Дата публикации: 22.08.2025
От экологической катастрофы спасут… черви. К такому выводу пришла омичка Елизавета Денисова. Более 10 лет девушка изучает биотехнологию в ОмГТУ. Её открытия — серьёзный повод задуматься крупным корпорациям, неравнодушным гражданам и любопытным омичам. Мы поговорили с учёным, чтобы выяснить, как низшие представители животного мира могут выручить всю планету.
Сейчас наша героиня является ассистентом кафедры «Биотехнология, технология общественного питания и товароведения» политеха, учится в аспирантуре. В арсенале имеет диплом бакалавра по химической технологии и степень магистра в области биотехнологии. Весь свой путь девушка изучает одну тему — очищение почвы от нефтяных загрязнений.
«В процессе добычи и транспортировки нефти происходят загрязнения, экологические аварии — это и разливы нефти, и разрывы трубопроводов, и так далее», — объясняет актуальность Елизавета.
При чём здесь черви? Оказывается, черви помогают рыхлить почву. Они как бы пропускают через себя токсичные вещества и разлагают их в своём организме до простых: алканов, алкенов, алкадиенов.
Сначала студентка просто сравнивала существующие удобрения, выясняла, как они влияют на токсичные нефтяные загрязнения. Например, препарат «Байкал ЭМ-1» содержит полезные микроорганизмы, улучшает свойства почвы, повышает урожайность, укрепляет иммунитет растений. «Восток-М» тоже способствует развитию плодородия и высокой урожайности, представляет собой концентрированную культуру микроорганизмов в неактивном состоянии, это важно для длительного хранения.
В работе Елизавете помогал научный руководитель и по совместительству мама — доцент кафедры «Биотехнология, технология общественного питания и товароведение» Чачина Светлана Борисовна. От исследований учёные перешли к экспериментам — решили разрабатывать собственные препараты.
«Например, ”Самотлор” Самотлорского нефтяного месторождения. Сейчас у нас уже есть свои готовые четыре препарата, а также отдельный штамм микроорганизмов. Вообще мы изучали состав микрофлоры дождевых червей, какие микроорганизмы в них содержатся. В выводе моей магистерской диссертации указано 99% эффективности рекультивации нефтезагрязнённой почвы».
Для изучения на практике, грубо говоря, нужна земля и различные вещества. В научном мире объём почвы измеряется в ящиках. На первых порах у Елизаветы было около 20 ящиков, количество росло. Мама и дочка проводили эксперименты на даче, в подвале. Но поскольку исследование токсичное, пришлось перебраться в лаборатории. В этом году заложено уже 500 ящиков.
Экологических угроз с каждым годом меньше не становится. После катастрофы в Чёрном море омичка взялась за изучение свойств удобрений в воде. Девушка смоделировала ситуацию в лаборатории, чтобы узнать, какие штаммы микроорганизмов будут разлагать нефтепродукты эффективнее.
«Всё это является затратным. Компаниям проще, так сказать, откупиться штрафом, чем устранять последствия. Будущее моего проекта пока ещё неизвестно. Выйдет ли он за рамки лаборатории, зависит от поиска инвестора. Но сейчас эксперимент обрёл достаточно большой масштаб. У меня 500 ящиков — это десять загрязнителей, по пять-шесть повторностей».
В будущем Елизавета думает подать заявку на грант. А сейчас завершила фундаментальную часть кандидатской диссертации — экспериментальную. Защищать работу планирует через два-три года. Нужно написать первую и вторую главу, заняться оформлением, проанализировать существующие исследования по теме, сделать выводы.
«Мои родственники мной гордятся за то, что мы с мамой достигли больших результатов. Она защищает докторскую диссертацию по этой же тематике. Мне нравится биотехнология. Я вообще с пяти лет нахожусь в техническом университете. Мама вышла работать на кафедру химии, когда со мной было некому посидеть, брала меня с собой. С детства привлекала химия, игра с пробирками, с реагентами. Сейчас я понимаю, что химическая технология — это всё-таки опасно, а биотехнология — наука будущего. За ней и вопросы экологии, и создание новых продуктов, БАДов, растительных заменителей мяса».
Впрочем, не только наукой заняты будни нашей героини. Елизавета занимается плаванием, вместе с мужем ходит на парные танцы. Любит путешествовать и мечтает посетить как можно больше стран. Корреспондент «Трамплина» уточнил и про профессиональную мечту девушки. Самая заветная — стать известным учёным, чтобы об открытиях говорили не только в Омске, России, но и по всему миру.
Автор: Диана Масюта
Фото предоставлены героиней материала.
Читайте также
