«Никакого волшебства нет». Омская художница раскрыла секрет реалистичности своих портретов

Дата публикации: 8.09.2024

Не душа компании и не аутсайдер. Не отличница, но и не двоечница. С детства Лада Полехина считала себя «середнячком». Лучших друзей не было. Девушка признаётся: в них особо не нуждалась. Прогулкам в компании предпочитала книги дома.

«Я была, скорее, ленивая. Понимать – понимала, но прикладывать усилия как-то особо не видела причин. Во многом сыграло отношение некоторых учителей.

Например, учитель алгебры и геометрии, по совместительству классный руководитель, меня за что-то не любила и грозилась выпустить из школы со справкой. Математику я понимала, но из-за несправедливого отношения не любила и не старалась её познать».

Зато книги девушка читала с жадностью и взахлёб. Выбирала нетипичные для юной школьницы произведения. Обожала произведения Айзека Азимова, Рэя Брэдбери, братьев Стругацких.

«Фантастика была моим любимым жанром литературы. Фантастические миры, далёкие планеты, крутые приключения. Ну и, конечно, музыка. Пока все слушали “Иванушек International”, я слушала Queen. Именно из-за этой группы я и начала рисовать».

Любовь к рисованию проявилась в детстве. Изо, естественно, любимый предмет. По нему в дневнике всегда были твердые пятёрки.

«Яркая, но грустная история была, когда дали задание нарисовать персонажа сказки. Я старалась, корпела, придумывала, нарисовала несколько неудачных, добилась нужной, а все остальные пришли со срисовками с книжных иллюстраций – и выполненных старшими. Было обидно».

Лада мечтала поступить в художественную школу. Однако родители были категорически против.

«Мама и папа не видели во мне таланта и предпочитали, чтобы я занималась спортом. Считали, что рисование это баловство и глупость.

И делать это увлечение профессией – это неправильно. Что нужно сначала получить какую-то “правильную и нужную профессию”, а уж потом заниматься “фигнёй”».

Девочка покорно старалась делать то, что требовали родители. Сначала пошла заниматься в секцию дзюдо. Очень быстро поняла, что это занятие ей крайне не нравится, начала сбегать с тренировок. Потом большой теннис. Здесь выбор девочки совпал с одобрением родителей. Лада занималась с удовольствием. Однако мысли о живописи не покидали.

 

«Рисованию меня никто не обучал. Поскольку родители считали, что рисование это баловство, то и не отдавали меня ни в какие изошколы и, конечно, никого рисующего в семье не было.

Основы живописи я начала изучать сама за три месяца до поступления в институт».

Лада поступила в ОмГПУ на факультет искусств. Прошла только на вечернее отделение. На дневное для бюджета не хватило баллов.

«Худшколы-то не было, поэтому на фоне остальных, у кого за плечами было умение строить крынки, я, конечно, была слабеньким абитуриентом.

Поступила на платное. Училась и работала. Учиться, конечно, нравилось, до сих пор помню – деревянные полы худграфа, творческие люди, запах скипидара, тяжёлые замызганные мольберты».

Преподавателей на вечернем отделении было не так много и они постоянно менялись. Девушке пришлось познавать мир живописи самой – по крупицам.

«Я не считаю себя профессиональным художником. Я любитель. Профессиональный художник тот, у кого это именно профессия. Для меня это хобби, отдушина, любимое занятие.

Плотно рисовать я начала в 1998 году. Просто слушала любимую группу Queen и захотелось нарисовать портреты любимых исполнителей».

После вуза Лада стала дизайнером в полиграфии, где и продолжает работать до сих пор. Сейчас она – специалист по допечатной подготовке. Рисование стало любимым хобби и неотъемлемой частью жизни.

«Обучение я не продолжала, не было необходимости, да и возможности. Точнее, в учебных заведениях не продолжила обучаться. А обучаться  и самосовершенствоваться самостоятельно я продолжила».

 

Портреты, которые оживают…

Лада выбрала для себя реализм. Среди работ в основном портреты. Работы завораживают – лица на полотнах будто живые. Среди героев – множество известных людей. Кристофер Хивью – исполнитель роли Тормунда в сериале «Игра престолов», Серж Танкян – лидер группы System of a Down, Анджелина Джоли – каждого автор написала с обычной фотографии.

«Почему работаю с фото? По той же причине, почему люди вообще пользуются современными технологиями. Это удобно, это экономит время, я работаю тогда, когда мне удобно и как удобно.

Если раньше модели приходилось часами сидеть и позировать, то сейчас достаточно фотографии. Человеку не нужно тратить своё время на то, чтобы сидеть, художнику не нужно тратить силы на то, чтобы выполнить работу здесь и сейчас, пока не ушёл свет».

Интересно, что известные герои порой сами находят омского автора. Мировые звёзды связываются с Ладой и просят разрешение на публикацию её работы.

«Например, Серж Танкян, лидер группы System of a Down, где-то нашёл мой рисунок и запостил у себя. Безумно приятно. Или один из моих любимых исполнителей, Люк Арбогаст, писал лично с благодарностью. Актёр Зан Маккларнон писал с просьбой разрешить разместить у себя мой рисунок. Мой рисунок висит на странице у Кристофера Хивью, исполнителя роли Тормунда в сериале “Игра престолов”. Это очень приятно и здорово, когда звёзды, которых знает весь мир, замечают твой труд».

Одни восторгаются, другие пытаются найти подвох в работах омского мастера-самоучки. Сомневаются в том, что эти работы действительно написаны обычным чёрным карандашом. Якобы невозможно добиться такой плотности цвета и отсутствия цвета. Рада успешно парирует – публикует в сети видеодоказательства, раскрывает тонкости своей работы. Однако критики меньше не становится.

«Человек в своём объяснении стремится пойти по простому пути. Таких людей я называю “немоглики”. Позиция: “Если не могу я, не могут и другие”. Многим людям очень сложно принять тот факт, что у них не хватает знаний, умений, навыков, чтобы что-то выполнять, поэтому они ищут подвох.

Гораздо проще сказать, что кто-то шельмует, нежели признаться себе самому в собственном неумении. Как говорилось в одном фильме: “Легко тому, кто знает как”. Поэтому добиться того или иного эффекта просто, если знать, что делать, я на это потратила много лет, а такие люди хотят всё и сразу. А так не получится».

Девушка пишет картины уже около 26 лет. Все эти годы она методом проб и ошибок подбирала технику, училась работать с материалами.

«Как ложится штрих, как растушёвка, как работать стирательной резинкой. Это всё навык, время, упорство, усидчивость, любовь к тому, чем занимаешься».

Среди работ автора много портретов в цвете. Кстати, работать цветным карандашом гораздо сложнее, чем чёрным, уверяет автор.

«Что такое графика? Это свет-тень. В графите проще исправить недочёты, он стирается, проще растушёвывается. Графит вообще легче ложится на бумагу, им проще оперировать.

В цветных карандашах права на ошибку нет. А если ошибся, то исправить намного сложнее. При работе с цветными карандашами нужно правильно применить цвет, рефлексы, тон. Простых карандашей я использую 3–5 штук в зависимости от портрета, а цветных намного больше».

Графит, акварель, масло, цветные карандаши, пастель – автор работает с различными материалами.

 

Красоты Алтая

Среди работ есть и фактурные пейзажи. Много алтайских. Это одно из любимых мест художницы. На Алтае Лада была уже 19 раз. Ходила в пешие походы, участвовала в конных турах, покоряла вершины гор, погружалась в пещеры.

«Большая часть моих пейзажных работ – это места Алтая, где я побывала. Одна из любимых картин это “Многоликая Уч-Сумер. Равновесие утра”. Вид на Белуху с берега Ак-Кема.

Утро, сентябрь. Увидеть главную вершину Алтая было моей мечтой. Помню, как, пройдя много километров, мы вечером пришли на место, и небо было затянуто низкими серыми тучами, Белухи не было видно.

А утром, когда я вылезла из палатки, я увидела, пожалуй, самое красивое в своей жизни – белую, освещённую восходящим солнцем до слёз в глазах, Уч-Сумер на фоне невозможно чистого голубого неба и её отражение в совершенно ровной глади озера Ак-Кем. Этот вид навсегда врезался в память».

Вернувшись домой, Лада решила воплотить увиденное на холсте. Начала писать и остановилась на девять лет. Будто почувствовала, что пока не хватает навыка, чтобы передать всё великолепие этого места.

«В один прекрасный день я взялась её дописывать. Справилась меньше чем за неделю, и теперь это одна из самых моих любимых работ, украшает мою спальню».

 

«Мне этого достаточно»

Тем  не менее портрет остаётся основным жанром в работе мастера. Заказы поступают довольно часто. Люди просят изобразить себя, родных и близких людей, а иногда своего кумира.

«Можно сказать, что портреты возвращаются и довольно популярны. Все люди разные. Транслирую, наверное, разнообразие характеров, разнообразие эмоций.

Портреты – самое сложное в рисовании. Мне нравится вырисовывать волоски, рисовать глаза, сложно объяснить. Кто-то любит рисовать пейзажи. А я вот портреты. Просто нравится, и всё. Нравится, как из белого листа получается полноценный живой образ».

Своей мастерской у автора нет. Лада творит дома. И ей этого достаточно, чтобы наслаждаться любимым делом. Несмотря ни на что и вопреки всему.

«Когда никто вокруг не верил, я работала и стремилась. Добилась определённых успехов практически с нуля, без ощутимой помощи и поддержки.

Мне достаточно того, что у меня есть любимое дело всей моей жизни. Я счастлива, что могу им заниматься и у меня хорошо получается. Я рада, что есть люди, которым нравятся мои работы. Мне этого достаточно».


Автор: Ксения Тоичкина

Фото: личный архив Лады Полехиной

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.