Дата публикации: 26.05.2023
Начать писать код раньше, чем выучить алфавит – залог успеха в будущем, считает основатель школы программирования для детей Евгений Стоян. Нужно ли современным детям программирование, когда нужно начинать и каких успехов уже добились юные омичи-айтишники – об этом предприниматель рассказал «Трамплину».
– Почему вы выбрали именно это направление бизнеса? Почему бы не стать самому айтишником?
– Я с 12 лет занимался на похожих курсах. Ещё в подростковом возрасте я понял, что это моё. Я быстро научился программировать, и в 15 лет у меня уже были собственные сайты. А в 19 лет я стал преподавать в IT-школе, где успешно проработал несколько лет.
У меня были многочисленные победы в профильных конкурсах: например, я горжусь победой в Международной научной студенческой конференции в Новосибирске. Её я выиграл и как школьник, и как студент – а сейчас мы возим туда своих детей.
Потом мне пришла идея открыть свою школу и исправить в ней то, что меня не устраивало в других. Так в 2021 году я открыл собственную школу.
– Замечаете интерес к профессии? Многие ли приводят детей, рассчитывая на их успех в будущем, или это просто зарядка для ума?
– Интерес к профессиям IT огромен, но многие просто не понимают, кем потом можно работать. Поэтому к нам и приходят, чтобы ещё в раннем возрасте понять – а моё ли это?
Конечно, есть родители, которые видят своего ребёнка будущим айтишником, и с этим прицелом отдают его к нам. Другие вкладываются в развитие ребёнка, не имея особых представлений об IT. Бывает и так, что ребёнок сам выражает желание научиться программировать – потому что друзья рассказали, что это круто.
Среди наших учеников есть те, кто уже успешно работает в IT. Есть и победители крупных конференций – например, недавно мы вернулись из Новосибирска сразу с 4 медалями. В этом году на всех конкурсах мы заняли призовые места, а на некоторых – весь пьедестал. Мы учим детей писать код и понимать, что они пишут, развиваем мышление программиста, а не учим писать по шаблону.
– До перспективной профессии ещё немало лет… А что даёт обучение программированию детям – вы же принимаете детей с 7 лет?
– Программирование – это прежде всего логика. К тому же сейчас каждая профессия становится цифровизированной. Поэтому независимо от того, что выберет ребёнок, он всё равно будет взаимодействовать с компьютером и технологиями. Это пригодится в любом случае.
– Как вы думаете, нужно вводить программирование в школьную программу?
– Во многих школах программирование уже преподаётся на базовом уровне с 9-го класса. Но есть другая проблема – не хватает знающих преподавателей.
– Виной тому недавний отток айтишников?
– Да, даже один из наших преподавателей переехал в другую страну. Действительно, многие хорошие специалисты уехали. Но активно готовится молодая смена: в нашей школе большинство преподавателей – это студенты старших курсов ОмГУ и ОмГУПСа. На мой взгляд, эти вузы в Омске лучше всего готовят программистов.
– А вы почему не уехали?
– Мне нравится здесь жить, нравится наш город, и я хочу сделать его лучше.
– Когда лучше всего начинать кодить? Не рано ли – 7 лет? Может, есть вундеркинды?
– Сейчас средний возраст наших учеников – это 11–12 лет. IT-сфера сложна, и войти в неё можно не за один год, а вариться – как минимум несколько лет. Чем раньше начинают, тем лучше: конкуренция растёт, программистов становится больше, и ценятся ребята, которые не только умеют писать код, но и создают работающие проекты и сайты.
До 7 лет начинать не стоит, но вундеркинды есть – они сразу приходят на курсы для продвинутых и перепрыгивают через ступени обучения.
– Есть дети, которым программирование противопоказано? Ну вот не его это?
– Да, такие дети есть. Однако важно найти подход к каждому ребёнку.
Например, у нас был мальчик, который 2 года искал свой путь в IT. Сейчас он занимается 3D-моделированием – и это самый счастливый ребёнок. Он делает модели и дома, и в школе, а также осваивает 3D-принтер. До этого он пробовал программирование и веб-разработку – но всё мимо.
– Что делают на занятиях ваши воспитанники?
– У каждого есть свой проект, над которым они работают. Вот, например, писали приложение, которое напоминает о приёме лекарств, приложение для изучения английского с голосовым воспроизведением слов, LMS-систему для школ, тренажёр для быстрого счёта в виде игры.
– Есть стереотип, что IT только для мужчин. Часто приходят девочки?
– Девочек действительно меньше. Однако, на мой взгляд, они – одни из лучших специалистов.
Конечно, это наше мнение внутри команды – потому что они пишут код лучше и качественнее мальчиков, лучше делают модели. Словом, их уровень на порядок выше.
– Трудно было получить лицензию от Минобра?
– Ушло 2 месяца на то, чтобы получить лицензию. Были трудности с Роспотребнадзором: долго готовили бумаги, несколько раз приезжали с проверками…
– Вообще трудно вести бизнес такого рода в Омске?
– Я несколько лет работал в школах программирования. Поэтому знал обо всех подводных камнях ещё до того, как открыл школу. Я понимал, как устроен рынок, поэтому особых сложностей при открытии не возникло.
Автор: Ирина Баландина
Фото предоставлены героем публикации.
Читайте также

