Портал в прошлое в парке Победы

Дата публикации: 25.06.2024

В эти выходные в парке Победы омичи заметили ристалище, шатры и людей в старинной одежде. Нет, это ещё не «Щит Сибири» – это детский лагерь живой истории «Один день в прошлом». Но они связаны.

Как именно – «Трамплин» узнал у руководителя лагеря Антона Панькина. Рассказываем, как одни подростки помогали другим погрузиться в мир Средневековья, о важной миссии лагеря и раскрываем небольшой секрет о грядущем «Щите Сибири».

«Один день в прошлом» – это полевой лагерь живой истории. Его участники прошли несколько станций, на которых научились плести кольчугу, стрелять из лука, фехтовать на мечах, ткать, лепить из глины, а также поиграли в старинные настолки. Организатор лагеря, член клуба исторической реконструкции «Северный ветер» Антон Панькин убеждён, что интерактивность – это лучший способ понять такой сложный предмет, как история:

– Школьников трудно заинтересовать, трудно удерживать их внимание на повествовании. А вот если к истории добавить реконструкцию, то проблема будет изящно решена.

Он не ошибся: на мероприятие зарегистрировались 180 человек – максимально возможное число! Большинство дошли до парка, невзирая ни на субботний ливень, ни на воскресную жару. Участники приходили целыми семьями, и родители тоже нашли себе занятия: поддерживали, подсказывали или задавали вопросы мастерам площадок.

К слову, бóльшая часть мастеров – подростки. Лагерь живой истории стал для них своеобразным экзаменом, завершившим обучение в «Школе юного реконструктора». Первым его этапом были уроки живой истории, которые опытные реконструкторы проводили в омских школах, вторым – квест, требующий знаний теории.

Кстати, участников лагеря встречали… римские воины! Члены клуба Pax Romana пришли поддержать друзей – и тем самым расширили для пришедших границы путешествия во времени (о том, как в Омске вообще появились древние римляне, «Трамплину» рассказывал руководитель клуба).

Мы спросили Антона, по какому принципу организованы интерактивные площадки.

– Мы не гнались за новизной площадок. Наша задача – научить молодёжь работать на них. Выбирали то, что умеем сами: стрельбу из лука, керамику, ткачество… Вот чего стало много – так это настолок! Сейчас мы предлагали сыграть в три игры раннего Средневековья. Ещё появилась площадка по сборке кольчуги. К ней мы думали добавить и клёпку, но для ребят это пока сложновато.

– Нужно больше силы?

– Нет, нужно подготовить все слагаемые, и сделать это качественно. Гвозди, кольца – чтоб всё подходило по размеру, – инструменты… Ещё мы думали в этом году поэкспериментировать с ковкой – у нас и мехи есть! – но отказались по той же причине.

– Я думаю, даже без этого пришедшие в лагерь дети узнали много нового. А чему тебя, как опытного педагога, научили молодые мастера?

– В первую очередь – общаться с ними. Я всю жизнь работаю с детьми и не перестаю учиться общаться с ними, ведь информацию до них нужно доносить без давления. Когда надо – успокоить, когда надо – помочь собраться. Этой ночью, например, было тяжко, мы почти не спали: дети расположились в юрте и забыли закрыть верхнее «окно».

– И были искусаны комарами?

– Да! Кто-то так и не смог уснуть, кто-то уснул только под утро... Но при том что мы мало спали, у нас полно сил! Я чувствую, что в хорошей форме, чтобы рассказывать пришедшим об истории, вести процесс. Удивительно, но я не устал – это заряд от мероприятий, проводимых на природе!

 

Предъюбилейный «Щит Сибири»

Подростки, проводившие занятия на площадках лагеря, будут задействованы и на «Щите Сибири». Интересно, что масштабный фестиваль, ставший одной из визитных карточек Омска, Антон Панькин считает для юных реконструкторов событием, где они будут работать в более размеренном и спокойном режиме.

– Этот лагерь – репетиция «Щита Сибири». Там будут такие же площадки, поэтому ребята уже сейчас пробуют себя, учатся общаться с людьми на локациях. Проводят они тут по шесть часов! А на «Щите» всё будет размереннее, можно будет сменяться.

Сам Антон уже позволил себе расслабиться: обычно на мероприятиях омичи видят его при полном параде, в кожаной обуви и нескольких слоях шерстяной одежды, но формат лагеря позволил отойти от традиции.

Возможность развить коммуникативные навыки – важный и приятный бонус лагеря. Умение договариваться, решать вопросы на вверенной тебе площадке и проявлять инициативу – то, что сегодня нужно каждому. Но получить эти навыки даже в нашу цифровую эпоху по-прежнему можно только в живом общении.

Не могли мы не обсудить и предстоящий «Щит Сибири», который в августе состоится уже в девятнадцатый раз.

Антон поделился, что в этом году фестиваль будет более камерным, поскольку будет проводиться своими силами, без грантовой поддержки. Ну как камерным: на нём по-прежнему будет множество реконструкторов, представляющих разные эпохи – от Древнего Рима и раннего Средневековья до позднего Средневековья и времени покорения Сибири. Речь больше о том, что меньший масштаб позволит организаторам немного сбавить темп и выйти из роли только организаторов.

– Последние два-три года я не вижу фестиваля, смеётся Антон. Я бегаю туда-сюда, нигде не задерживаясь. А мне тоже хочется сесть и погрузиться во что-то, заняться реконструкцией!

Говоря об итогах работы лагеря, Антон ещё раз напомнил о его цели:

– Формат новый, но именно с его помощью мы создаём субстрат – питательную среду для развития в Омске реконструкции именно в молодёжной среде. Мы ждём того, что люди, ставшие сегодня участниками лагеря, завтра придут в реконструкторские клубы Омска. Или не завтра: они могут приходить раз за разом как гости мероприятий, пока не созреют непосредственно к деятельности.

Наблюдая за подростками и младшими школьниками, наполнившими площадки несмотря на жаркий день, можно не сомневаться: обязательно придут!


Автор: Анна Подоляк

Фото: Александр Румянцев


Ранее «Трамплин» расспрашивал Антона Панькина:

о том, что такое реконструкция

о путешествиях и мировоззрении

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.