Круть, просто «Круть». Чего ждать от нового романа Виктора Пелевина

Дата публикации: 26.09.2024

Есть один признак, по которому можно уверенно судить: на дворе действительно осень. Золотая, с дождями, меланхолией и лаской плюшевого пледа. Этот признак – известие о том, что в набор сдана очередная книга живого русского классика, обитающего то ли в Чертанове, то ли на тайском острове Самуй, то ли в астрале (ну да, появлялись и такие данные). Виктор Пелевин прежде выдавал по роману в каждом сентябре, но теперь сроки немного сдвинулись. 3 октября, вечером в 24 минуты девятого (это складывается в 20:24) 21-я книга поступит в продажу. Называется она без видимых изысков – «Круть».

Пожалуй, это наименее притязательное название за долгие годы. Судите сами: в прошлый раз было «Путешествие в Элевсин» (автор имел в виду место таинств в античной Аттике), два года назад – «KGBT+», в 2021-м – «Transhumanism Inc.», в 2020-м – «Непобедимое Солнце» (бог римских легионеров) и так далее, и тому подобное. Теперь у нас просто «Круть» – одобрительное жаргонное словечко, которое, кажется, осталось где-то в предыдущем десятилетии. Или нет? Самуйский мэтр обычно пишет только об актуальном, даже если оно с античным душком.

Итак, осталась неделя. Коротать ожидание можно, перечитывая аннотацию от «Эксмо».

«Идёт третий век Зелёной Эры, – сообщают нам издатели. – Имплант-коррекция “Открытого Мозга” превратила женщин в доминантный гендер, и в уголовной иерархии изменился баланс сил. На её вершину поднялся фем-блатняк – безжалостные куры-заточницы. Противостоять им не может никто из биологических мужчин, но есть нюанс.

Маркус Зоргенфрей – лучший баночный оперативник TRANSHUMANISM INC. Задания, которые поручает ему адмирал-епископ Ломас, настолько чувствительны, что после них ему стирают память. Он не стал бы вникать в арестантские разборки, если бы не страшная опасность, нависшая над планетой…».

Ну а завершает это набор вопросов, ответы на которые мы не знаем – потому что книгу пока не прочли. Там фигурируют могила Париса, демон Ахилла, «ментор» кур-заточниц Варвара Цугундер и сибирская ветроколония, в которой зло нашло своё очередное воплощение. Неудивительно, что при таком раскладе «Круть» оказывается «остросюжетным триллером-детективом».

Насчёт Париса и Ахилла, героев Троянской войны из гомеровской «Илиады», кое-что понятно. На могиле первого покончила с собой его жена Энона, сначала отказавшаяся спасать мужа, а потом ставшая жертвой угрызений совести. На могиле второго принесли в жертву троянку Поликсену, потому что того потребовал дух Ахилла (его «демон», если угодно). Получается, в обоих случаях женщины гибли ради мужчин, и «фем-блатняк», упомянутый в аннотации, это радовать никак не могло. Возможно, для «кур-заточниц» эти истории – яркий пример доминирования мужчин, с которым они смогли, наконец, покончить? Ну или всё куда более затейливо – в соответствии с пелевинской манерой.

Варвара Цугундер уже упоминалась в предыдущих романах мэтра. На обложке книги «Transhumanism Inc.» был приписываемый ей отзыв, а в тексте «Путешествия в Элевсин» Цугундер оказывается в списке главных русских писателей (наряду с Толстым, Достоевским и Солженицыным), которые прославляли вечное кровопролитие во имя будущего рая. «Вся русская литература об этом», – говорил один персонаж другому. Вот и Цугундер не стала исключением.

Не впервые появляется у Пелевина и Маркус Зоргенфрей, корпоративный следователь службы безопасности Transhumanism Inc. Судя по этому имени и по названию корпорации, действие «Крути» происходит в той же реальности, что и действие трёх предыдущих романов Пелевина: на Земле началась «Зелёная эра», сменившая «карбоновую», машины ушли в прошлое, но зато всю работу делают биороботы. А ещё появилась технология, позволившая человеческому мозгу жить после смерти тела и основательно изменившая реальность.

Получается, Зоргенфрею («Свободному от забот») придётся распутывать очередное непростое дело. В прошлый раз ему пришлось внедриться в симуляцию Древнего Рима, чтобы понять, представляет ли собой угрозу местный император Порфирий Петрович, а в «Крути» должен появиться некто Порфирий Секунд, то есть Порфирий Второй. Возможно, это сын первого; а может быть, писатель и издатель, публикуя набор хештегов к ещё не вышедшему роману, просто водят читателя за нос, чтобы до 3 октября ему было чем заняться.

Итог такой: в «Крути» речь пойдёт (наверное) о феминизме, экологии, трансгуманизме и, может быть, даже о том, можно ли построить рай на слезинке одного ребёнка. Всё это будет с отсылками к классике и к предыдущим книгам самого Пелевина. Всё это будет, как обычно, тонко, остроумно и неожиданно. Поклонники писателя наверняка будут довольны. Литературоведам будет в чём покопаться, извлекая на свет божий глубинные смыслы, а те, кто разочарован в творчестве мэтра астрально-самуйского периода, укрепятся в своём разочаровании и отправятся в очередной раз перечитывать «Чапаева и Пустоту».

Или, например, рассказ «Ника». Знаете такой? Главный герой на протяжении страниц 20-ти пытается понять одну особу женского пола, а она такая загадочная, такая… Тем, кто ещё не читал, эти 20 страниц вполне могут заменить 20 романов. Только, чур, читайте до конца: иначе ничего не поймёте.


Автор: Николай Дубровский

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.