Дата публикации: 15.02.2024
Почему пятёрки в дневнике школьника – это плохо? Что такое «лист успеха» и при чём здесь светофор? Можно ли оставаться в жёстких рамках образовательных стандартов и не стрессовать из-за ЕГЭ И ОГЭ?
Если все эти вопросы вызывают у вас недоумение, значит, вы ещё не знаете о первом в Омске образовательном центре, который полностью меняет представление о школьном образовании. Об особенностях обучения и первых образовательных итогах «Трамплин» поговорил с директором ЦСО «Юнита» Алёной Френцель.
– Алёна Леонидовна, первые полтора года обучения по технологии концентрированного обучения позади. Насколько оправданным оказался выбор концепции?
– Прошедший год и полугодие текущего года позволили нам утвердиться в правильном выборе. Мы будем продолжать совершенствовать наши программы, методы и формы в системе обучения методом погружения в предмет.
Более того, у нас есть пример, когда наш ученик, семья которого переехала в Москву, вынужден был поменять «Юниту» на обычную школу, смог высоко оценить систему обучения в «Юните», профессионализм и чуткость педагогов, благоприятную психологическую атмосферу. К нашей большой радости, ребенок, спустя пять месяцев расставания, вернулся к нам со словами: «В “Юните” намного лучше!». Я считаю, что это лучшая оценка нашего правильного вектора в организации образовательного пространства.
– А были обратные ситуации, когда ребёнок не принимал эту систему?
– Да, конечно были. Технология концентрированного обучения методом погружения в предмет подходит не всем. Эта система подходит прежде всего детям, у которых хорошо развиты когнитивные функции: слуховая и зрительная память, устойчивое внимание, умение слушать, слышать и воспринимать информацию. Представьте, ребёнку необходимо в день заниматься четыре урока одним предметом, будь то физика, математика, биология, русский язык.
Такой учебный режим под силу не каждому.
Но система работает успешно, если ребёнок здоров, умеет и желает учиться. Некоторым детям с индивидуальными особенностями биологического ритма, эмоциональным фоном лучше подходит урочная система организации учебного процесса. Дети все разные, считаю, что именно индивидуальность должна быть положена в основу образования. К сожалению, минус массовой школы в этом и состоит: единые федеральные программы, на которые мы перешли в 2023 году, сложно адаптировать под индивидуальные особенности конкретного ребёнка.
– Как вы определяете, какой ребёнок сможет учится методом погружения в предмет, а какой нет?
– В нашем центре работают подготовительная школа с режимом полного дня и субботняя подготовительная школа. Образовательная программа реализуется также методом погружения в предмет. Так, например, в понедельник это блок занятий по окружающему миру, в который входят разделы природоведения, географии, естествознания через «Академию занимательных наук». Во вторник – день математики, состоящий из трех частей (трех занятий): арифметики, логики и занятие с кубиками КУБОРО (Cuboro) и по такому принципу строится расписание всех последующих дней.
Такая организация развивающих занятий позволяет выявить тех, кому подходит технология погружения в предмет, а кому трудно удерживать внимание, трудно осваивать знания в одном научном направлении. Многим детям это совсем не трудно. Чаще всего это дети с высоким познавательным интересом, любопытные дети. Радует, что таких детей много. Мы стараемся выявить таких детей и приглашаем продолжить учится уже в начальной школе ЮНИТЫ.
Хотелось бы отметить, мы берем в первый класс детей, которым на первое сентября исполнилось полных 7 лет. Именно к этому возрасту ребенок приобретает необходимые учебные навыки, физиологически и психологически становится готовым к учебному труду, а это намного важнее умения читать и считать. Ведь не просто так в советское время была возрастная граница – дата рождения 6 октября. Детям, рожденным после этой даты, рекомендовалось поступать в первый класс только в следующем учебном году. Мы придерживаемся тоже этого подхода.
Программа опережающего обучения в нашей начальной школе реализуется через плотный и динамичный режим обучения. За один урок математики мы можем успеть решить до 80 заданий. Это очень здорово. Первоклассник попадает в такую образовательную среду, не имея иного опыта. С первого дня он понимает, что учится он будет именно так, именно в таком режиме. Его организм быстро встраивается, адаптируется и ему уже совсем не страшны сложные задачи, он ко всему готов. А ведь опыт показывает, как хорошо подготовленные к школе первоклассники теряют мотивацию по причине растянутости и простоты школьной программы в 1 классе. Им попросту не интересно, они думают, что все 11 лет будет легко и просто. Но, спустя время, в более старших классах, сталкиваясь с трудностями, теряются и испытывают стресс, потому что их мозг расслаблен и ему трудно начать работать по-другому. А наши ученики первого класса повышенный темп работы и большой объем материала на уроке считают естественной нормой. Я уверена, что им будет учиться далее намного легче.
- Но в вашем центре в том числе учатся дети, имеющие, как вы выразились «другой образовательный опыт». Как вы диагностируете таких детей и как понимаете, что им подходит ваша система?
- К нам действительно в прошлом году помимо первоклассников, пришли много детей из других школ. Перед 2023-2024 учебным годом мы диагностировали проявивших интерес к нашей школе. Но диагностика не всегда отражает реальную картину, поэтому в текущем году, мы начали использовать метод эксперимента. Мы предлагаем претенденту в основную школу поучаствовать в недельном погружении в предмет, включиться в работу в качестве полноценного ученика. Ведь пока не попробуешь, сложно ответить однозначно подходит такой подход в обучении или нет конкретному ученику.
Случаи у нас были разные. В прошлом году, одному ученику хватило двух дней, чтобы и нам и ему принять правильное решение о переходе в нашу школу. Кому-то потребовалось поучаствовать в эксперименте всю неделю и обе стороны приняли правильное решение. Но были и другие случаи, когда ученику 8 класса система понравилась, но мы не смогли взять ответственность, поскольку ОГЭ не за горами, а пробелов очень много. Наш подход ориентирован на более глубокое изучение предмета, а в данном конкретном случае этого не требуется, поэтому рекомендовали рассмотреть обычную урочную систему.
- Алена Леонидовна, с детьми все понятно. Но мы же знаем, что есть еще родители, которые не готовы признавать, что их ребенок не подходит под какие-то требования и образовательные системы, которые считают, что если они оплачивают обучение, то им обязаны предоставить успешного выпускника. Как ведется работа с такими семьями?
- Это очень тонкий вопрос. Я сейчас могу открыто говорить о том, что мы берем не ученика в ЮНИТУ, а всю семью. Ведем в этом направлении большую просветительскую работу, объясняем особенности выбранной нами обучающей технологии. Если у родителей потребность отдать ребенка и не включаться в его образовательный процесс, по принципу: «Я же заплатил, а вы там что-нибудь сделайте», то это не наша семья. Результат будет тогда, когда все три участника образовательного процесса, каждый со своей отведенной ролью (ученик, образовательная организация, семья) будут единомышленниками, союзниками, партнерами, разделяющими ценности, образовательные принципы и подходы. По-другому никак! И если одна из сторон перекладывает ответственность на другого, тогда ничего не получится. С такими семьями мы расстаемся.
Есть хорошее изречение, по-моему, автор Галилео Галилей: «Невозможно научить, можно только научиться!» Если семья и конкретный ученик разделяют эту философию, то мы готовы брать на себя ответственность за качественный результат.
- Расскажите о родителях, которые первыми доверили вам своих детей. Все ли ожидания оправдались? И остаются ли сомнения?
- Я очень благодарна родителям, которые доверяют. Это очень важно. Без доверия в нашем деле вряд ли что получится. Но родители бывают разные. Есть очень тревожные, есть те, которые имели негативный опыт в других школах, таким, конечно, трудно вернуть доверие. Я благодарна тем родителям, которые замечают в детях не только пополнение знание, но что более важное, личностный рост и развитие ребенка.
Я все больше слышу от родителей слова благодарности о том, что именно в ЮНИТЕ ребенок раскрылся, стал более уверенным в себе, имеет собственное мнение и умеет убеждать, а не спорить. От таких слов мое сердце радуется. Значит все не зря!
А мы в свою очередь отмечаем, что нашим ученикам комфортно в ЮНИТЕ, поскольку у нас нет авторитарного стиля, но есть правила, которые надо соблюдать. У нас нет наказаний, но ученики могут сами выбрать ответственность за те или иные ошибки. У нас нет двоек, ученик сам ставит цель, как общую, так и более конкретную, такую как уровень освоения того или иного предмета. Все это и формирует осознанную личность, с правильной системой ценностей. Такую комфортную среду создает наш молодой коллектив. Средний возраст педагогического коллектива 32 года.
- Как вы находите таких педагогов? В стране жесточайший дефицит школьных учителей, а у вас нет недостатка в молодых, вовлеченных, активных и идейных специалистах.
- ЮНИТА – это магнит, который притягивает таких неравнодушных, любящих свое дело и желающих расти вместе с детьми педагогов. При отборе я могу сразу понять сможет педагог встроиться в систему гуманного образования или нет. Очень трудно перестраиваться из системы авторитарного стиля в образовании к гуманному. Это видно даже по взгляду на детей. И можно сколь угодно говорить о любви к детям, но при этом ходить на работу не из побуждения помогать, созидать, а из потребности только зарабатывать. В системе образования так не работает. Учитель должен выстроить доверительные отношения с учеником, дорожить этим доверием и с глубоким уважением относиться к детям, потому что именно дети позволяют нам расти самим, развиваться и воспитывать, прежде всего, себя. Эти ценности не всем откликаются, особенно педагогам, долго проработавшим в системе авторитарного образования.
Еще один важный критерий – это фанатичное увлечение свои предметом. Только такой педагог может увлечь детей, открыть им интересные стороны любимой науки, дать понять, что не все сложно, что кажется на первый взгляд. Среди наших педагогов немало тех, кто не планировал связать свою жизнь с педагогикой, но очень преданно шли за любимой наукой. Юнита показала им путь не только развития в своем любимом направлении, но и путь открытия юных талантов, путь взаимного обогащения с детьми, путь «открытия» себя в новом качестве. Именно такие педагоги отлично осваивают новую технология концентрированного обучения. Когда педагог живет своим предметом, он через личный интерес, через свое неугасающее любопытство погружает за собой детей в увлекательный мир наук. На текущий момент у нас не просто педагогический коллектив, а очень душевная, психологически комфортная образовательная среда, в которой живут и развиваются дети.
– Алёна Леонидовна, хотелось бы обсудить, насколько система концентрированного обучения укладывается в формат новых ФГОСов, которые подразумевают единые стандарты и единые программы обучения для всех?
- На самом деле, мы не считаем, что новые ФГОСы – это что-то жуткое. Федеральный план – это просто единые базовые стандарты, которые, однако, не исключают возможность расширять и перестраивать процесс обучения для большей эффективности.
Наша система подразумевает, что мы выстраиваем свою логику и порядок прохождения материала. К примеру, мы проанализировали работу учеников и поняли, что необходимо сделать реверс в физико-математический блок и занимались этими предметами, освободив детей на неделю от ИЗО. Мы легко решаем такие задачи в силу нашей гибкости и живости системы.
– Расскажите подробно о 100-балльной системе оценивания знаний, которая используется в вашем центре. Почему вы решили, что быть отличником – это неправильно?
- Традиционная пятибалльная система необъективна и несправедлива. Сложно понять где проходит грань между «4+» и «5-». «Двойка» - это про уровень знаний или комплексная оценка наказания? Это не гуманно и точно нам не подходит. На стадии разработки идеи проекта, пришла идея использовать 100-балльную систему, которая работает в системе ОГЭ и ЕГЭ, а также активно используется в ВУЗах и за рубежом. В течение недели ученики изучают блок по конкретному предмету, а в пятницу сдают по нему мини-экзамен. Зачет по русскому языку, к примеру, оценивается исходи из трёх критериев: устная часть, письменная и творческая. И сложив все баллы за эти части, которые получил ученик, можно говорить об объективной оценке.
- Куда эти баллы потом попадают? Как родители узнают об оценках?
- Здесь мы тоже ввели свою систему: вместо традиционных дневников, у каждого ученика заведен «Лист успеха», который хранится на определенном сервере в электронном виде. В этот «Лист» попадают не только итоговые баллы, но и в целом фиксируется деятельность ученика, а также темы, которые проходили по предмету. Родители в курсе того, что проходят ученики, а система «светофор» показывает насколько ученик был вовлечен в процессе занятий. Если материал усвоен и в процессе занятий активно работал – педагог отмечает поля зелёным. Если поля желтые, либо красные, значит следует обратить внимание: возможно ребенок был без тетради или его что-то беспокоит. В таком случае педагог обязательно делает пометки в листе успеха, чтобы родители были в курсе ситуации. Примечательно, что и наши дети имеют доступ к «Листам успеха» и сами следят за своей успеваемостью, что позволяет воспитывать в них ответственность.
Беседовала: Ирина Леонова
Фото: ЮНИТА