Дата публикации: 25.07.2023
Любовь к творчеству и фотографии Юлии Огородниковой с детства прививала мама. Нелли Феликсовна занималась плёночной фотографией. Дочь наблюдала за процессом и вдохновлялась. Много рисовала и хотела стать мультипликатором. Однако обстоятельства заставили изменить решение.
«В детстве я сильно болела, была на инвалидности. Врачи твердили, что мне выше техникума никуда соваться нельзя категорически. Во мне рос протест. Из-за болезни я не смогла закончить художественную школу, поэтому меня не взяли в технологический университет на дизайнера.
Я решила быть как многие и прислушаться к совету Остапа Бендера: “Все в автодор!”. Подала документы в единственное место – в СибАДИ – не как остальные абитуриенты, которые подавали документы сразу в несколько мест – и поступила».
Юлия успешно реализовала себя в инженерно-строительной сфере. Работала в крупной фирме автором проектов. В 2009 году девушка ушла в декрет и вспомнила о любви фотографии.
«Я немного посидела в декрете, соскучилась по работе. Освободился мозг от цифр, мне захотелось себя творчески проявить. Я увлекалась и росписью стекла.
Пошла на свадьбу к лучшей подруге, увидела фотографа – и почему-то меня осенило: “А почему бы мне не попробовать это ремесло?”. Через полгода у меня появился первый фотоаппарат с обычным стандартным китовым объективом. Через месяц он мне стал “мал”».
Познавать искусство фотосъёмки Юлия начала самостоятельно – приобрела много книг, смотрела ролики, экспериментировала, делала работу над ошибками. Собранные знания и навыки девушка решила структурировать. Для этого в 2012 году поступила в омскую школу фотографии Александра Руппеля. Занятия там проводились бесплатно.
Юлия успешно закончила курс и открыла свою фотошколу. Особых вложений не потребовалось. Занятия она проводила на базе фотостудии, которую они запустили задолго до этого вместе с сестрой. Шили костюмы, создавали интерьер.
Снимать и учить
Первый курс был из четырёх студентов. Многочисленных групп фотограф не набирала и после. В составе максимум семь человек. Бóльшее количество не позволяет работать индивидуально, объясняет фотограф. Так обучить художественной съёмке сложно.
«Обучить человека художественной съёмке сложно. Не всем это удаётся. Люди делятся сразу: есть те, у кого врождённое чувство композиции и света, красоты в целом, а есть люди-труженики. Они будут методом проб и ошибок постоянно работать и получать результат.
У них и стартовые площадки разные. У кого есть творческое начало, они развиваются быстрее. Им нужно освоить технику. А труженику нужно и технику познать, и все каноны. Рассказывать всё нужно более подробно. Это как скелет раскладываешь, а потом всё на него надеваешь. Но когда видишь успехи своих учеников, это удовольствие безграничное».
Школа не мешала Юлии заниматься авторскими проектами. За 13 лет работы фотограф провела около ста съёмок. И все они художественные. Любовь к коммерческим не зародилась сразу.
«Как и многие, я начинала со свадеб, а потом поняла, что коммерческая фотография вообще не моё. Мне не нравится. Мне хочется чувствовать себя режиссёром-постановщиком, а не подстраиваться под то, что происходит. Я хочу сама управлять процессом.
В свадебной фотографии, к примеру, ты не можешь раскрыть себя как художник. Ты всё равно подстраиваешься под распорядок дня, под желания жениха и невесты. У меня акцент не на деньги, а на творческое начало. Так начали появляться мои фотопроекты».
Люди в «обработке»
Своих героев Юлия находит в окружении. Видит человека, и в голове рождается образ, который идеально ему подходит. Иногда идея уже есть. Под неё фотограф ищет моделей, но не профессиональных. Это обычные люди с живыми эмоциями. Один из самых ярких проектов – фотовыставка к 80-летию омского трамвая в 2017 году.
Проект «Ожившая история трамвая». – Прим.
«У меня была выставка “Сквозь время”. Одна из фоторабот – “Девочка в трамвае” – привлекла внимание представителей администрации. Мне предложили совместно запустить фотопроект с трамвайным депо. Выставка была разбита по десятилетиям. Каждое характеризовал конкретный фотопроект».
Локацией для съёмки стало трамвайное депо, а героями – его работники. Люди присылали множество фотографий и образов. Юлия выбирала самые колоритные, подходящие конкретной эпохе – от основания предприятия до реальных дней.
Проект «Ожившая история трамвая». – Прим.
Единичных клиентов в списке Юлии мало. Художественная съёмка непопулярна в Омске, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга. Там фотограф достаточно быстро находит героев для выдуманных сюжетов.
Проект «Маленькая тайна закулисья», на фото сын Юлии Никита и модель София. – Прим.
«Омичи чаще хотят, чтобы было как у всех. Художественной съёмкой их не заинтересуешь. Однако среди моих клиентов есть особенные.
К примеру, ко мне каждый год на фотосессию приходит одна женщина. Не буду называть её имя. У неё тяжелое заболевание. Она говорит, что фотографией продлевает себе жизнь.
Очередная фотосессия – это цель дожить до следующего года и прийти ещё раз. Этим она меня просто покорила. Мы с ней уже несколько лет работаем. Сделали три съёмки. Я за ней слежу, у неё всё хорошо».
От свадеб, студийных или прогулочных сессий фотограф отказывается. А вот клиентам с идеями всегда рада. Говорит, интересно реализовать. Порой люди поражают. Не всегда приятно, говорит девушка.
Проект «Искусство маленьких шагов». – Прим.
Такой случай был в Москве. Юлия прилетела на съёмку владелицы сети магазинов собственного бренда косметики. Локация, образы – всё было согласовано. Когда Юлия прилетела в столицу, её ждал сюрприз.
«Когда она мне скинула фото новой локации, я была в шоке. Кресты, цепи. Я это не люблю и сразу поняла, что пополнить портфолио у меня не получится. Но отказываться не стала, потому что уже прилетела.
Это был кошмар и ужас для меня. Пять часов мучений. Плюс она пригласила своего дизайнера, и вместо пяти образов было двадцать пять. Меня уделали там полностью. Сейчас бы я, наверное, отказалась, но тогда мне нужно было на эти деньги вернуться обратно».
Летом 2018 года Юлия провела свой последний проект и решила сделать перерыв в карьере фотографа.
Пора возвращаться!
Заказов стало меньше, выручка не покрывала расходы. Юлия была вынуждена вернуться в строительную сферу, чтобы выровнять финансовое положение. Она отложила фотоаппарат и закрыла фотошколу.
«Повлияла и финансовая, и личностная составляющая. В какой-то момент я сломалась, и это была моя личная трагедия. Я не ушла, я поставила на паузу своё дело, но я знала, что вернусь.
Я погрузилась с головой в строительную сферу. Встала на ноги, окрепла до того, что открыла свою строительную фирму в январе 2021 года, и вот сейчас решила, что пора возвращаться».
«Портрет Дориана Грея». – Прим.
Проект «Литературный журнал» – первый после выхода из вынужденного отпуска. Таких масштабных работ с выставками в жизни Юлии было всего три. Сейчас фотограф совместно с детским театром «Седьмое небо» и его руководителем Татьяной Вдовиной оживляет образы героев из знаменитых произведений. Цель – популяризировать любовь подростков к книгам.
«Сейчас дети не читают, чаще сидят в гаджетах. Мы подумали: “Почему бы не осветить эту тему и не привлечь внимание к книгам?”. Книг много, сюжетов тоже. Я человек впечатлительный, у меня эти сюжеты быстро обрастают образами. Я уже отсняла порядка семи проектов для этой выставки. Сейчас мы на стадии реализации и формирования. Все мысли этим заняты».
Проект «С чего начинаются сказки». – Прим.
В планах возродить и фотошколу, но уже в онлайн-формате. Очные занятия сейчас не особо интересны начинающим фотографам, говорит Юлия.
Ещё один масштабный проект автор намерена реализовать в столице вместе с актёрами и режиссёрами Большого театра. Подробности фотограф пока не раскрывает. Однако признаётся: договорённости уже есть.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: личный архив Юлии Огородниковой