лет, в ноябре 1920 года – за Степана Новосёлова, отставного полковника Сибирского Казачьего войска. Ушедший добровольцем на Великую войну Новосёлов возвратился в Омск в марте 1918 года. Отставной офицер служил в Коммунальном отделе стаститиком пожарного подотдела, инструктором, счетоводом трубочистного отряда, делопроизводителем-архивариусом. А ведь в июле 1891 года именно есаулу Новосёлову доверили возглавить казачий конвой будущего императора Николая II во время путешествия цесаревича от Томска до Омска и по Пресногорьковской линии…

После свадьбы в доме по улице Лагерной (нынешняя улица Жукова) поселилось большое семейство: Степан Антонович, его дети от первого брака – сын Модест с женой Наталией, дочь Ольга с мужем Николаем, София Пахолкова-Новосёлова, её мать Клавдия Ильинична и сестра Мария.

В 1927 году Степан Антонович скончался. Клавдия Ильинична умерла годом раньше. Из близких людей у Софии Николаевны осталась только сестра. А смысл жизни могла вернуть лишь любимая библиотека.

В феврале 1934 года Софья Новоселова вновь поступила в «Пушкинку» на должность библиотекаря. В конце 1942 года она ушла по болезни в отпуск без содержания до 15 февраля 1943 года. В этот раз она покинула любимую библиотеку уже навсегда – 12 февраля ее не стало.

«В первом историческом исследовании деятельности Омской областной библиотеки имени А.С. Пушкина имя Софии Николаевны Пахолковой (Новосёловой) ни разу не упоминается. Остаётся загадкой, почему автор книги Хребтова Ефросинья Григорьевна, возглавлявшая Омскую областную библиотеку имени А.С. Пушкина с 1941 по 1973 годы, не посвятила Пахолковой ни строчки. Ведь она не могла не видеть её документы в личных делах сотрудников, не встречаться в библиотечных стенах в 1941-1942 годах с этой самой старшей по возрасту женщиной, состоящей на скромной должности контролёра читального зала, труд которой оплачивался по самой низкой ставке и составлял в 1942 г. 175 рублей», -– недоумевает Людмила Лапина.

Отрадно, что спустя столько лет историческая справедливость наконец восторжествовала и ныне имя Софии Пахолковой-Новоселовой в омской «Пушкинке» вспоминают с благодарностью.

Да, в фондах библиотеки до сих пор хранятся шесть томиков карманного формата, в твердых переплётах зелёного цвета с лаконичной надписью «С. Пахолковой. 1887 г. От папы».

Автор: Елена Мачульская

Фото: сайт Омской областной научной библиотеки имени Пушкина, Pastvu.com



 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.