Дата публикации: 9.05.2025
В день 80-летия Победы в Омске впервые за три года прошёл «Бессмертный полк». До этого дважды его проводили только онлайн – сначала из-за пандемии, потом из-за обострившейся политической ситуации.
И, судя по всему, омичи очень соскучились по такому «живому» формату. Число участников, прошедших нескончаемым строем, в этот раз бьёт все рекорды. По предварительным оценкам – более ста тысяч человек. То есть в центр города вышел практически каждый десятый омич. Фронтовики-герои вместе со своими потомками «прошли» по Соборной площади через улицу Ленина и набережную до бульвара Победы. Параллельно с пешим «Бессмертным полком» по Иртышу прошло аналогичное водное шествие. А по центральным улицам города величественно проехали ретро-авто с флагами и портретами ветеранов. Даже полицейские, перекрывшие улицу Циолковского ради шествия, тоже придумали, как в нём поучаствовать. Они прикрепили на служебные машины фото своих близких, достойных участия в «Бессмертном полку».
Необычно подготовился к шествию и омский госпиталь ветеранов, мимо которого двигались колонны. В огромных окнах старого здания разместили галерею из фото героических фронтовиков и тружеников тыла. Наверняка за каждым из них – человеческий подвиг и невероятно интересная история.
Также сохранился и формат онлайн-шествия. Фото героев разместили на большинстве крупных видеоэкранов по ходу следования «Бессмертного полка».
Ну а живое шествие началось в 11:30 от Соборной площади. Мы проходили через рамку металлодетектора одними из первых, и счётчик на нём уже зашкаливал, показывая отметку в 1865 человек. И это те, кто успел пройти буквально за несколько минут. Следом за нами тянулся нескончаемый поток людей с плакатами своих героев. И такая же атмосфера царила на остальных семи пунктах пропуска, установленных по периметру Соборной площади. Люди двигались сплошным потоком больше часа.
Кирилл Кирков с родителями
Вот юный парень в форме. Это студент военного центра при ОмГТУ Кирилл Кирков. Он идёт в «Бессмертном полку» вместе со своими родителями Натальей Витальевной и Александром Станиславовичем:
«Вместе с нами в строю «идёт» дедушка по папе Бобровский Григорий Андреевич, – рассказывает Кирилл. – Его призвали на фронт из Усть-Ишимского района в 31 год, у него уже было четверо детей. Он пропал без вести в 1942 году на Синявинских болотах. А это дедушка мамы, Назаров Федор Федорович, тоже пропал без вести на Синявинских болотах, призван из Большеуковского района. Мы участвуем в «Бессмертном полку» с самого первого раза. За несколько лет, когда шествие проводилось только онлайн, успели соскучиться по живому присутствию здесь. Поэтому сегодня идём в приподнятом настроении».
Екатерина Кельс с мамой
Екатерина Кельс с гордостью несет в руках портрет своего прославленного прадедушки. Ради Победы он покорил Эльбрус:
«Кельс Ефим Павлович, он служил на 1 Дальневосточном фронте, был командиром роты, разведчиком, участвовал в войне с Японией. Леонид Павлович служил на Кавказе, в знаменитом альпийском взводе. Поскольку у нас не было стрелковых соединений, собирали альпинистов по всем фронтам. Леонид был мастером спорта, служил в знаменитом взводе «Эльбрус 43», который снимал фашистский флаг с Эльбруса и водружал советский. Мы очень ждали, что «Бессмертный полк» вернётся на улицы, потому что каждый год участвуем. Я и в Москве тоже ходила со своим омским прадедушкой. Если этого не помнить, начнется хаос. Я преподаватель музыки, и пока я несу это дальше – патриотизм, честь, память, пока мои дети помнят – ничего такого больше не случится».
Прадедушка ещё одного участника «Бессмертного полка», представившегося Романом, спасал с товарищами гибнущий от голода Ленинград:
«Мой прадедушка Яков Архипович Заблоцкий. Он был участником освобождения блокадного Ленинграда. Он занимался подвозом боеприпасов и фуража для конной армии. Стал участником всех тяжёлых боевых действий, которые были необходимы нашей Красной армии, которая добилась Победы. Я ему очень благодарен за этот бесценный вклад. Он ушёл на фронт в 1942 году, ему было буквально 23 года. Но тогда это был уже взрослый мужчина. Когда мальчишки вставали на защиту страны, мужчинами становились с юных лет. Это бесценный подвиг нашего народа. В мирной жизни он переехал в Белоруссию и стал работать учителем в школе – занимался воспитанием и обучением уже будущего поколения победителей».
Макар Баранов с дочерью Лизой
Омич Макар Баранов пришёл на Соборную площадь вместе с дочкой Елизаветой:
«Это мой дедушка, Коптев Иван Титович, я его не застал, – рассказывает Макар. – Мама рассказывала, что он был уже многодетным отцом, когда попал на фронт. Дома его ждали пятеро малышей. Он служил с 1941 по 1945 год, был ранен, награждён медалью “За отвагу”. Потом продолжил работу водителем. А дочка держит в руках портрет прадедушки по маме. Митрофан Иосифович Седой тоже прошел всю войну, умер в 1983 году. Но память о нём живёт в нас».
Рядом идут мама и трое маленьких сыновей. Они бережно держат в руках фото прадедушек. А когда женщина начинает рассказывать про них, не может сдержать слёз:
«Мы сегодня пришли на «Бессмертный полк» – я и три маленьких сына, – говорит Наталья Ширикова. – У нас двое прадедушек воевали. Живые, но с ранениями – у обоих остались осколки в груди. Так всю жизнь с ними и проходили. Один – это Василий Петрович Мартюшов. Родился в Казахской СССР. Это мой дедушка по маме. У него четыре ордена: два ордена Отечественной войны второй степени и два ордена Красной звезды и еще бессчётное количество медалей. Он дослужился до майора. Он 1919 года рождения, не успел года доучиться в вузе, как призвали на войну. Они в паре с водителем доставляли ГСМ. И во время бомбёжки в машине выбило стекло. Но они не бросили груз, доставили до места. Но дедушка очень сильно обморозил веки, и у него всю жизнь были проблемы с глазами. Егор Ефимович Храпов – это папин папа. Он тоже прошёл всю войну, был ранен, дошёл до Берлина. Егор Ефимович был связистом. Что было главным на войне? Связь! Тянули катушки под бомбёжками. Но дедушки не рассказывали про войну. Не могли, было слишком тяжело. Потому что погибали друзья, родные, близкие. Жена Егора Ефимовича, баба Вера, водила нас в парк Победы. Всегда с платком – плакала, перечисляя всех братьев и сестёр, кто вернулся раненый – без руки, без ноги».
Лариса и Константин Дашины
Лариса Дашина держит в руках плакаты своих мамы и папы, которых познакомила та страшная война:
«Это наши родители: моя мама, папа и дядя мужа. Мария Ивановна Новикова. Она была хирургической медсестрой. Прошла войну от Сталинграда до Кёнигсберга. А потом ещё Дальневосточный фронт. Демобилизовалась только в 1946 году. Когда её призвали, ей было 17 лет. Она из-под Саратова, город Аркадак. На Дальнем Востоке встретила папу. Он там был с 1937 года, принимал участие в боях на Халхин-Голе. И в 1946 году они расписались в КНДР в посольстве и потом приехали в Омск. Мама всю жизнь проработала фельдшером в поликлинике №15».
Супруг нашей собеседницы Константин Дашин трепетно хранит память не только о своем папе, но и о героическом дяде, которому навсегда останется 24:
«Это мой папа – Дашин Николай Александрович. Войну прошёл на нескольких фронтах и закончил в Кёнигсберге. Имеет военные награды: ордена и медали. Демобилизовался уже в 1945 году. Ушёл на войну в 1942 году, в 29 лет, у него уже было трое детей. После войны всю жизнь проработал в лесной промышленности. А это мой дядя Константин Дмитриевич Шишканов. Меня назвали в честь него, он особенный человек. Ему было всего 19 лет, когда он призвался на войну. И он столько совершил подвигов, имея не только боевые медали, но и ордена. Он был разведчиком, принимал участие в сложных операциях. Тоже дошёл до Кёнигсберга. Вернулся домой в 24 года, но ушёл из жизни буквально через несколько месяцев после того, как пришёл с фронта. Очень был заслуженный для нашей семьи человек».
Семья Татьяны Золотарёвой пришла почти в полном составе. По словам женщины, шествие на 9 Мая – это отличный повод увидеть всех живых близких и любимых людей и вспомнить об ушедших:
«Мы сегодня пришли с мужем, ребёнком, сестрой и племянницей. Григорий Иванович Лагода – это папин папа. Его с 1995 года нет в живых, но о нем осталась светлая, добрая память. О войне он говорить не любил, становился очень грустным. Только говорил: “Как здорово, что мы живём в мирное время!”. Поэтому пусть скорее наступил мир во всём мире! Он пошёл на фронт в 19 лет, был ранен на фронте. У него был подвиг: вместе с ещё двумя бойцами, отстреливаясь, уничтожил шестерых немцев и вынес невредимым Знамя. В мирное время вернулся в Таврический район и возглавил Ленинский совхоз. Я его помню добрым человеком с чувством юмора. Я его спрашивала: “Дед, кто в нашей семье самый красивый?”. Он всегда отвечал: “Конечно, двое – ты, внучка, и я!”.»
Чуть в отдалении от толпы идёт мужчина в военной форме, увешанный наградами. Он сам участвовал в войне – Афганской, поэтому не понаслышке знает, почему деды не любили рассказывать о пережитом там и почему для них День Победы всегда был «праздник со слезами на глазах». Ведь его дедушка попал в самое пекло в начале Великой Отечественной войны и участвовал в кровопролитнейших боях за свободу и будущее своей страны:
«Это мой дедушка Федор Алексеевич Стазаев, – рассказывает Сергей Стазаев. – Он был политруком, пошел в армию осенью 1941 года, в 1942 году был тяжело ранен. Служил на Волховский фронт, была двухмесячная наступательная Синявинская операция, во время которой получил тяжёлое ранение, четыре месяца провел в госпитале и скончался от ран. Яков Иванович Чувствин, мамин папа, дошел до Румынии, тяжело ранен в голову, комиссован, умер от ран через 15 лет после войны. А я служил в Афганистане. Пришлось через ад пройти, как дедам. Был приказ защищать Родину, а это не обсуждается».
Среди почётных гостей на трибуне за парадом и шествие наблюдает Михаил Яковлевич Долматов. Несмотря на очень солидный возраст, он старается ровно держать спину в отглаженном кителе, усыпанном медалями и орденами. Как выяснилось, он внёс большой вклад в обороноспособность страны уже после Великой Отечественной войны. Михаил Яковлевич служил в ракетных войсках и участвовал в испытаниях водородной бомбы РДС-6с в Семипалатинске. Несмотря на то, что всё прошло успешно, многих коллег Долматова скосила лучевая болезнь. Однако благодаря их подвигу у СССР появился весомый аргумент, подкрепивший статус страны на мировой арене.
Вместе с Еленой на «Бессмертный» полк пришла вся её большая семья.
Дедушка ещё одной участницы «Бессмертного полка», представившейся Еленой, дошёл до Берлина, спасая десятки жизней:
«Его звали Николай Афанасьевич Калмыков. Он был санитарным инструктором – эвакуировал раненых с поля боя и оказывал им первую медицинскую помощь. Прошёл всю войну, дошёл до Рейхстага. Затем участвовал в Японской войне, на которой совершил подвиг: вынес с поля боя много раненых – рядовых и офицеров. В память о нём мы сегодня идём в «Бессмертном полку».
Около сотни тысяч омичей прошли в самом массовом за всю его историю «Бессмертном полку» от Соборной площади до бульвара Победы.
На протяжении всего маршрута к шествию присоединялись люди с фотографиями не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и своих близких, погибших на СВО. Люди шли целыми семьями с маленькими детьми. В каждом взгляде – слёзы, воспоминания, безмерная гордость и глубокая благодарность. У каждого — своя история о подвиге близких людей.
Текст и фото: Анна Микула
Читайте также



