Все профессии важны? Как омичам выбрать, куда поступать

Дата публикации: 2.04.2025

Кем я стану, когда вырасту? Думается, этот вопрос мы задаём себе и после школы, и после колледжей, вузов, даже после первого увольнения с работы. Психологи-то и дело говорят о кризисах: подростковом, 25 лет, 30 лет, среднего возраста и так далее. Кажется, найти своё место – шанс один на миллион. Возможно, не там ищем!

В преддверии выпускных экзаменов и старта приёмных кампаний мы решили обратиться за помощью к эксперту. Выяснить, как правильно выбрать дело по душе, нам поможет омский профориентолог, карьерный психолог, международный карьерный консультант, наставник и преподаватель Марина Малеева.



«Нет смысла слишком рано говорить о профессии». С чего всё начинается?

Когда мы впервые задумываемся о будущем? Речь не про игру в дочки-матери, а про осознанный взгляд на сферы и профессии. Однозначно ответить на вопрос нельзя. Здесь всё индивидуально.

«В моей практике самые ранние случаи осознанного выбора были в возрасте 13 лет, то есть это седьмой класс. Самый поздний – 11 класс. Обычно период осознанного выбора профессии, изучения вузов – это 8-9-10-е классы».

От разных факторов зависят и размышления родителей. Например, кто-то стремится избавиться от тревожной неопределённости. Говоря о будущем, выбирать приходится не только профессию, но и вуз, и город, и страну, и место жительства. Желание поскорее всё решить – особенность личности.

Финансовая подоплёка – ещё один «родительский» фактор. Здесь важно распределить деньги на подготовку к экзаменам, выделить бюджет на коммерческое обучение после школы, на переезд и прочее. Некоторым семьям крайне важно составить план. Иногда выбор зависит от возможностей.

Не секрет, что влияние на принятие решений оказывают и сами учебные заведения. Профориентационные кампании, дни открытых дверей, реклама, открытые лекции… к каким только инструментам не прибегают вузы и ссузы, чтобы привлечь абитуриентов. И да, это работает!

«В целом, если рассматривать стили родительского воспитания, их всего четыре: авторитарный, снисходительный, безразличный и авторитетный. Чаще всего к профорирентологам обращаются родители с авторитетным и снисходительным стилями. Такие родители хотят помочь ребёнку определиться, чтобы он самостоятельно принял решение. Инициируют обращение не только родители, иногда дети советуют».

Авторитарные мамы и папы к специалистам идут редко, грубо говоря, они уже всё решили за детей, альтернативы не обсуждаются. В таких семьях, как правило, ребёнок менее самостоятельный, у него нет права на ошибку, поэтому есть страх выбора. Особо изобретательные родители создают иллюзию выбора, маскируют собственные решения под несколько вариантов. Некоторые делают это даже неосознанно.

Самый неблагоприятный вариант – безразличные родители. Они мало или вовсе не проводят время с детьми, ребёнок остаётся один на один со своим будущим. Впрочем, и другая крайность на пользу не пойдёт.

«Начинать планировать лучше не раньше 7–8 класса. В моей практике были случаи, когда с ребёнком первого класса родители обратились и хотели уточнить, как проходить профориентацию. Можно всё что угодно предполагать. Но до седьмого-восьмого класса не рекомендую. Плюс: особенность ребёночка, некоторым подросткам нужно ещё немного дозреть, подождать. Если он идёт до 11 класса, то нет смысла слишком рано говорить о профессии. Если в колледж уходит, то да, нужно заниматься. Оптимальная профориентация – в восьмом классе».

«На это точно не стоит обращать внимание». Как сделать выбор?

Время выбора подошло. Как его сделать? На что опираться ребёнку? Здесь всё тоже индивидуально. Кто-то отталкивается от предпочтений, кто-то от навыков, другие – от потенциального заработка или престижа работы. Не разобраться в себе в 16–17 лет – абсолютно нормально. В этом возрасте только формируется так называемая Я — концепция – система представления человека о себе.

Согласитесь, даже некоторые взрослые люди не могут ответить на вопросы «Какой я?», «Какие у меня ценности?», «Чего я хочу?». А ведь это – базовые вещи. От них мы отталкиваемся, принимая любое жизненное решение.

Правильная стратегия перед поступлением есть. Первым делом определяемся с профессией, далее – с направлением подготовки. Затем изучаем варианты обучения: вузы, колледжи и так далее. Проще говоря, в основе всегда лежит желаемая профессия.

«Есть, скажем, ошибки при выборе профессии. Важно их не допустить. В идеале – отталкиваться от своих предпочтений и интересов. Навыки – это то, что развивается в деятельности, на практике. Если мы сегодня не умеем рисовать, но будем с удовольствием ходить в художественную школу, то через год абсолютно любой будет рисовать в разы лучше. А вот престиж работы, потенциальный заработок – это пункты, которые относятся к ошибкам в выборе профессии. На это точно не стоит обращать внимание».

Осложняет выбор – множество вариантов. Мало того что подросток не разобрался в себе, он вынужден разбираться во всём мире, чтобы понять, что ближе. Омский профориентолог уверена: не стоит бояться просить о помощи. И если нет возможности обратиться к профильному специалисту, важно «поставить точки над i» в трёх темах.

Первая – про меня. Какие у меня есть качества? Какие интересы, склонности, способности? Какой у меня темперамент, личностные особенности? Какие ценности мне близки? Ответы на эти вопросы крайне важны при выборе профессии. Отличная замена неопытному «самокопанию» — психологические тесты. Они в открытом доступе: проходи, записывай результаты, делай выводы.

Вторая тема – про профессии. Мир огромен. По некоторым подсчётам, сейчас существует около 40 тысяч профессий. Важно ориентироваться в таком многообразии. Чаще всего в семьях мы видим такую картину: мама – бухгалтер, папа – врач, бабушка – юрист и так далее. Условно, это те профессии, которые появляются в реальности ребёнка. Но выбирать из них не нужно. Здесь важно шагнуть за рамки, изучить все возможные сферы, почитать про них материалы, посмотреть интервью.

Третья тема – про выбор. Здесь важно сопоставить полученные знания со своими навыками, желаниями и качествами. Сделать осознанный выбор поможет качественный анализ.

Сферу интересов определили, профессию нашли. Идём дальше – учебное заведение. Сначала нужно понять, где я буду. Останусь в своём городе или планирую переезд? Если переезд, нужен список городов, например, Омск, Санкт-Петербург, Москва. Важно не просто абстрактно «хотеть вырваться», а территориально понимать, куда лучше уехать для достижения целей.

Не во всех городах есть возможность получить желаемое образование. Кстати, в Омске доступно обучение практически по всем специальностям. Можно составить некий рейтинг регионов.

Следующий шаг – критерии вуза. Важно ли, чтобы это было топовое заведение? Имеет ли значение его вид? Конечно, не последнее место займут наличие бюджетных мест и стоимость коммерческих. Для кого-то будут важны международные программы, кто-то ценит внеучебную активность. Полный аудит позволит составить перечень вариантов по приоритетам.

«В 95% случаев конфликты есть». Как не рассориться со всей семьёй?

В 1862 году в журнале «Русский вестник» был опубликован роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Уже тогда детско-родительские отношения вызывали вопросы. Не случайно произведение является классикой, ведь и сегодня такие конфликты – явление частое.

«Если судить по моему опыту, в 95% случаев конфликты есть. Но другой вопрос: как эти ситуации разрешаются – конструктивно или неконструктивно. И здесь всё опять же зависит от стиля воспитания».

Родители выбирают одну из трёх стратегий поведения с подростками. Стратегия невмешательства – это либо безразличие, либо снисходительность. Здесь мама или папа самоустраняются. Есть риск, что ребёнок совершит ошибки, ведь базы для осознанных решений ещё нет. Такие дети могут пойти поступать «за компанию» или вообще не поступать.

Стратегия навязанного выбора – признак авторитарного стиля воспитания. С ним хорошо знакомы те, кто слышал в детстве: «Мы лучше знаем». Это вариант, когда родители делают ставку на какую-то династическую профессию, мол, все врачи и ты будешь врачом. Либо за ребёнка выбирают так называемую денежную профессию. Ещё один распространённый случай – реализация собственных желаний через ребёнка. Папа не поступил в МГУ? Значит, сын обязательно поступит! Во главе угла – родительские представления. И это вовсе не про поддержку своего чада.

Поддерживающая стратегия относится к демократическому стилю воспитания. Чаще всего омский эксперт встречает именно таких родителей. Они не давят, готовы помогать и принимать решения вместе. Здесь в основе – благополучие ребёнка.

«Как психолог хочу сказать, что вопросы конфликтов с подростками в семьях – однозначно зона ответственности родителей. Потому что с точки зрения физиологии, психики, подростковый возраст – самый сложный, кризисный, тяжёлый. Никогда больше организм не будет переживать таких изменений: на духовном уровне – это противоречия, первые серьёзные решения; на уровне тела – выброс гормонов, неравномерный рост».

Не секрет, что у подростков бывают проблемы с внешностью и многие переживают на этом фоне. Признаки физиологических реформ: постоянная усталость, вялость, сонливость, гиперчувствительность, эмоциональность.

С психологического ракурса – снижение самооценки. Частые спутники подростковых перемен: ощущение глобального одиночества, «эмоциональные качели», тревога за будущее. А здесь ещё и социум давит со своим выбором профессии – дополнительная ответственность.

Берём во внимание и психику. На фоне стресса у подростка страдают когнитивные способности, то есть память, внимание, восприятие.

Преодоление кризиса зависит от двух факторов: внутреннего и внешнего. И если в первом случае всё находится в руках подростка: он может контролировать или не контролировать себя; то над внешними обстоятельствами не властен никто.

«Родителям важно помнить, насколько это тяжёлый период для ребёнка. Важно сохранять спокойствие, самообладание, искать компромиссы, идти на диалог, стараться разговаривать с подростком как со взрослым человеком, как вы бы общались с другом или коллегой. Обычно конфликты провоцирует категоричность со стороны родителей.

Если проблема не решаема, то всегда есть специалисты, которые решают семейные кризисы. Психотерапевты, психологи – пожалуйста. На мой взгляд, нет безвыходных ситуаций. Есть сложные».

Согласитесь, в каждом классе есть застенчивый и тихий ребёнок, словно у него нет интересов. Бывают ли действительно дети без предпочтений? Нет, однозначно отвечает Марина Малеева. Часто желания подростков просто обесцениваются окружающими или родителями. «Мой ничего не хочет, лежит на диване» — речь про эти и подобные фразы.

Здесь важно понимать, где искать. Вопрос индивидуальный, особенно без наличия ярких приверженностей. Ребёнку самостоятельно бывает сложно найти верный путь.

«Если в таком случае кажется, что меня вообще ничто не интересует, надо исключить клиническую депрессию. Бывают состояния, когда человек лежит, смотрит в потолок и вообще ничего не делает.

Некоторые ребята на пороге школы находятся будто в шаге от пропасти. Я понимаю, что это сложно. Если кто-то сейчас читает и поймёт, что это про него, я готова помочь бесплатно. Пишите. Кодовое слово – трамплин. Я проконсультирую, помогу, подскажу».

«Организм истощается». Что делать родителям?

Ваш ребёнок сделал выбор, весь год готовится к экзаменам, а впереди – результаты, поступление и переезд. Родителям в этой ситуации тоже приходится несладко.

«Я, как мама 11-классника, который в этом году сдаёт ЕГЭ и переезжает в другой город, прекрасно понимаю таких родителей. Вообще стресс – это хорошо, это реакция организма на что-то новое. Но другое дело, когда стресс затягивается, переходит в тревожность. Организм истощается. Поэтому даю не совсем стандартный для психолога и профориентолога совет – отстроить для себя базу.

Всё, что касается физиологического состояния вас и вашего старшеклассника – организоваться качественный сон, например, с 22:00 до 6:00. Вспомните, когда вы не высыпаетесь, как тяжело проходит следующий день? Как вы реагируете на малейшие стрессовые моменты?».

Второй момент – питание. Своевременные и полноценные завтраки, обеды, ужины. Это только звучит легко! Далее обращаем внимание на дефициты. Организму и так тяжело, лучше устранять дополнительные отягощающие факторы. Вывод: когда мы находимся в благоприятном физическом состоянии, то и психологические переживания даются легче. О них подробнее.

Родители боятся. Причин для переживаний много, например, что ребёнок не поступит. Что можно сделать? Берём список вузов, в которые хотим подавать документы. Анализируем, что зависит от нас: к каким баллам стремимся, какой график занятий, стоит ли найти репетитора. То есть причину опасений подкрепляем реальными действиями.

Можно составить «перечень тревог», тогда станет ясно, что делать, чтобы их избежать. Допустим, абитуриент не поступит в вуз-фаворит. Какой есть план Б? А план С, Д и так далее?

«Переживания связаны с неопределённостью будущего. Когда мы пропишем для себя возможные сценарии и то, как мы в них будем действовать, это снизит тревожность».

«Опасная история про престиж». Что делать, если зашёл в тупик?

Выбрал профессию, поступил, переехал... и вдруг понял, что это не твоё. Знакомо? Вместе с экспертом мы решили разобраться, что делать в такой ситуации.

Во-первых, понять: ошибки — это нормально. Не ошибаются, как известно, только бездельники. Важно поменять своё отношение. Например, вместо слова «ошибка» использовать «попытка».

Во-вторых, по статистике, люди в течение жизни меняют направление карьерного вектора в среднем около пяти раз. И если в прошлые века мы допускали работу на одном месте с 17 до 60 лет, то сегодня такое встречается всё реже. Современный мир даёт больше возможностей для образования, появляются новые форматы работы.

«Постоянно сверяться: я туда иду или нет. Я ставлю карьерные цели, а моя профессия текущая их реализует или нет? То есть проводить такую рефлексию — хорошая история».

Понять, что это была неудачная попытка, конечно, лучше на первом курсе, чем на втором. А на втором лучше, чем на третьем. Если при этом сформировалось представление, куда двигаться дальше, — прекрасно. Можно найти варианты перевода на другую специальность. Благо результаты экзаменов действуют пять лет.

Ещё вариант — кардинально сменить сферу. Подготовиться к сдаче новых дисциплин, изучить необходимые аспекты, попрактиковать нужные навыки.

«Есть разные статистики, которые говорят, что больше половины одиннадцатиклассников не знают, куда поступать. И я на практики вижу: много неопределившихся. Как уже говорила, для подросткового возраста это нормально».

Сменить вектор можно в любом возрасте, даже имея за плечами успешную карьеру, люди вдруг уходят в другое направление и становятся не менее успешны. И здесь неважно, какой у вас диплом, сколько их и есть ли вообще. В течение жизни нас сопровождают кризисы — профессиональные и личностные. Иногда они идут параллельно. Если ничего не делать, то спустя время негатив усилится. Поэтому чем раньше ступить на новую тропу, тем лучше, уверена омский профориентолог.

Некоторые из нас очень терпеливы — ждут перемен до кризиса среднего возраста. Женщины часто переосмысливают себя во время декрета. Среди клиентов Марины есть люди и 30–40 лет. Здесь всё дело в осознанности. Уходить оттуда, где плохо, — смелый шаг. Не секрет, что некоторые продолжают ходить на работу, как на каторгу, потому что там хорошо платят. Кто-то не может найти альтернатив из-за недостатка профессиональных навыков.

«Стресс — это неизбежность. Как найти в себе силы заново начать поиск? Просто понять, что если откладывать этот вопрос, он может усугубиться, и решение может стать в будущем более проблематичным, чем сейчас».

Универсального рецепта успеха нет. У нас меняются ценности, приоритеты, склонности, интересы. Очевидно, выбрать что-то раз и навсегда — задача трудновыполнимая. Поэтому в подростковом возрасте принимать окончательное решение не совсем корректно. Скорее — сделать первый шаг.

Да и мир профессий не стоит на месте. 10 лет назад никто бы не подумал устроиться, допустим, менеджером маркетплейсов. Если же зайти на сайты вакансий сейчас, мы увидим огромное количество подобных предложений.

«Чтобы какие-то моменты отследить, очень важно свою карьеру планировать. Ставить цели, желательно на долгий срок, идти к ним, реализовывать. К сожалению, в нашей культуре редко принято планировать карьеру. Но это не про сверхзадачу — выбрать что-то на всю жизнь, а про целеполагание».

В самом начале мы говорили, что на принятие решений могут влиять внешние факторы: реклама, рейтинги вузов, топы престижных профессий. Стоит ли обращать внимание? Наш эксперт не советует. Зарплаты, актуальность — всё это меняющиеся параметры. Выбор же надо делать, опираясь на собственные ощущения.

«Вспомните 2000 год. Начало нулевых — это время, когда очень престижная была профессия юриста. Огромное количество ребят поступали, был сумасшедший конкурс. Я тогда поступала в ОмГУ. Была одна группа бюджетников-юристов. Набрали, кажется, всего 15 групп. Это очень много. И это опасная история про престиж. Потом после окончания, сложно найти работу, жуткая конкуренция. Я уверена, те, кому действительно нравилась профессия юриста, они и до сих пор крутые специалисты. Но я знаю много юристов, которые в 2000-м поступили, побросали и пошли работать не по специальности, потом переучивались».

Зарабатывать можно в любом деле. Если постараться, конечно. Поэтому на рейтинги и топы обращать внимание не стоит.

Сейчас в школьной программе заложены профориентационные уроки. Некоторых детей водят на экскурсии и дни открытых дверей в вузы, организации, на предприятия. Однако это не снимает ответственности с родителей. Кому-то нужен индивидуальный подход и общепринятые стандарты лишь сделают хуже. Важно помнить, что профориентация — зона ответственности родителей. Ребёнку нужно аккуратно помочь построить лестницу в будущее, чтобы дальше он уверенно шёл самостоятельными шагами.



Автор: Диана Масюта

Фото предоставлены героиней материала; freepik.com.

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.