«Проект П» – как петь а капелла и собирать полные залы

Дата публикации: 10.12.2023

Спеть эстрадную песню без участия музыкальных инструментов: только вокал и имитация звуков гитары, скрипки, барабанной установки. Как оказалось, миссия сложна, но выполнима

 

Сколько лет вашему коллективу? Чьей идеей было его создание?

Юлия: Если вести отсчёт с первого выступления с нашим названием, то это 2015 год. Мы выросли из камерного хора «Певчие». «Проект П» проект камерного хора «Певчие», мы тут зашифровали своих «родителей». Однажды для участия в конкурсе мы взяли нескольких участников хора и выступили как ансамбль. После этого решили выступать именно таким уменьшенным составом.

Антон: Вообще это была идея Ларисы Сабитовой, руководителя хора «Певчие», чтобы была ещё малая форма музыки, чтобы хор мог отдохнуть, пока поёт ансамбль. Затем появились самостоятельные проекты и программы.

 

Почему именно а капелла?

Антон: Много вокальных коллективов в Омске есть, но нет никого, кто пел бы а капелла, особенно эстраду. Это сложно, но, как показывает наше творчество, вполне возможно.

 

Я смотрела ваши клипы, мне казалось, что музыкальные инструменты там всё же слышны?

Антон: Это битбокс и искусное звукоподражание, которые многих вводят в заблуждение. Наши аранжировки построены таким образом, что если человек не будет задумываться, он может даже не понять, что фонограммы нет. Все музыкальные инструменты мы изображаем голосами: бас-гитару, гитару, аккордеон, скрипки, духовой оркестр, битбокс. У нас, кстати, лучший битбоксер города Олег Сошин, звукорежиссёр, сам пишет музыку, сочиняет партии.

У каждого свой тембр голоса, у нас важна и сливаемость голосов и их индивидуальность, каждый голос может выйти на первый план и сыграть или спеть сольную партию. У каждого свой набор инструментов для звукоподражания, у каждого своя фишка и звучание.

Зрителей не оглушает тишина в зале?

Злата: Нет, у нас не тихо аранжировка, битбокс… Когда нет привычного шума от музыкальных инструментов, ты начинаешь вслушиваться, открывается другой уровень понимания музыки, слов. Был у нас сольный концерт, когда у нас отключились микрофоны, и мы пели без них, вдвоём. В зале была идеальная тишина, все внимательно прислушивались.

 

У вас много участников, почти хор? Чем вы отличаетесь от других кавер-групп?

Юлия: 12 человек это ансамбль, нас 11, так что мы даже до ансамбля не дотягиваем. Для хора нужно большее количество голосов разного типа.

Антон: У каждой кавер-группы есть своя специфика у кого-то рок-репертуар, у кого-то попса. Но мы не позиционируем себя как кавер-группа. Мы поём музыку разных жанров и разных эпох, в основном а капелла, но этим не ограничиваемся. Наша задача показать богатство мировой вокальной культуры. Если мы берём какую-то композицию, мы просто показываем, что её можно петь а капелла. Мы не делаем каверы, чтобы угодить публике. Для этого и существуют кавер-группы: развлечь публику знакомыми композициями, раскачать ресторан. Мы больше просветительской деятельностью занимаемся. «Проект П» это не про ремесло, а про искусство.

Насколько глубоко вы перерабатываете песню? Насколько каждая песня ваша? Я вот вашу «Тёмную ночь» слышала, она отличается от пения Марка Бернеса.

Юлия: Ну, любая песня поётся каждый раз по-разному. А «Тёмная ночь» это вообще версия на основе кавера Басты. Это называется машап берётся текст песни и накладывается на новую мелодию. Мы взяли машап Басты и сделали свою версию кавер на кавер получился (смеётся).

 

 

Есть в репертуаре самые популярные песни, которые всегда воспринимаются на ура?

Злата: Это узнаваемые песни, которые знают все: «Три белых коня», «Небо» «Дискотеки Авария», «Это всё» «ДДТ», «Видели ночь», «Аллилуйя» из мультфильма «Шрек» это всегда заходит.

 

Омские кавер-группы поют по барам достаточно в пятницу пройти по барам на Любинском, можно увидеть почти всех. Где поёте вы?

Юлия: Раз в три-четыре месяца нас можно встретить в баре «Гости». Просто у нас много другой работы, и формат выступления в барах не наша основная деятельность.

Антон: Кавер-группы практически нигде кроме баров увидеть невозможно максимум ещё корпоративы. А мы, наоборот, стараемся задействовать все площадки будь то подземный переход, ОЦК «Сибиряк», Соборная площадь, бар, музей, храм. На день города в этом году мы выступали на Соборной площади, например.

Кстати, о храмах. Вы поёте и духовную музыку?

Юлия: Да, мы поём в субботу и воскресенье в Никольском соборе. В Лютеранской церкви недавно был наш первый концерт. Но духовую музыку мы пели всегда мы же хоровики, а практически все хоровики поют в церковных хорах. Духовная музыка это богатый пласт культуры, и мы хотели бы, чтобы она была популярнее. Поём мы её нечасто, но в программе она есть. Это тоже разные времена и стили, культуры: православная музыка, спиричуэлсы (христианские песни, созданные африканскими рабами. Прим. ред.).

 

Как омской публике заходит такое?

Юлия: Откликов было много. Это интересно людям, ведь духовную музыку в Омске послушать можно редко.

Злата: Бывает, после концерта подходят люди, спрашивают, почему так мало классики, хотелось бы послушать целый концерт духовной классической музыки.

Антон: Мы вполне можем замешивать духовную музыку в программы наших концертов и делать отдельные программы. Людям в Омске больше негде это услышать. Ещё и хор поёт вживую это особый эффект. Плюс акустика лютеранской церкви, там очень красиво, волшебная атмосфера.

Музыка это ваша работа?

Антон: Пока «Проект П» не основная наша деятельность. Но мы стремимся к тому, чтобы музыка стала нашей работой, все в коллективе профессиональные музыканты, те, которые горят этим делом.

 

А заказы на корпоративы принимаете?

Антон: Да, делаем и корпоративы, и музыкальные поздравления. Например, однажды ездили к одним ребятам в коттеджный посёлок и пели прямо у них в саду, вместе с гостями. Без микрофона, без оборудования. Пели час, и гости были так впечатлены, что не хотели нас отпускать. Они не знали, что такое бывает на дне рождения. Но для этого должен быть особый настрой, чтобы люди пришли пообщаться на духовном уровне. Неуправляемое веселье не наш формат.

Юлия: Как-то мы поздравляли с днём рождения парня, сделала заказ его подруга. Приехали ночью к нему в автосервис на работу.

 

Как, все 11?

Нет, 9 (смеётся). Музыкальный розыгрыш это был, за 5 минут он испытал весь спектр эмоций: удивление, раздражение, гнев, пытался нас выгнать. Но потом искренне благодарил и нас, и подругу, которая его «заказала».

Антон: Ещё у нас есть фишка, ставшая традицией: когда мы приходим на праздник или в бар, мы сочиняем песню: куплет, припев и приглашаем гостей поучаствовать. Буквально за 10 минут у нас готово музыкальное поздравление, каждый раз это уникальная вещь. Получается иногда нелепо, простенько, но всегда весело, и нашим слушателям всегда нравится, потому что они участвуют в этом и потом слышат свой текст в песне.

У вас есть собственный проект «Терминал». Расскажите о нём.

Антон: «Терминал» это а капелла мюзикл, хотя это не совсем мюзикл и не совсем а капелла, там гитара звучит в двух песнях. Это, скорее, психофизический ритуал. Это история про прощание в глобальном смысле: с любимым, с городом, страной, мировоззрением. Момент отпускания, прощания важен для нашей психики, чтобы нас ничего не тянуло в прошлое, нужно превратить это в свой опыт. Об этом наш «Терминал». На днях мы играли его в 4-й и последний раз, и каждый раз он разный, потому что меняются участники, их внутренний настрой. Это не просто спектакль, это программа, которая должна быть всегда актуальна именно для нас. Это переживания, которые мы приносим на сцену и там оставляем, в чёрном чемодане, который стоит под софитами на сцене в финале. Предполагается, что зритель подсоединяется к одному из героев у каждого своя философия и мини-монолог, и у кого-то этот монолог откликнется, и он оставит свои переживания здесь.

Почему последний раз?

Антон: Многие проблемы и переживания нами уже пройдены, мы с ними справились. Мы не актёры, чтобы переживать по заказу разные эмоции. И второе «Терминал» воспринимается многими как спектакль. Но мы не актёры, мы искренне общаемся со зрителем. Теперь мы прощаемся и с «Терминалом», отпускаем его тоже. Планируем взять небольшой творческий отпуск, освободить мысли, чтобы понять, куда мы пойдем в дальнейшем.

 

Как у любого музыкального коллектива, есть фанаты?

Юлия: Да, есть поклонники, носят букеты. И после каждого концерта к нам приходят подписчики, говорят, что им нравится. Есть люди, который посещают все наши концерты, мы их даже узнаем. Фразу «Теперь мы ваши поклонники» слышим всё чаще.


Автор: Ирина Баландина

Фото и видео предоставлены героями публикации.

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.