Дата публикации: 19.06.2024
Яркие эмоции, выразительные цвета, полет фантазии – с одной стороны, строгое следование канону и вековым православным традициям – с другой. Как совместить это в творчестве? Для потомственной художницы Анастасии Кичигиной нет ничего невозможного. Много лет профессионально занимаясь живописью, она взялась и за иконописное искусство, а также начала осваивать принципы реставрации. Накопленным опытом Анастасия Георгиевна делится со студентами, будучи преподавателем двух учебных заведений. О том, как ей это удаётся, – в материале «Трамплина».
В мастерской, где сейчас работает Анастасия Кичигина, когда-то творили выдающиеся художники Омска – Кондратий Белов, Борис Николаев, Пётр Мухин, Георгий Катилло-Ратмиров... И, быть может, величие коллег-предшественников задаёт для нынешней хозяйки помещения высокую творческую планку, становится своеобразным стимулом.
Сияет благодать
«Ты же девушка, так и рисуй букеты!» – такое стереотипное мнение слышала порой в свой адрес Анастасия Кичигина. Но художницу интересовали не цветы, а люди. «Правда, позировать никто не соглашается – всем некогда. Но я всё равно их рисую – по памяти, по воображению, представлению», – делится она.
По словам Анастасии, своё стремление к изображению людей она воплотила во множестве живописных рисунков Пьеро, увидеть которые можно было на самых разных экспозициях. Однако в какой-то момент, как признаётся художница, захотелось показать, что ей удаются не только Пьеро, но и многое другое. И тогда родился «Пересвет», засияла «Благодать». Об этих масштабных полотнах Анастасия Георгиевна рассказывает интересные факты:
«На картине “Благодать” представлен Абалакский мужской монастырь, что под Тобольском. Со студентами ОмГТУ, изучающими дизайн, ездили туда на художественную практику три раза и всегда встречали монаха Сергия, который изображён в этой работе. Запечатлён он в тот момент, когда вышел из келейного помещения на площадь перед собором. Подул приятный ветерок, и он воскликнул: “Хорошо-то как!” Это такой светлый человек! Как для своих добрых знакомых, монах Сергий провёл для нас экскурсию по Храму преподобной Марии Египетской.
Пересвет – знаменитый схимонах, победивший Челубея в Куликовский битве. На моей картине он показан в момент возвращения с этого поединка. Пересвет понимает, что умирает, но свою задачу он выполнил – послужил силам добра».
Способ медитации
Картины «Пересвет» и «Благодать» открывают в творчестве Анастасии Кичигиной духовную тему. Первое соприкосновение художницы со святыми образами произошло в её студенческие годы.
«Когда училась в ОмГПУ, меня попросили написать иконы для иконостаса небольшого храма в городе Калачинске. Получила благословение и принялась за работу. Когда иконы были готовы, их освятили. Несмотря на то, что это был мой первый опыт и иконы я писала на холсте, а не на досках, как положено, они давно стали намоленными. Для меня этот труд был очень интересен и полезен, он успокаивает, это своеобразный способ медитации», – вспоминает героиня.
Любовь к иконописи в творчестве Анастасии Георгиевны нашла своё продолжение. Художница неоднократно обращалась к этому направлению в искусстве, а сегодня уже и сама участвует в подготовке иконописцев.
«Третий год преподаю в Омской духовной семинарии, работать здесь очень нравится. Студентов обучаю рисунку и живописи, а сама вместе с ними учусь реставрации», – замечает она.
Рецепт реставрации
«Умываешь икону, а там – красота!», – так образно описывает процесс реставрации Анастасия Георгиевна. Сейчас в её работе сразу несколько икон, которые необходимо восстановить, в том числе настоящая реликвия – старинная икона ХVIII столетия – «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».
Нашатырь, скипидар, вода, масло – ингредиенты, необходимые для реставрации. Их смесь, по признанию художницы, даёт потрясающий эффект – позволяет очень легко снять верхний слой, покрытие иконы.
«Главное в этом деле соблюдать технологию и пропорции в смеси. Из-за чрезмерного энтузиазма можно полностью смыть образ до голой доски. Иной раз хватает и слабого мыльного раствора, чтобы цвет иконы снова проявился. На реставрацию часто приносят полностью смытые иконы. И всё потому, что о способах очистки их владельцы где-то прочитали, а о пропорциях и технологиях не в курсе. И потом всё это необходимо восстанавливать», – раскрывает секреты Анастасия Кичигина.
«Бывает, что один образ нарисован поверх другого. Например, под новоделом есть второй слой древних надписей, – продолжает она. – Сейчас я реставрирую икону Богородицы, и в процессе работы обнаружилось, что под изображёнными складками одежды оказалась скрыта ножка младенца Христа».
Анастасия Георгиевна не скрывает: заниматься одновременно творчеством и иконописью довольно сложно, колоссального времени требует реставрация. Но настроена художница исключительно позитивно. «После поездок со студентами в Тобольск накопилось много сюжетов про Абалак, которые хотелось бы воплотить. Бог даст, всё успею!» – рассуждает она.
В этом, пожалуй, и состоит один из секретов успеха Анастасии Кичигиной.
Автор: Анастасия Иголкина
Фото: Александр Румянцев