Дата публикации: 22.01.2024
В Омске есть свой собственный Цой – та же манера, тот же голос, даже внешность во многом похожа. Многие омичи знают этого кудрявого паренька – он поёт летом у Любочки, привлекая внимание неожиданно сильным голосом в цоевской манере. «Трамплин» разыскал Дамира Абылгасимова и задал несколько вопросов – о Цое, конечно, было большинство, но было и о личном :)
– Дамир, со скольки лет начал петь Цой?
– Наверное, с 18.
– А вы?
– А я с 20, сейчас мне 23.
– Почти по графику Цоя идете!
– Да… (Смеётся.)
– Все мы уверены, что Цой жив, все знаем его песни, но у вас явно есть своя история увлечения «Кино».
– В 2018 году сходил на фильм про Виктора Цоя «Лето». Там показан именно ранний период жизни и творчества Цоя, он мне как раз больше всего импонирует. Влюбился в песни «Бездельник», «Мои друзья» и «Восьмиклассница». «Бездельник» – вообще ключевая песня того времени. Его песни близки моей душе, так и появилось увлечение.
– А как пришла мысль петь?
– А вот это как раз интересная история. У нас в вузе много творческих направлений, чем можно заниматься (Дамир учится в ОмГТУ на специальности «Проектирование ракетных комплексов». – Прим. ред.). У нас есть театральная студия, где я играл. И для одной роли мне нужно было научиться играть на гитаре. На новый 2020 год купил себе гитару и начал учиться. Конечно, «Кино» была первой группой в моем репертуаре.
Группа появилась там же, в политехе. Сначала это был дуэт, я и гитарист, нас познакомил общий друг. Он как раз изучал партии гитариста «Кино» – Каспаряна, а я – вокальную и гитарную Цоя. Так мы и подружились. В политеховской музыкальной студии я познакомился с басистом и барабанщиком. Я даже не думал, что так быстро соберётся группа, но всё совпало, начало получаться, со временем появился трибьют-проект.
– Теперь выступаете по барам?
– Да, первое выступление было в «Ом бар», сейчас это «Чердак». Мы должны были выступать дуэтом с гитаристом, но тут нам пришла идея пригласить басиста и барабанщика – за день до выступления. Это было в мае 2020 года.
– А более авторитетные площадки?
– Был крупный тур по Казахстану, там мы выступали на больших площадках. Нас пригласили как артистов исполнить песни Цоя вместе с симфоническим оркестром.
– Как они про вас узнали?
– Скорее всего, из Тик-Тока. Сейчас у меня там 151 тысяча подписчиков, а когда они мне написали, было 60 тысяч подписчиков. Мы не ожидали, что будет такой высокий уровень организации концертов, настолько профессиональный. В первом городе – Астане – чувствовали себя неуверенно, но после первой репетиции всё прошло. Я больше переживал, что ребята из группы будут волноваться, но всё получилось отлично. В списке городов были ещё Караганда и Алма-Ата. Публика принимала великолепно. Надо сказать, что у меня основная аудитория из Тик-Тока – это Казахстан, меня там лучше знают. Нас там знают по именам, берут автографы после концерта. В Омске я не так популярен.
– Вы полностью копируете манеру певца: голова вверх, голос, жесты?
– Да, для трибьют-проекта – да, я стараюсь максимально попасть в манеру Цоя.
– А ваш голос по тональности совпадает с голосом Цоя или приходится чуть менять его ради аутентичности?
– Разговорный голос у меня высокий, больше тенор. А вот когда начинаю петь, удобный диапазон для меня как раз как у Цоя. Я могу и ранние его песни петь, где он высоко поёт, и последние 90-х годов, где у него самый низкий голос. Я не выдавливаю из себя голос, мне удобно петь в этом диапазоне и легко могу отыграть 3-часовой концерт.
– Но вы пошли дальше голоса. Это и косухи, расстёгнутые до середины, и причёска… Кстати, как насчёт кудрей, свои?
– У Цоя волнистые волосы, у меня тоже. Когда я их отрастил, эти волны мне не очень понравились. Я сделал завивку, получилось неплохо.
– Косметикой не пробовали пользоваться – он же подводил глаза?
– В 2021 году как-то на квартирнике попробовал покрасить глаза – мне не зашло. Больше на гота стал похож. (Смеётся.)
– Что насчёт авторской музыки?
– Сейчас мы начали как раз заниматься авторской музыкой. Правда, пока группа разъехалась на несколько месяцев, некоторым участникам группы нужно уделить больше внимания. Сейчас проект в заморозке. Но есть уже готовая песня, которая скоро выйдет на площадках. Я запускаю сольный проект под псевдонимом Дамир Лунарский, 23 января выйдет моя первая песня «Свет».
– А есть хейтеры? Те, кто говорят, что ты не поёшь, как Цой, что не похож внешне…
– Говорят, что я выдавливаю голос, не попадаю в ноты. Признаю, иногда мажу мимо нот, и объективную критику я принимаю хорошо. Есть и такие, которые пишут: ты не умеешь петь. Под видео часто пишут чёрные шутки. Например, говорю подписчикам, что слушаю электронную музыку, мне написали: «Цой такого не слушал». Спрашивают, купил ли я себе уже «Москвич». У меня есть самое популярное видео на песню «Звезда по имени Солнце», и там много комментариев типа «Давайте скинемся ему на “Икарус”» (Цой погиб при столкновении своего “Москвича” с пассажирским автобусом “Икарус”. – Прим. ред.).
– Публика Цоя не стареет – на концертах можно встретить и подростков, и людей за 60, и каждый подпевает, каждый знает слова. Как объяснить этот феномен?
– Песни Цоя – это путь взросления человека, так что он будет актуален всегда. У него есть раннее творчество и более мудрые песни. В ранних песнях царят юное лёгкое настроение, вольность. Сравните «Бездельник» и «Спокойная ночь» – там невероятная атмосфера, мудрые слова. Цой сильно изменился в плане музыки: сравнить первый альбом и альбом «Последний герой» – совершенно другой звук, манера и подача. В его альбомах можно найти песни как для подростков, так и для взрослых людей.
– Ваш проект называется «Молодое КИНО». Но вы не будете молодыми вечно. Планируете и дальше исполнять песни Цоя или перерастёте?
– Начали мы с трибьюта, но есть планы на авторское творчество. Возможно, в дальнейшем будем совмещать трибьюты на Цоя и авторскую музыку.
– В Омске есть и другие трибьют-проекты – например, «Киномания» с Василием Елисеевым. Чем вы отличаетесь? Как делите аудиторию?
– Никакой конкуренции у нас нет, с Васей мы хорошо знакомы, сам хожу на его концерты. Публика у нас одна и та же, несколько раз видел людей с его концерта на моём. Отличие есть – у нас больше студийная запись, а у них концертная атмосфера, в стиле концертов 90-х годов. Надо сказать, у него отлично получается попадать в манеру Цоя.
– Омские музыканты часто поют на улице. Вы тоже?
– Да, я люблю петь на улице, летом часто выхожу. Это называется «стритовать». Поём мы с Антоном у Любочки с 2021 года. Просто ради практики, для удовольствия. Конечно, и деньги кидают, бывало, за полуторачасовой концерт 4 тысячи собирали.
– Как относится к вашим выступлениям семья?
– Сначала они скептически к этому относились, как к хобби. Я купил гитару, завёл аккаунт в Тик-Токе, просто чтобы отслеживать свой прогресс. Через год у меня появилось 37 тысяч подписчиков, и близкие начали понимать, что это всё серьёзно. Потом появился дуэт, и моя семья уже стала меня поддерживать.
– Не хотите уйти полностью в музыку?
– Да, по специальности я работать не буду, планирую полностью уйти в музыку, сделать её своей работой. Веду прямые эфиры в Тик-Токе, это даёт возможность получать доход.
Автор: Ирина Баландина
Фото и видео предоставлены героем.