Знаковая книга в краеведческом масштабе. В Омске презентовали книгу об Александре Гладышеве

Дата публикации: 29.06.2025

Уникальные исследования проводят омские архивисты, открывая новые имена и события из далекого прошлого нашего региона.

Одним из последних биографических исследований стала жизнь малоизвестного широкому кругу омичей Александра Николаевича Гладышева (1884-1972). Презентация монографии «А. Н. Гладышев и его время: реконструкция биографии сибирского социал-демократа» состоялась в Центре изучения истории гражданской войны. 

Омский историк Максим Стельмах, авторству которого принадлежит реконструкция биографии, называет его «революционером, меньшевиком, библиотекарем, учителем, журналистом, участником кооперативного движения, гласным омской городской думы, одним из лидеров РСДРП в Омске». Подводя черту под столь многочисленные ипостаси Александра Гладышева, исследователь называет его активным сибирским общественно-политическим деятелем первой четверти прошлого столетия. 



Так кто же он, Александр Гладышев, и почему его личность заинтересовала омского историка Максима Стельмаха?

– В своей книге я уделил очень много внимания контексту того времени, в котором жил Александр Гладышев. Мне хотелось показать, какой была эпоха, что происходило в российской империи, Сибири и, в частности, в Омске, – говорит историк-архивист Максим Стельмах. – В книге речь идёт о друзьях и соратниках Гладышева: его племяннике Валериане Куйбышеве, старшем брате – журналисте и поэте, меньшевике Николае Гладышеве, юристе и революционере, большевике Константине Попове, известном советском партийном деятеле Сергее Кирове и дипломате Иване Майском, с которым Гладышев познакомился в Омске в начале 20 века. 

С Куйбышевым, Кировым, Майским пути-дороги Гладышева разошлись по политическим взглядам после того, как бывшие единомышленники стали частью системы, которую с конца 20-х годов стал выстраивать Иосиф Сталин. Но успешную карьеру из этой триады сделал только Иван Михайлович Майский, ставший известным дипломатом, принимавшим участие в Ялтинской конференции лидеров стран антигитлеровской коалиции 1945 года. Сергея Кирова по официальной версии убил психически нездоровый человек 1 декабря 1934 года. Валериан Куйбышев умер годом позже от болезни сердца. Скоропостижная смерть, по мнению историков, спасла его от репрессий 37 года.

Основная часть документов, исследованных омским архивистом Стельмахом, находится в Государственном архиве Томской области. Александр Николаевич Гладышев скончался в Москве в 1972 году. После его ухода из жизни наследники передали сибирским архивистам статьи, черновики, заметки, переписку предка. Что более всего поразило Максима Стельмаха при изучении столь интересного материала, так это записи Гладышева о самом себе, которые исследователь вычленял из информации о  друзьях и соратниках-меньшевиках.

Реконструкцию биографии Александра Гладышева Максим Стельмах сравнивает с большим коробом, в котором лежат коробки поменьше – из них нужно извлечь пазлы и собрать мозаику. Но прежде должна быть причина, чтобы заинтересоваться тем или иным историческим персонажем. В случае с изучением биографии Гладышева триггером стала судьба другого политического деятеля Омска Константина Попова. О его жизни Максим Стельмах написал несколько работ и, собирая очередной материал, обнаружил в историческом архиве Омской области фонд Павла Лукича Трофимова, кандидата наук, в советское время директора одного из педучилищ. В его архиве исследователь нашел переписку с Гладышевым и, погрузившись в новую информацию, открыл для себя Александра Николаевича с неожиданной стороны. Что было известно о нем ранее? Меньшевик, отрицательно относившийся к Октябрьской революции, за что подвергшийся репрессиям.

Что узнал историк Стельмах, изучив фонды Трофимова? Во-первых, то, что Александр Гладышев прожил долгую жизнь и умер в возрасте 88 лет. Во-вторых, живя в Москве, он продолжал собирать информацию о событиях первой четверти 20 века, старался публиковать свои статьи – а сделать это было непросто, так как своим меньшевистским убеждениям он не изменил, даже попав в 30-е годы в Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь.  

Что же сподвигло Александра Николаевича Гладышева выбрать осознанно столь непростой жизненный путь? Та реальность российской жизни в разные годы, которую он  не смог  оставить без внимания. 

Приступая к исследованию жизни Гладышева, Максим Стельмах представления не имел о том, как выглядит визуально тот, чью жизнь он будет изучать. Фотографию удалось обнаружить в фонде Омского историко-краеведческого музея. Снимок был сделан в январе 1911 года в «тюремном замке», как тогда называли нынешний следственный изолятор на улице Орджоникидзе.

– Немало мыслей возникло в голове во время изучения его жизни. Конечно, вольно или невольно приходилось ставить себя на место Александра Николаевича Гладышева, сравнение получалось явно не в мою пользу. Многие его поступки вызывают одобрение, с некоторыми, отдельными аспектами не совсем согласен, например, с так называемым, «революционным оборончеством» после Февральской революции. Но, несмотря на отдельные ошибки, жизненный путь Александра Николаевича вызывает уважение, в особенности в его стремлении бороться с искажениями истории, с казённой идеологией в царское и советское время, – рассказал Максим Стельмах.

Иркутск, Курган, Томск – вот небольшой перечень городов, в которых бывал Гладышев в начале прошлого века. В 1910 году вернулся в Омск и 9 лет прожил в нём. Служил в отделе народного образования, обществе потребителей, городской думе. До октябрьской революции активно занимался легальной и нелегальной подпольной работой. Активно писал в местные газеты под своим именем или под псевдонимом Глан. В апреле 1917 года Александр Гладышев был единогласно избран вице-председателем Омского совета рабочих и военных депутатов.

Говоря об ошибках Гладышева как политика, Максим Стельмах называет факт переоценки временного правительства Керенского, когда Гладышев считал, что эта власть способна решить все социальные проблемы России и обеспечить переход к демократии.  По мнению ученого, Керенский и его окружение ничего не сделали для того, чтобы вывести страну из Первой мировой войны, постоянно откладывали социальные и рабочие реформы, иногда саботируя их. 

В Омске времен Колчака Гладышев показал себя как противник двойных стандартов: если при красных он открыто критиковал их террор, то при белых – колчаковские спецслужбы. Судя по всему, Александр Николаевич был столь влиятельной фигурой в гордуме, что высокий статус помог ему избежать серьезных наказаний. А ведь за подобные речи тогда расстреливали.

В 1934 году Гладышев при помощи своего племянника Валериана Куйбышева, ставшего соратником Сталина, переехал в Москву и примерил на себя образ советского служащего. Через три года был арестован, выслан за сотый километр и в Москву вернулся только в 1954-ом.  Получил реабилитацию, пенсию и стал позиционировать себя как историк. Писал о своих соратниках-меньшевиках, иногда печатался в прессе, но это случалось все реже и реже, так как мнение убежденного меньшевика шло вразрез с линией коммунистической партии.

Говоря о книге Максима Стельмаха «А. Н. Гладышев и его время: реконструкция биографии сибирского социал-демократа», доктор исторических наук профессор Анатолий Штырбул отмечает, что «книга является знаковой в краеведческом масштабе», когда через биографию одного человека показаны все эпохальные моменты  всей страны и отдельного города в частности. 

Монография о Гладышеве – это интересный рассказ из серии исследований о знаковых, но малоизвестных фигурах истории Омска и Сибири. До сих пор ждут своего часа книги об активных участниках революционного движения и Гражданской войны Залмане Лобкове, Александре Дианове, Андрее Звездове, чьи имена известны омичам более всего по названиям улиц.



Автор: Маргарита Зиангирова

Фото из архива Максима Стельмаха

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.