В литературном музее состоялась творческая встреча с омским поэтом Олегом Клишиным  

Дата публикации: 22.01.2025

Встреча юбилейная – в январе Олег Николаевич отметил своё 65-летие. Он родился в Омске, окончил Сибирский автомобильно-дорожный институт по специальности «Инженер-механик». В студенческие годы участвовал в строительстве знаменитой Байкало-Амурской магистрали. Работал мастером, инженером пожарной техники и противопожарной автоматики, служил пожарным. Более 20 лет он был начальником пожарной части исправительной колонии № 3 УФСИН России по Омской области. В общем, типичный технарь, который и не предполагал, что станет членом Союза Писателей России, что семь лет будет редактором литературно-художественного журнала «Литературный Омск». Литературы в его судьбе ничто не предвещало.



Однако она ворвалась в его жизнь и буквально поставила перед фактом. Писать стихи Олег Клишин начал с середины 1990-х годов. Впервые его произведения были опубликованы в 1995 году в журнале «Земля сибирская, дальневосточная». А в 1997 году 37-летний Олег Клишин стал участником семинара молодых литераторов.

«В учреждение, где я тогда работал, пришёл на творческую встречу поэт Владимир Балачан. После я к нему подошёл и показал свою тетрадку со стихами. Он предложил мне прийти к нему, он тогда работал литературным консультантом. Я пришёл, вручил ему свою тетрадку, мы пообщались. А потом он предложил порекомендовать меня на семинар молодых писателей. Так я стал участником семинара, где мои опусы разбирали по косточкам, за что я очень благодарен. А Владимир Баланчан с тех пор считал меня своим поэтическим крестником», – рассказал Олег Клишин.

За эти годы вышло несколько сборников его стихотворений: «Выход», «Круговая порука», «Вычитаемый век», «Набросок», «Променад». Все они рассчитаны на внимательное чтение, лаконичные и удивительно глубокие. Но сразу узнаваемые стихи раскрываются не сразу.

«Я не думаю, что я автор, особо востребованный в читательском плане. Скорее всего, число моих читателей немногим больше тех людей, которых я знаю в лицо. По этому поводу я комплексов не испытываю, потому что считаю, что если находятся люди, которым мои стихи что-то дают, это уже не напрасно. Чем ближе становилась эта творческая встреча, тем сильнее я чувствовал, что для меня это событие более значимое, чем юбилей. Дни рождения каждый год бывают, а встречи с читателями в таком форматенечасто. У Георгия Иванова есть такая стихотворная строка: Друг друга отражают зеркала, взаимно искажая отраженья”. Я бы взял на себя смелость сказатьне искажая, а взаимно дополняя отраженья. Также и с людьми получаетсявсе мы друг друга отражаем в себе. Сегодня в этом зале собрались люди, с которыми я встречаюсь в жизни постоянно: мои родные и близкие, коллеги по писательскому цеху, коллеги по службе. Сегодня работники музея подарили мне собрание самого себя. А ещё они неожиданно пригласили учащихся моей родной школы № 112. Эти ребята каждый день проходят через тот порог, через который я 10 лет проходил. Заходишь в фойе и там написано 1961то есть, эта школа всего лишь на год младше меня…», – отметил Олег Клишин.

Неудивительно, что творческую встречу юбиляр начал со стихотворения о школе.

«Стихов о школе у меня немного. Потому что когда я пришёл к такому занятию как стихописание, мои институтские и школьные годы были давно позади. И если я обращался к школьной теме, то это, конечно, была ретроспектива. Когда я узнал, что ребята из моей школы будут присутствовать на этой встрече, я нашёл стихотворение, которое  имеет непосредственное отношение к началу школьных летправда, уже не моих, а моих детей», – поделился автор.

Пионы, астры, гладиолус,
в махровой «шапке» георгин.
Сентябрь. День первый. Перед школой
серьёзность глаз, затылков, спин,
цветенье белых бантов, речи
напутственные. Знаний груз
ремнями ранца тянет плечи.
Каким он будет – ваш союз?

Вручаются цветы. И лица
учителей светлеют. Класс
за классом строгой вереницей
под своды храма… В добрый час!
А мамы, бабушки, украдкой
вздыхая, долго смотрят вслед.
И в юных душах, как в тетрадках,
помарок нет.

«Обычно к поэзии люди обращаются в подростковом возрастев пору первой влюблённости пытаются выразить свои чувства. Меня этот период благополучно миновалк стихам я пришёл довольно поздно, когда уже определился и с семейным положением, и с профессиональным  статусом. Так что темы у меня были другие: семья, дети… как бы банально это ни звучало. Первая моя публикация была в 1995 году. Так что в этом году юбилей моего вхождения в печатное пространство», – поделился Олег Клишин.

Всё оттуда – из детства вестимо -
это звук, этот призрачный свет,
войско верное из пластилина,
трёхколёсная чудо-машина
под названием велосипед.

«Постепенно я стал замечать, что у меня определились какие-то циклы, темы, которые повторяются из года в год. Конечно, возникают дополнения, нюансы, новые штрихи. Это своего рода, если говорить высоким слогом, какие-то вечные вопросы, которые ты пытаешься разрешить в своих стихах. Есть цикл, который я для себя обозначил – “Атлантида”. Это те реалии, та жизнь, которую прожило наше поколение. Эти реалии уже ушли и здесь присутствующей молодёжи неизвестны».

Звенит вездесущая песнь комара
Расплавленной медью сочится кора
Реликтовых сосен в закатных лучах
Прекрасной эпохи при двух Ильичах

«Ещё один цикл – “Среда обитания”. Стихи о том, что мы вокруг видим. И то, что мы видим, конечно, не всегда радует. Есть такое латинское выражение “Негодование порождает стих”. У Николая Некрасова во главе угла была муза гнева и печали, он откликался очень на многие беды тогдашнего общества. Я не то что беру на себя смелость продолжать некрасовскую традицию, но увиденное откликается», – отметил поэт.

Осколок ледяной брони Коцита
по курсу прямо – твёрдый, как алмаз.
Глухие переборки – не защита
для откупивших люкс и первый класс.

 

Всё явственней в каютах запах гари.
Хоть в топках всё ещё полно угля,
но самые пронырливые твари
уже поспешно валят с корабля.

«Когда читаешь книги, находишь интересные случаи. Я недавно прочитал, что Иван Аксаков написал поэму "Бродяга". Её опубликовали, никаких вопросов со стороны цензуры не было. Но потом Аксакова уволили с работы. Глава департамента сказал: “Служащему не подобает писать стихов”. Я это ретроспективно на себя спроецировал я ведь практически одновременно начал писать стихи и служить в уголовно-исполнительной системе. Естественно, я не афишировал это занятие, потому что прекрасно понимал – какому руководителю понравится  сотрудник, у которого голова неизвестно чем занята, когда он должен неукоснительно исполнять все служебные инструкции. Я вынужден был жить какой-то двойной жизнью. У меня хватило интуиции до поры до времени это занятие не афишировать. Потом уже это вышло наружу, потому что шило в мешке не утаишь. Но я уже давно служил и со своими обязанностями справлялся»,признался Олег Клишин.

К финалу встречи Олег Николаевич перешёл к стихам, которые были написаны в последние годы и ни в какие сборники ещё не вошли.

«Когда всё хорошо, стихи обычно не приходят, а вот когда начинают возникать внутренние вопросы, тогда пытаешься высказаться».

В макулатуру сдаются книжки.
Кино важнее печатных слов.
Кенты, менты, братаны, братишки…
Как делать, знаем не понаслышке,
из русских мальчиков - пацанов.

Всё это было… На те же круги
всходили прежние племена.
Сквозь жуткий вой аравийской вьюги
не помнящие родства мамлюки
шептали детские имена.

«Следующее стихотворение я хотел прочитать именно в этом доме, в музее имени Достоевского. Недавно за драмтеатром отыскали фундамент одного из бараков, где отбывал свой срок Фёдор Михайлович. Я перечитывал Записки из мёртвого дома”, там есть эпизод, в котором Достоевский описывает, как каторжане решили устроить спектакль, как увлечённо готовили эту постановку. Получается, нашего театра драмы ещё и в помине не было, а спектакли на этом месте уже играли».

На фундаменте мёртвого дома
Мельпомены красуется храм
Дальний отзвук кандального звона
Как предвестие будущих драм

«Завершу наше общение стихотворением, обобщающим тему написания стихов. Это моя попытка понять, для чего же это занятие. Я ухватился за традицию, которая давно существует в русской поэзиикогда поэты обращаются к своим стихам».

Стихи, словно волны морские, накатят – зови, не зови.
Стихи ведь от слова стихия – от сердца, от слёз, от любви…
Растут, как плоды сотворенья, вбирая и радость, и грусть,
как лучшие в жизни мгновенья, заученные наизусть.
В свой срок распрощаюсь со всеми, прошедшее благодаря
за ваше легчайшее бремя, за то, что вы были не зря.

Автор: Елена Мачульская

Фото: Алёна Рядовая



 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.