Дата публикации: 13.04.2024
В Омской областной библиотеке им. Пушкина состоялась презентация новой книги легендарного омского литературоведа Вадима Физикова. Книга с трогательным названием «Жизнь растревоженной души» посвящена прозе омского Прииртышья.
Вадим Физиков – настоящий подвижник, всю свою жизнь посвятивший «скромной службе при тексте». Заслуженный работник Высшей школы РФ, кандидат филологических наук, доцент, он полвека преподавал на кафедре литературы и культурологии ОмГПУ. А после выхода на заслуженный отдых при финансовой поддержке живущего в Петербурге сына Михаила стал издавать книги.
Первым в 2010 году увидел свет сборник «Скромная служба при тексте» – 38 статей о поэзии и прозе. В этой книге сибирская литературная тема представлена меньше, чем русская литературная классика, – в ней Вадим Михайлович опубликовал результаты своей многолетней работы на кафедре литературы и культурологи ОмГПУ.
В 2019 году появилась «Поэзия омского Лукоморья» – в эту книгу вошли 46 статей о творчестве поэтов, чьи имена известны не только в Омске, но и далеко за его пределами.
– В институте я занимался XIX веком, русской классической литературой. Выйдя на пенсию, я стал больше читать книги авторов родного Прииртышья и поневоле стал литературным критиком. Я пишу о том, что мне нравится. Это, конечно, не принцип Белинского – он писал обо всём. Но вслед за Пушкиным, утверждавшим: «Где нет любви к искусству, там нет и критики. Старайтесь полюбить художника, ищите красот в его созданиях», я избрал такой принцип критического осмысления литературных произведений. Нужно любить то, о чём ты пишешь, не зубодробительной критикой заниматься. Если ты хочешь понять сложный писательский текст, его нужно перечитать не один раз. В него нужно вчитываться. Наконец, нужно его полюбить. Тогда-то, быть может, истина тебе и откроется... Хотя на это может уйти не один год, – рассказывает Вадим Михайлович.
За книгой о поэзии последовала серия поэтических сборников авторов иртышского Лукоморья.
И вот наконец увидела свет книга об омской прозе. В ней два раздела. Первый – мемуарный.
– Его я назвал «Прощайте, друзья», рискнув использовать последнюю фразу, с которой умирающий Пушкин обратился к своим книгам. Но я рискнул, потому что думал, что это моя последняя книга. Попрощаться так публично, по-пушкински, с капитаном Физиковым – моим отцом, погибшим в Великую Отечественную, с моими любимыми школьными и вузовским учителями... Когда наш учитель математики Евгений Яковлевич Клевакин ушёл на пенсию, он попросил меня: «А вы не могли бы мне заказать полное собрание сочинений Канта?» Мне это не удалось, а он нашёл и читал... Математик читал Канта... Попрощаться с моими лучшими друзьями, которых давно уже нет в живых, с омичами, которые собрали совершенно замечательные, уникальные библиотеки... Но я ошибся. Мой сын настоял на том, чтобы я написал ещё одну книгу – о своих омских театральных впечатлениях. В неё вошли 30 театральных рецензий – плюс мои воспоминания о 60-80-х годах. А ещё я поместил там стихотворения омичей о театре.
Сейчас эта книга готовится к изданию. Что же касается книги «Жизнь растревоженной души», во втором её разделе – рецензии, литературные портреты, работы о 34 прозаиках, судьбы которых связаны с Омском. Всего 43 статьи, некоторые из которых были написаны в ходе подготовки этой книги. Остальные уже ранее публиковались в различных изданиях.
– В Омске есть очень хорошая проза. Начало ей положил каторжник Омского острога по фамилии Достоевский. Гениальная проза. Хорошо, что в нашем городе есть серьёзные литературоведы, историки литературы, существует центр по изучению творчества Достоевского. Потому этот раздел открывают статьи о книгах авторов, писавших о жизни и творчестве Достоевского. И пусть не удивляет читателя статья, содержащая типологический сравнительный анализ характера и судьбы омского поэта-мыслителя Олега Чертова и героя романа Достоевского «Идиот». Олег Чертов – удивительный философ и пророк, оставил нам в наследство не только стихи, но и прозу.
Вадим Физиков в своей книге открывает для омичей несправедливо позабытые имена. Таков прозаик Геннадий Гаврилов, который в своём творчестве ориентировался на русскую классическую традицию – его талантливый роман был опубликован уже после смерти автора Александром Лейфером. А творчеству крупного учёного и писателя Бориса Пантелеймонова, заново открытого омскими краеведами, здесь посвящено несколько статей.
Эта книга наглядно демонстрирует, насколько многогранно литературное творчество наших земляков.
Замечательная документальная повесть Александра Лейфера «Разгадать замысел Бога» повествует о нашем земляке – гениальном учёном мирового уровня, учёном леонардовского типа Александре Горбане. А предельно плотно написанная повесть Натальи Елизаровой «Пепел сгоревшей звезды» – о трагедии Марины Цветаевой и её сына Мура – Георгия Эфрона. Подобно героям «Войны и мира», автор проводит литературного мальчика Мура через народную стихию отечественной войны, чтобы стал своим для неласковой родины...
– Особенно обращаю ваше внимание на талантливую книгу Владимира Чешегорова о жизни прииртышской деревни. Стержневая её тема – «не сломаться в отчаянии», но отыскать символы веры в жизни и характере нынешнего сибиряка. Задача этой книги – показать, что душа деревни жива и сегодня.
Совершенно замечательной Вадим Михайлович называет книгу Натальи Савицкой «Городские задворки: поэзия уходящего».
– Она показала наш любимый или нелюбимый город по-новому. В Омске я родился, здесь мой родной университет, но я никак не мог его полюбить… И только прочтя книгу Натальи Савицкой, я понял свою неправоту – она открыла нам «город, в котором тепло».
Некоторые книги омских авторов давались Вадиму Михайловичу очень непросто.
– Например, очень сложно было постичь, критически осмыслить книгу Виктора Вайнермана «Быть Сидоровым». Это книга об очень сложном, витиеватом развитии внутреннего мира маленького человека, который оказывается способным на то, чтобы стать личностью. Я долго не мог понять роман Всеволода Иванова «Проспект Ильича», который оказался волею судеб в нашем литературном музее в виде машинописного текста. Иванов написал этот роман в 1942 году – в начале войны, когда советские писатели создавали тексты совсем иной интонации. Романист, не знавший ещё о подвиге защитников Брестской крепости, создал военный сюжет-мечту о не сдавшемся немцам, непокорённом советском городе, ставшем для автора символическим воплощением единства армии и народа. Через исследователя творчества Всеволода Иванова, московского профессора Михаила Минокина, этот роман попал в наш литературный музей и пролежал здесь более 50 лет. И наконец был опубликован в журнале «Сибирские огни». Я счёл, что это событие российского масштаба, и долго искал, как о нём сказать.
Разумеется, в книгу вошли материалы не обо всех произведениях, о которых хотел бы написать Вадим Физиков.
– Я не знаю, как писать о мемуарной прозе Леонида Мартынова. Я её очень люблю, но пока не представляю, как к ней подступиться. Есть интереснейшая проза Анатолия Агеенко – он пишет столько, что целой жизни не хватит, чтобы прочесть. Так что отпущенное мне время я буду использовать для дальнейшего изучения превосходных образцов литературы Омского Прииртышья.
И вполне возможно, что в будущем увидит свет ещё одна книга, посвящённая творчеству омских прозаиков.
Автор: Елена Мачульская
Фото: Маргарита Саврушева