Дата публикации: 17.05.2025
В России всё большую популярность набирает промышленный туризм. Идея не новая. Первые такие экскурсии придумали на заводе Jack Daniel`s (Джек Дэниелс) ещё в середине XIX века. В нашей стране маршруты по металлургическим предприятиям с 1930-х организовывал «Советский турист».
В 2017 году подзабытую традицию возобновили уже в прямом смысле – в промышленных масштабах. В этот год создан Совет по развитию промышленного туризма в России. За прошедшие восемь лет выяснилось, что посмотреть, как работают заводы и фабрики изнутри, хотят сотни тысяч людей по всей стране. Сейчас действуют сразу несколько турагенств, специализирующихся на такого рода экскурсиях. В 2018 году Совет представил «Карту промышленного туризма России». И, вероятно, самое обильное скопление точек на ней – в Сибири.
Омск присоединился к проекту одним из первых, что закономерно. Наш регион, ещё в годы войны, когда с запада страны эвакуировали около сотни жизненно важных предприятий, стал крупнейшим промышленным и научным центром. Благодаря этому мощному импульсу омская промышленность сегодня – одна из самых развитых не только в России, но и в мире. Продукция с маркировкой «Сделано в Омске» востребована даже в Южной Америке. Так что посмотреть есть на что.
В 2017 году занимавший тогда пост мэра Вячеслав Двораковский подписал постановление о проекте «Развитие промышленного туризма в Омске». Там говорится, что он призван повысить инвестиционную привлекательность города. Областной минкульт запустил первые туры на промышленные предприятия в Омске 24 сентября 2017 года, приурочив к Международному дню туризма. За эти годы проект, который реализуется по инициативе Агентства стратегических инициатив и при поддержке Минпромторга РФ, уже давно перерос первоначальные рамки. Сейчас в нём участвует больше десятка омских предприятий, и почти все экскурсии проходят с аншлагом.
В марте 2025 года омичи приняли участие во Всероссийской образовательной программе «Открытая промышленность». В рабочую группу от нашего региона вошли представители минпрома, минсельхоза, минкультуры, Туристского информационного центра и Агентства развития и инвестиций.
Эксперты видят в развитии промышленного туризма большой потенциал. Например, руководитель центра развития туризма «КОЛЕСО путешествий 55» Ирина Руснак, которая занимается организацией экскурсий на омские предприятия, уверена: они несут не только образовательную, но и социальную функцию. Когда люди видят высокотехнологичные омские заводы, где сотрудники получают достойную зарплату, это разрушает стереотипы о том, что в регионе ничего не развивается и где-то в другом месте точно лучше.
«Промышленный туризм — это инструмент, направленный на повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие его экономики, – поделился зампред областного правительства, руководитель региональной команды по развитию промышленного туризма Омской области Андрей Шпиленко. – Он способствует продвижению локальных брендов, формирует положительный имидж и открытость компаний, помогает расширить деловые связи, укрепляет коммуникации между предприятиями региона, совершенствует корпоративную культуру, способствует привлечению будущих кадров и, конечно, повышает доверие к продукции предприятий, открывающих двери своих проходных для всех желающих».
За 2024 год 23 000 человек посетили омские промышленные предприятия с целью профориентации, налаживания деловых связей и знакомства с индустриальным потенциалом Омской области. 10 передовых промышленных предприятий стали участниками региональной команды по развитию промышленного туризма, 30 человек из команды получили новую профессию – «Специалист по организации промышленного туризма», разработан и презентован первый туристско-промышленный маршрут «Промышленность Сибири – величие России».
Серию материалов о промышленном туризме в Сибири мы открываем экскурсией на омский «Полиом». Наша поездка туда совпала с 20-летием с основания завода, который заложили на бывшем поле, где работники завода СК в 1990-е сажали картошку. Сейчас здесь находится высокотехнологичное производство и, как выяснилось, это ещё и кузница кадров. Например, во время запуска крупнейшего нефтехимического предприятия России «ЗапСибНефтехима» специалистов для него готовили в том числе на базе «Полиома» в рамках программы «Дублёр».
Экскурсия по заводу начинается на Аллее безопасности, где гостей встречает галерея фотографий сотрудников завода с высказываниями, которые придумали они сами. Несмотря на солидные мощности, здесь работает всего 281 сотрудник. Предприятие почти полностью автоматизированное. Тут почти как в песне из фильма «Электроник»: «Вкалывают роботы, а не человек».
Как понятно из названия, завод производит полипропилен. 80% основного сырья – пропан-пропиленовую фракции – поступает по трубопроводу. Ещё 20% этого сжиженного газа приходит с других площадок по всей стране вагонами по железной дороге – она идёт прямо по территории предприятия.
«Вы видите сливо-наливную эстакаду закрытого типа. Она позволяет абсолютно безопасно откачивать сырьё, не вредя природе и экономике завода. Всё, что пришло по трубе и приехало в вагонах — поступает в парк хранения сырья», – проводит экскурсию Екатерина Задворнова, главный эксперт по корпоративным коммуникациям предприятия.
Самая высокая точка на заводе – это две колонны высотой 98 метров. Она могла быть вдвое выше. Но конструкция высотой в 200 метров не выдержала бы сильного ветра, поэтому была разделена на две части. В них происходит один и тот же процесс по разделению смеси газов. Более тяжёлый пропан оседает, его направляют на соседнее предприятие. Там из него делают топливо. Оставшийся наверху пропилен отправляют на установку полимеризационной очистки. Там газ доводят до полировочной чистоты, удаляя любые малейшие примеси. На выходе каждые несколько часов берут пробы получившегося сжиженного газа, которые анализируют в лаборатории. Если партия соответствует нормативам, она поступает на полимеризацию.
«Далее по курсу – установка по производству чистого воздуха», — так шутят сотрудники завода. На самом деле здесь методом электролиза воду разделяют на водород и кислород. Первый используют в производстве. Он регулирует главный показатель – текучесть расплава. А кислород уходит в атмосферу.
«Это петлевой реактор, здесь происходит основная магия, – объясняет Екатерина Задворнова. – С помощью катализатора мы превращаем сжиженный газ сначала в порошок полипропилена. Потом порошок попадает на экструзию и образует расплав. Это большая «мясорубка». Там стоит шнек, лезет «фарш», и мы его быстро превращаем в гранулы».
Сотрудники лаборатории показали нам катализатор. Достаточно всего одного грамма этого вещества на тонну сырья, чтобы запустить реакцию полимеризации — прпревращения сжиженного газа в твёрдое вещество. Чтобы микрогранулы этого катализатора равномерно распределялись по всей массе, его смешивают с вазелиновой смазкой и минеральным маслом. Далее на установке гомогенизации получившиеся гранулы «купаются» в азоте, приобретая стандартные форму и качество.
Сейчас на «Полиоме» выпускают более 20 марок полипропилена. Внешне гранулы почти неотличимы друг от друга. Но они используются для разных целей. Существует более 30 способов переработки полипропилена, из которого можно изготовить почти что угодно – от детских подгузников до деталей космических ракет.
Пробы готового полипропилена снова отправляют на проверку. На этот раз – в помещение экструзии. Здесь отливают образцы для анализа в лаборатории физико-механических испытаний. Опытную партию продукции, получившейся из полипропилена, проверяют на соответствие нормам. И только после того, как она аттестована, гранулы попадают в упаковочный цех. Здесь пакеты с продукцией укладываются в паллеты и заворачиваются в специальную плёнку. Количество слоёв зависит от текучести марки полипропилена. Чем она больше, тем плотнее упаковка. Этот процесс полностью роботизирован. Линию, пропускная способность которой 240 тонн, обслуживают всего три человека.
Это завершающий, но не менее ответственный процесс. Омский полипропилен покупают даже в Южной Америке. Доставка туда поездами и кораблями занимает 90 дней.
«Сейчас Омский полипропилен — а мы делаем каждую 10 тонну в стране — направляется практически во все регионы России. Турция закупает в больших объёмах ковровые марки. Востребован наш продукт в странах Юго-Восточной Азии», – говорит Екатерина Задворнова.
Ручной труд на заводе сведён к минимуму. Сотрудники в основном находятся в помещениях. Это операторные или участки, которые помогают обслуживать производство: слесарный, инженерный, а также участки механики и энергетики.
Увидеть, как работает завод, можно на компьютерах операторных. Это сердце предприятия, куда стекается информация о работе всех сложных устройств и где видны малейшие изменения в этом огромном механическом организме. Впрочем, опыт и навыки живых людей искусственный интеллект заменить не может. Поэтому все полученные данные анализируют аппаратчики. «Операторная – это наш мозговой центр, – рассказывает начальник смены Сергей Попов. – Здесь абсолютно вся установка цеха полипропилена контролируется аппаратчиками-пультовики посредством автоматизированной системы управления. Также у нас есть аппаратчики-полевики. Если простым языком, то здесь наши мозги и глаза, а «на улице» – наши руки. Находясь здесь, человек имеет большой опыт работы на «улице». Сюда не берут людей без него. В среднем процесс перехода из полевиков в пультовики занимает три — пять лет. Человек должен поработать руками, понять, как это всё устроено, сдать экзамен на управление цеха компьютером и уже потом управлять теми, кто находится в «поле».
Сейчас глубина переработки сырья на заводе составляет 99,5%. Это означает, что предприятие почти всё сырьё перерабатывает в полезный и востребованный продукт - полипропилен.
Однако всегда есть что улучшить. Эта экскурсия проходила в формате «Промтуризм. Инспекшн». В рамках инспекционного тура предприятие посещает эксперт по организации промтуризма с опытом разработки промтуров и сопровождения региональных команд Всероссийского Акселератора «Открытая Промышленность». В этот раз наработки завода изучали представители сразу нескольких омских промышленных предприятий — таких же участников программы. И каждый поделился своим опытом и рассказал, что ещё можно улучшить. А кто-то даже предложил создать совместный проект по переработке полимерных отходов.
«Полимеры хорошо рециклируются. Существующие сейчас организации занимаются в основном физическим рециклингом, то есть сортируют отходы, очищают и перерабатывают в гранулы. Но сейчас во всём мире ведётся большая работа по химическому рециклингу, который позволит превращать полимерные отходы в первичное углеводородное сырьё. Движение должно быть со всех сторон – не только инфраструктура сверху создаваться, но и общество должно формировать запрос: этично потреблять, быть готовым включаться в процесс раздельного сбора. У нас впереди ещё, конечно, большой путь. Так что будьте экологичными и не бойтесь химии», – подвела итог экскурсии Екатерина Задворнова.
Автор: Анна Микула
Фото: Александр Румянцев
Читайте также

