Дата публикации: 2.12.2025
60–20–15–10 и 20–22. Для специалиста из бюджетной сферы или наёмного работника коммерческой компании эта последовательность — просто спонтанный набор чисел. Но любой бизнесмен поймёт, что они значат. Более того, сегодня эти числа — предмет серьёзных размышлений для предпринимателей над дилеммой «работать дальше — закрыть своё дело».
Итак, 20 ноября российские законодатели приняли, а ещё через шесть дней Совет Федерации одобрил, а 28 ноября Президент России подписал закон о повышении с Нового года НДС с 20% до 22%. Изменение касается большинства товаров и услуг. К увеличению порогового значения налога на добавленную стоимость авторы законодательных новелл решили присовокупить также и сокращение лимита дохода субъектов малого и среднего бизнеса, работающих по упрощённой системе налогообложения. Сейчас этот лимит составляет 60 млн. руб., что позволяет предпринимателю не платить НДС. С 2026 года он сократится до 20, в 2027 - до 15 и в 2028 - до 10 млн руб.
Для бизнеса цифры 60–20–15–10 и 20–22 — не абстракция, а новая реальность, заставляющая задуматься: работать дальше или закрыть дело.
Начиная с 1 января будущего года, как только сумма в ежеквартальном отчёте бизнесмена превысит 20 миллионов, он будет обязан заплатить НДС с 1 числа месяца, который последует за превышением. По новым правилам должны будут играть около полумиллиона российских компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
И это не все перспективные корректировки финансовых взаимоотношений бизнеса с государством. Серьёзные изменения касаются ещё и патентной системы налогообложения. Там также снижается объём доходов, который позволяет применять специальный режим налогообложения. Кроме того, меняются правила уплаты страховых взносов и вводится новый технологический сбор — он будет действовать для производителей и импортёров электронных компонентов либо продукции, по перечню, которой в будущем утвердит Правительство.
Останутся ли в итоге сферы деятельности для малого и среднего бизнеса, которые не пострадают от нововведения? С этим и другими вопросами мы обратились к Анне Масалаб, кандидату юридических наук, практикующему юристу для предпринимателей.

— К сожалению, основная масса всех налоговых изменений не ставится в зависимость от сферы деятельности малого и среднего бизнеса. Из приятных новостей для предпринимателя есть такая: патентная система налогообложения с учётом лимита, который вводится (поэтапное снижение к 28-му году до 10 миллионов), тем не менее, патентная система налогообложения сохраняется для стационарной розничной торговли и автомобильных грузоперевозок, поскольку в первоначальной версии законопроекта эти сферы вообще хотели лишить патента. Если бы, условно, с 1 января 2026 года предприниматели в этих сферах не могли использовать патенты, я думаю, что это действительно привело к массовым закрытиям бизнеса, потому что использование патентной системы налогообложения, очевидно помогает снизить налоговую нагрузку на бизнес, ведь именно в сфере стационарной розничной торговли, автомобильных грузоперевозок этот специальный налоговый режим очень активно применяется, — поясняет Анна Масалаб.
Около полумиллиона компаний и ИП на УСН с 2026 года начнут играть по новым правилам: лимит дохода без НДС будет поэтапно снижаться с 60 до 10 млн рублей.
— А как вы оцениваете экономические перспективы новых правил игры на рынке?
— Что касается экономических перспектив нововведений, конечно, они непросты для бизнеса, по-другому тут не скажешь, поскольку тот базовый лимит, к которому мы перейдём в 28-м году — в части возможности использования упрощённой системы налогообложения без уплаты НДС, в части использования патентной системы налогообложения — этот лимит на самом деле небольшой. Это только кажется, что сумма 10 миллионов значительная, на самом деле нет. Ведь речь идёт не о чистой прибыли, а об обороте, о сумме совокупного дохода, который предприниматель получает. Но все мы понимаем, что ему необходимо ещё заплатить налоги, закупить сырьё и т. д. Так что это действительно небольшая сумма. В этой связи, конечно, возможно закрытие бизнесов. Такая волна пока не во всеобъемлющем объёме, но уже есть и в Омске. Но, безусловно, когда в какой-то сфере убывает, в другом месте что-то прибывает, и, допустим, для более крупных игроков закрытие конкурентов может, напротив привести к увеличению доходности. Поэтому, конечно же, последствия, экономические перспективы, они будут разными для разных субъектов.
Лимит в 10 млн рублей к 2028 году — это небольшой оборот, а не прибыль. Такое ужесточение может привести к закрытию части бизнесов.
— И в связи с этим с какими вопросами к вам сейчас чаще всего обращаются предприниматели?
— Наиболее частый вопрос о каком-либо альтернативном специальном налоговом режиме. Сейчас таковым является автоматизированная упрощённая система налогообложения — АУСН. Поскольку в рамках этого спецрежима существует возможность выбора уплаты 8% с дохода вместо, соответственно, 6% при УСН и 5% НДС в случае, если, лимит будет превышен.
Ранее этот специальный налоговый режим сверхпопулярностью у предпринимателей не пользовался, но в контексте изменений, я полагаю, что многие на него перейдут, возможно, уже даже с января 2026 года. Конечно, нельзя сказать, что это какая-то панацея от несения налоговой нагрузки в увеличенном размере в предстоящие годы, поскольку там тоже есть определённые ограничения. Прежде всего, это специальные условия для перехода на АУСН. А кроме того, это тоже пилотный проект, эксперимент, и АУСН пока в соответствии с законодательством будет действовать только до конца 2027 года. Поэтому так или иначе в 2028 году нужно будет снова понимать, как строить свой бизнес и рассчитывать, какая налоговая нагрузка будет для него оптимальной.
— А как ещё бизнес будет приспосабливаться к новой реальности? Не вызовет ли это волну схем ухода от налогов?
— С точки зрения приспособления к новой реальности, конечно, бизнес уже об этом думает. Уже сейчас необходимо в первую очередь проверить свой доход за 2025 год, поскольку остался один месяц. Нужно эти суммы подбить и понять, «вылетает» бизнес из установленных лимитов или нет. Постараться закрыть максимум договоров в 2025 году. Сегодня, общаясь с предпринимателями, я понимаю, что многие держат курс на снижение своих расходов, их оптимизацию и сохранение только той расходной части, без которой, в принципе, бизнес выжить не сможет.
Главный совет предпринимателям на сегодня: срочно проверить доходы за 2025 год, чтобы понять, «вылетают» ли они из лимитов, и оптимизировать расходы.
Что касается возможной волны схем ухода от налогов, то цель принятия этого закона — это как раз борьба с дроблением бизнеса. Безусловно, возможен уход в теневую часть расчётов с использованием наличных денежных средств. Это уже тоже становится понятно и очевидно, но в этой части, конечно, бизнес «тормозит» 115-й федеральный закон «О противодействии легализации дохода, полученного преступным путём». Сейчас у бизнеса зачастую возникают проблемы даже не с налоговым органом, а с банками, которые блокируют счета при разного рода денежных переводах, при снятии собственных средств предпринимателями и выводе их на счёт физического лица. Поэтому в целом, конечно, ситуация непростая, предпринимателям нужно очень внимательно, ещё раз повторюсь, проверить свой доход, оптимизировать свои расходы, держать руку на пульсе в контексте всех изменений законодательства и, что называется, каждый свой шаг, каждое управленческое решение обдумывать с точки зрения последствий, потому что законодательное регулирование становится очевидно жёстче, — поясняет Анна Масалаб.
Но конечно же, не всё так сурово, как кажется на первый взгляд. Пониженная ставка в 10% сохраняется на торговлю социально значимыми товарами: детскими, продуктами питания, книгами и периодикой, медицинскими изделиями. Кроме того, продолжат получать преференции айтишники. Права на российское программное обеспечение, включённое в реестр отечественного, ИТ-компании, по-прежнему могут продавать без НДС. Продолжат применять нулевую ставку НДС экспортёры, а фермеры — плательщики единого сельскохозяйственного налога — сохраняют лимит освобождения от НДС в размере 60 млн рублей. В числе счастливчиков и туроператоры, им государство продлевает период освобождения от налога до конца 2030 года. В сфере медицинских услуг предприниматели и организации, действующие на основании лицензий, также могут вздохнуть спокойно, но за исключением косметологии — такие услуги причисляют к бытовым и облагают НДС. Ещё в списке «освобождённых» — уход за больными, санаторно-курортное лечение, ритуальные услуги. Музеи, театры, зоопарки и продавцы билетов на культурные мероприятия, некоммерческие образовательные организации также остаются при своих. И предприятия общепита — рестораны, кафе, столовые и т. д. — могут не платить НДС, но при условии «авторства», то есть реализовывать они должны только ту продукцию, которую изготовили самостоятельно. С перепродажи налог надо будет заплатить.
Не все сферы пострадают: сохраняются льготы для ИТ, экспорта, сельского хозяйства, медицины, общепита и культуры, но правила для них тоже ужесточаются.
Резюмируя, стоит сказать, что потребителям стоит готовиться к росту цен — это объективная данность. Но вряд ли он будет существенным, ведь бизнес ориентируется на платёжеспособность своих клиентов. Которые, в свою очередь, вряд ли захотят платить 1 тыс. за то, что ещё вчера стоило 500 рублей. Так что вопросов ещё много, пока ясно одно: как всегда — время покажет.
Текст: Марина Неупокоева
Фото: сгенерированы freepik.com и личный архив Анны Масалаб
Читайте также


