Совсем не конкистадоры: какой получилась новая книга о покорителях Сибири

Дата публикации: 23.05.2024

В омской Пушкинской библиотеке на днях прошла встреча читателей с автором – учёным из Новосибирска Иваном Каменецким, издавшим солидную монографию о покорении Сибири. Называется она «Служилые люди Сибири XVI – начала XVIII веков» и рассказывает об эпохе, предшествовавшей движению русских в сибирские степи и, в частности, основанию Омска. Тем не менее с городом на Иртыше книга, конечно, тесно связана. Во-первых, Омск основали отцы и деды её героев, а во-вторых, автор монографии – отчасти омич. В-третьих, вышла в свет книга благодаря омскому предпринимателю и меценату Святославу Капустину.

Каменецкий родился в Называевске, долго работал в Омске (в торгово-экономическом университете и в сибирском филиале института культурологии) и только будучи зрелым человеком перебрался в Новосибирск, где стал старшим научным сотрудником Института истории Сибирского отделения РАН. Он долго занимался историей предпринимательства, а параллельно – историей освоения Сибири и культурой русского населения этого громадного региона.

Результатом многолетней работы стал огромный фолиант «Служилые люди Сибири» – справочник, предназначенный для специалистов и продвинутых любителей. После его издания Каменецкий решил обработать собранный материал иначе, на том же научном уровне, но в более популярном стиле, для нужд массового читателя. Так появилась новая книга, изданная общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» в серии «Библиотека альманаха “Тобольск и вся Сибирь”» при поддержке омского предпринимателя.

Автор книги поставил перед собой амбициозную цель: дать в одной монографии портрет целого набора общественных групп, которые, находясь на жаловании у русского царя, освоили Сибирь, сделав её «азиатской Россией». Это были казаки, стрельцы, пушкари, дети боярские – профессиональные воины, которым приходилось преодолевать громадные расстояния по тайге и по тундре, превозмогать всевозможные тяготы (суровые морозы, гнус, болезни), сражаться с местными племенами, вести сложные переговоры и торговлю.

Цена вопроса была крайне высока: в иные годы на поступления от ясака (сибирской дани, которая выплачивалась мехами) приходилось 40% всего бюджета Русского царства. Ради «мягкого золота» служилые люди всего за 40 лет прошли всю Сибирь, от Иртыша до Тихого океана, строя остроги и подводя местные племена «под высокую царскую руку». Каменецкий уверен: масштаб заслуг первопроходцев не осознан должным образом до сих пор. В конце прошлого века, когда устоявшуюся картину мира подвергали сомнению с разных сторон, в покорителях Сибири видели «конкистадоров», «разбойников», «маргиналов», но Каменецкий уверен, что определяющая черта в их деятельности – неизменная преданность интересам государства.

Учёному пришлось, по его словам, основательно поработать в архивах Москвы, Петербурга, Тобольска и Томска, разбирая скоропись XVII века. Наградой за это стало множество интересных историй, которые сейчас впервые находят своего читателя. На страницах книги появляется, например, Черкас Александров – друг Ермака, казачий атаман, в 1583 году принёсший Ивану Грозному весть о завоевании Сибирского царства, позже разбивший в сражении «кучумовича» Алея и написавший первый исторический труд о русской Сибири, «Сибирское взятие».

Ещё один герой книги – сын Черкаса, которого называли Дмитрием Черкасовым. Во время пути из Оби в «златокипящую Мангазею», стоявшую на реке Таз, его корабль потерпел крушение, Черкасов возглавил беспримерный пеший переход, продолжавшийся 5 месяцев, и добрался-таки до места.

Каменецкому явно очень симпатичны самозваный посол в Китай Милованов, имевший наглость предложить императору принять русское подданство, первый сибирский картограф Курбат Иванов, исследовавший Байкал, потом ставший держателем царского кабака и уличённый в растрате шести вёдер вина, посол в Монголию Яков Тухачевский, первым придумавший объявлять туземных правителей царскими братьями, а не холопами. В этой веренице положительных персонажей нашлось место и для Афанасия Бейтона, оборонявшего Албазин от китайцев и в самый драматический момент отказавшегося принять врачебную помощь для раненых, но выславшего врагу в благодарность пудовый пирог – подарок от голодающего гарнизона.

Тема освоения Сибири вряд ли исчерпана «Служилыми людьми» Каменецкого. Вряд ли её вообще можно исчерпать: слишком она широка, слишком много «белых пятен» и таких проблем, по которым всегда будут разные мнения с могущими появиться новыми аргументами. Тем ценнее появление столь мощного, красочного и хорошо продуманного нарратива, рисующего яркую и убедительную картину. Пополнить этой книгой личную библиотеку вряд ли удастся (тираж разошёлся по общественным собраниям), но вот в библиотеках муниципальных «Служилые люди» то ли уже есть, то ли появятся в ближайшее время. Поэтому любителям сибирской истории будет что почитать.

Кстати, сейчас Каменецкий работает над новым фундаментальным трудом по истории Сибири. Детали во время встречи раскрыты не были, так что нужно просто подождать. В конце концов, неинтересных тем не бывает – бывают только плохие историки. Автор «Служилых людей» определённо не из их числа.


Автор: Николай Дубровский

Фото: Александр Румянцев

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.