Без права на ОМС. Как лечат домашних и диких животных в Омске?

Дата публикации: 28.04.2023

Полина Смыслова – врач-ветеринар в третьем поколении. Первыми лечить животных в династии начали бабушка и дедушка. Русаковы Сергей Ананьевич и Анна Гавриловна практиковали в деревне в Тюменской области. Работали с сельскохозяйственным скотом – коровами и лошадьми. Дед был известен в профессиональных кругах, занимал должность главного ветврача по Тюменской области.

 

На фото бабушка Полины Смысловой (в центре). Прим.

 

«К бабушке часто лично обращались, если заболевал скот. Начиная с института и до самой пенсии выхаживала всех.  Помню, она лечила копыта корове, там было какое-то гнойное воспаление. Бабушка подошла, взяла корову за рога и уложила, после чего начала промывать ей копыта. Рядом стояли мужчины, но она легко справилась в одиночку».

Вторыми в поколении ветеринаров Русаковых стали родители Полины. Как и бабушка с дедом, Юрий и Наталья познакомились в институте. Папа занимался наукой и разработкой кормовых добавок. Знакомые многим сельским жителям премиксы «Рябушка» его изобретение. Мама нашла себя в бизнесе открыла зоомагазин и стала активно помогать бездомным животным.

 

 

«Мама всегда приносила с улицы животных – кошек, собак. Всех лечила, отмывала, откармливала и пристраивала. Одновременно могло быть сразу несколько животных в доме.

Не могу сказать, что я стала ветеринаром, потому что этому способствовали родители. Я по натуре бунтарь. Если бы я хотела быть кем-то другим, то обязательно бы стала. Но с детства я знала, что буду лечить животных, и шла к этому целенаправленно.

В школе я училась плохо, на двойки и тройки. Не нравилась мне вся эта наука тогда. Поэтому, чтобы поступить, мне пришлось буквально с нуля изучать русский язык и биологию. Помню, ложилась спать в три ночи и вставала в шесть утра».

 

 

На помощь отца, который тогда преподавал в ветеринарном институте, Полина не рассчитывала. Юрий Сергеевич сразу сказал, что не будет использовать своё профессиональное положение, чтобы помочь ей поступить. Будущий ветеринар смогла сама хорошо подготовиться к экзаменам, и её зачислили.

«Училась в институте я хорошо. Закончила с красным дипломом и защитила кандидатскую. В школе учителя прочили мне, что я умру на теплотрассе или буду работать продавцом фруктов. Они ошиблись. На руках были красный диплом и учёная степень».

Полина поступила в аспирантуру и писала диссертацию на тему фармакологии и токсикологии. Эти же направления преподавала студентам. Параллельно набиралась опыта в ветеринарных клиниках. Сначала в качестве практиканта, потом действующего сотрудника.

 

 

«Помню, пришли как-то к нам с хомячком. Все врачи были заняты, была большая очередь, я решила принять его без согласования с руководством. Боялась, что потом наругают, но рискнула.

У хомячка была себорея. Это сейчас я понимаю, что это был демодекоз. Тогда никто не знал, что у хомяков бывает демодекоз. Прописала терапию, лечение, исходя из тех знаний, которые на тот момент у меня были по хомячкам. Руководитель, Татьяна Юрьевна, похвалила. Сказала, что схема лечения достойная. Аналогичный случай потом был с морской свинкой, тоже справилась».

 

«Я знаю, что ничего не знаю»

Начинающий ветеринар старалась максимально развить свои способности – меняла клиники, посещала курсы и мастер-классы, в том числе за границей, общалась с ведущими экспертами в области ветеринарии. Средства были вложены немалые, вспоминает девушка. Сначала помогали родители, потом даже пришлось взять кредит, но опыт и полученные знания бесценны, считает специалист.

 

 

«Невозможно, закончив институт, уметь лечить животных. Так может считать только невежественный человек. Как говорил Сократ: “Я знаю, что я ничего не знаю”, вот и мы ничего не знаем.

Ветеринария – это непрерывная дорога. Нужно постоянно узнавать что-то новое. Даже сейчас, когда я практикую уже 11 лет, я не знаю свою работу суперглобально. И это несмотря на то, что я изучила всю современную литературу на русском и английском языках. И сейчас я продолжаю обучаться».

Путь к собственному делу Полина начала в 2018 году, когда работала по найму в одной из городских ветклиник. Там врач арендовала своё первое помещение, собрала команду из администратора и ассистента и открыла приём. Спустя два года, в 2020-м, Полина решила открыть свою клинику.

 

 

«Я поняла, что мне надо развиваться, захотелось иметь больше возможностей для лечения и диагностики животных, чем было там, где я работала. Условия были хорошие, но постоянного роста не было. Я приняла решение открыть свою клинику.

Я не предприниматель и изначально им не была. Позже я поняла, что меня просто “пронесло” на стартапе. Помню, рассказала другу о своём желании. Он предложил помещение, которое сдавал знакомый. Съездили, посмотрели, понравилось. Попросила денег у мамы на открытие, так как кредит мне никто не давал. Нужен был миллион. Мама оформила займ на себя, а платила его я».

 

«Люди сидели на полу и благодарили за помощь...»

Ветеринар сделала необходимый ремонт, заказала оборудование для работы. Поставка пришла 20 марта. Через 8 дней в стране объявили режим самоизоляции.

«Это был жуткий стресс. Я понимала, что мне нужно платить кредит, выдавать зарплату своим сотрудникам. По критериям для господдержки начинающий бизнес не подошёл. Нужно было как-то спасать своё дело.

Я приняла решение бороться. Мы организовали свою работу так, чтобы к нам безопасно могли приезжать те, кто имел такую возможность. Каждый час проводили дезинфекцию помещений. Для остальных организовали приём на выезде. Как медики мы оформили для себя соответствующие разрешительные документы. Приезжали, забирали животных, лечили и отвозили обратно. Так и выжили в пандемию».

 

 

Проблем с нехваткой клиентов у «омского Айболита» не было никогда. Даже на старте, когда клиника только открылась, в приёмной не было свободного места.

«Мы не ожидали такого. У нас не было даже стульев, вывески тоже не было. Мы все средства вложили в оборудование. Люди стояли в очереди, кто-то даже сидел на полу. Я ходила, извинялась, а в ответ меня благодарили, что мы вообще есть. Было приятно до слёз. В тот момент я поняла, что не могу подвести своих пациентов».

Любимые четвероногие пациенты Полины Смысловой – крысы. По словам ветврача, эти хвостатые очень «удобные» и податливые пациенты. Несмотря на маленький размер, ветеринар без проблем может брать у них различные анализы и проводить диагностику в отличие от других специфических видов животных.

 

 

В арсенале клиники оборудование экспертного класса широкого спектра. Аппараты УЗИ и ЭКГ, развиты офтальмологическое направление, дерматология, мягкотканная хирургия, лабораторная диагностика и терапия.

«Я не покупаю дорогих машин. Всю прибыль я вкладываю в развитие – своё, своей команды – и в оборудование клиники. Мы хотим быть лучше».

 

От собак до хищных рептилий

«Омский доктор Айболит» принимает самых разных пациентов – от домашних животных до редких рептилий. С ними врач, к примеру, встречается на выставке «Омский Наутилус». Она проводит там плановый осмотр обитателей на регулярной основе.

«Мне платят условные “полставки”. Делаю я это не из-за желания подзаработать. Мне этого не надо. В “Омском Наутилусе” я могу встретиться с животными, которых я никогда не увижу на своём приеме в клинике, к примеру с грифовой черепахой или нильским крокодилом. Это интересно.

В условиях зоопарка я могу наблюдать за корреляцией животных. Это помогает мне в ежедневной практике».

Иногда ветеринар выезжает на осмотры и в Омский государственный цирк. Редкие пациенты попадают и в клинику. Диких животных часто приносят омичи, которые нашли их на улице.

 

 

Чаще это совы, которых сбивают поезда или машины. С черепно-мозговыми травмами ветеринар справляется сама. А вот переломы крыльев требуют длительной реабилитации в специальных условиях. Таких пациентов врач отправляет в города, где такие центры есть.

 

 

«Открытие центра реабилитации для диких животных в Омске – это одна из глобальных целей, которую мы ведём вместе с владелицей зоопарка “Вилла”. Реализовать задумку непросто. Нужна помощь других предпринимателей. Возможно, с их помощью мы сможем привлечь внимание властей к этой проблеме, и нам захотят помочь».

 

Пациенты без страховки

Однако пока найти взаимопонимание с омскими властями не получается даже в области законодательства. Отлов диких животных в России запрещён. Помогая, к примеру, сбитой сове в свой клинике, Полина рискует. Предпринимателю могут выписать штраф и даже арестовать.

«Был случай с лисой в парке им. 300-летия Омска. Она бегала по территории. Совместно с зоопарком “Вилла” мы хотели её отловить, провести все анализы, убедиться, что она здорова, и выпустить в обычную среду обитания. Позвонили в Минприроды, спросили: можно ли. Нам сказали, что если мы это сделаем, то нас привлекут за незаконное изъятие животного из природы.

Сейчас мы разбираемся с этими законами, пытаемся понять, что можно сделать, чтобы мы могли официально и без риска помогать животным. Такое законодательство странное. С одной стороны, это правильно. Сколько случаев есть, когда диких животных отлавливают и продают на рынках. Интересно, что их никто особо не стремится наказать, а вот нас – пожалуйста, так как мы всё делаем открыто и официально».

 

 

Ещё одна проблема – безответственность владельцев домашних животных. Заводя питомца, человек должен быть готов финансово его обеспечивать – кормить, обеспечивать комфортное проживание и лечить при необходимости, поясняет врач. Однако, так поступают не все.

«Если вы не готовы оплачивать в перспективе лечение животного, не нужно его заводить. Ваши питомцы не работают, у них нет полиса ОМС, государство никак не поддерживает отрасль, а значит, бесплатного ветеринарного лечения не существует.

Был яркий случай. Девочка лет восьми принесла на приём крысу. У неё была опухоль молочной железы плюс кровавые выделения. Нужна была срочная операция. Стоимость с газовой анестезией – пять тысяч рублей. Мама отказалась платить, сказав, что крыса стоит дешевле. Ребёнок сильно плакал.

В таких случаях я обычно прошу владельца писать отказ, лечу животное за свой счёт и пристраиваю. Вернуть такое животное я не могу. Впоследствии, если опять понадобится лечение, а при сложных заболеваниях, как у этой крысы, оно понадобилось бы точно, животное снова принесли бы к нам в запущенном состоянии или просто выкинули. Этого я допустить не могу».

Тех, кто сразу не может оплатить лечение, немало, говорит врач. И Полина всегда идёт навстречу – предлагает рассрочку или лечит животное «в долг». Девушка признаётся: возвращают деньги не все.

 

 

«Таких случаев тоже много. Как-то привёл мужчина к нам щенка хаски. Её сильно укусил клещ, животное лежало пластом. Нужно было 1700 рублей на лечение. Хозяин попросил провести в долг. Мы вылечили животное, а платёж так и не поступил. Один раз мы попытались с ним связаться, трубку он не взял.

С точки зрения предпринимателя, я поступаю неправильно, теряя свою прибыль таким образом. Но для меня спасти животное – это врачебный долг. По-другому я поступить не могу. Когда я вижу, что спасла ещё одну жизнь, то становится тепло на душе. А тот, кто не заплатил за лечение собственного животного… Пусть это останется на его совести».

Бывают случаи, когда ни квалификация, ни современнее методы лечения не имеют смысла. Принять решение и усыпить животное, которое страдает от неизлечимой болезни, – самое сложное, говорит Полина Смыслова.

«Моменты, когда ты понимаешь, что сделал всё возможное, но ты не можешь вылечить это животное, не можешь победить эту болезнь, самые сложные. Ему может быть действительно плохо.

Это высшая степень сострадания, когда ты понимаешь, что животное страдает и оно никогда не будет лучше жить. Нужно найти в себе силы, чтобы его отпустить».

Недавно ветеринар организовала в Омске волонтёрское движение для помощи бездомным животным и начала делиться опытом с коллегами. Первый обучающий мастер-класс Полина провела в Кемерово.

 

 

Полина Смыслова планирует запустить полноценный обучающий курс по современной ветеринарии, на который примут врачей со всей страны. Девушка уверена, в ветеринарии нет конкурентов и не должно быть. Только совместно можно поднять уровень ветпомощи по регионам и лечить животных в соответствии с современными стандартами.

Автор: Ксения Тоичкина

Фото: личный архив Полины Смысловой

 


 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.