В Омском  историко-краеведческом музее открылась  выставка «Сказка о медведе»

Дата публикации: 30.11.2025

Эта выставка стала результатом сотрудничества двух крупнейших музеев Сибири – Новосибирского государственного краеведческого и Омского государственного историко-краеведческого.  

 – В  2023 году Омским государственным историко-краеведческим музеем был инициирован межрегиональный инновационный проект «Музей и  краеведение». В рамках этого проекта мы предлагаем сотрудничество всем музеям нашей страны по разным направлениям: это и научно-исследовательские мероприятия, и обмен научной и краеведческой литературой, и обмен выставками, ­– рассказала заместитель директора омского  историко-краеведческого музея Юлия Сомова.

Выставка «Сказка о медведе» посвящена зверю, который занимал особое место в мифологии  сибирских народов ­. Его считали сыном верховного бога, предком рода, духом-покровителем,  хозяином охотничьих угодий. У него было много имен: Шерстяной человек, Дедушка, Поедающий мед, Князь…



Идея этой выставки появилась  после археологических раскопок у поселка Сузун  на берегах небольшой речки Слезянки, впадающей в Обь на юге Новосибирской области, почти на границе с Алтайским краем. Музейщикам встретился  очень интересный археологический памятник  –  святилище эпохи средневековья, VI- VIII веков нашей эры.

– Там нам на небольшой площади удалось найти около 170  бронзовых изображений животных и людей. Плоские фигурки птиц, всадников на коне, людей с крыльями, фантастических существ… Среди этих предметов оказалось несколько изображений медведя. А также очень интересное изображение всадника на медведе. Всадника на коне мы знаем хорошо. Это любой богатырь, воин. Всадник на волке нам тоже известен – это сказочный Иван-царевич. А о всадниках на медведях не знает никто. Их не удалось найти даже в легендах хантов, манси и других сибирских  народов. Нас, естественно, заинтересовал этот  феномен, и мы решили поглубже погрузиться в тему  медведя в культуре сибирских народов. И в результате  получилось эта выставка, – рассказал главный научный сотрудник  новосибирского краеведческого музея Сергей Росляков.

Культ медведя уходит корнями в глубокую древность. Вот вырезанная из рога в XV-XII веках до нашей эры в эпоху бронзы подвеска  в виде лапы медведя ­– охотничий амулет.  А с ней рядом – еще один древний амулет ­– клык медведя. Кстати, сибирские охотники до сих пор носят на поясе медвежий клык – считается, что он приносит удачу.

– С точки зрения культа медведя, эпоха железа намного интереснее. Вот, например, чекан (небольшой боевой топор с молоточком на обухе). У него на обухе мы можем увидеть четырех медведей. Изображения животных и птиц, особенно хищных, на оружии, на деталях конской упряжи или на украшениях в те времена считались изображениями духов, которые помогают воину. Соответственно, если на чекане изображен медведь, сила медведя переносится на это оружие, ­– поясняет Сергей Георгиевич.

Чуть позже, в эпоху кулайской культуры на смену реалистическим изображениям животных приходят фантастические,  глядя на которые, сложно понять, кто именно перед тобой.

– Я считаю, что, скорее всего, это изображение духа медведя. У народов Сибири дух медведя является стражем границы между подземным потусторонним миром и миром людей, – продолжает свой рассказ куратор выставки.

В  эпоху средневековья  медведь тоже не сошел со сцены. Его изображают на бляшках, которыми украшают пояса охотников. Причем в изрядном количестве – на каждой по три головы медведя или даже по шесть. Медведи присутствуют  и на женских подвесках, кольцах и браслетах.

Отдельную витрину занимает коллекция артефактов, найденных во время раскопок археологического памятника  у поселка Сузун. Здесь есть медведи стоящие, идущие по земле. И главная загадка –  всадники  на медведях.

– Единственная легенда, которую я нашёл, не связана с поездкой верхом на медведе, там медведь используется  как тягловое животное. У ненцев есть легенда, когда богатырь побеждает медведя, запрягает его в нарты и разъезжает так по тундре, – рассказывает Сергей  Росляков.

Медведь – самый сильный  из лесных  животных.  Победить его непросто. Соответственно, охотник, который сумел одолеть медведя,  пользуется особым уважением.



Охотничья тема раскрывается сразу в нескольких витринах. В одной  представлено снаряжение хантыйского охотника: малица (шуба), лыжи и кремневое ружье XIX века.  В соседней витрине – ­ дополнившие экспозицию предметы из коллекции омского музея. С охотничьим луком соседствует детский (будущему охотнику без него никак не обойтись). Колчан и стрелы, внушительный нож, который использовался как раз при охоте на медведя. А еще берестяная коробка, украшенная разными орнаментами. Орнамент в виде  цепочки следов медведя должен был защитить эту коробку и то, что в ней хранится, от действия злых сил.

–– Медведь, с точки зрения коренных народов Сибири, не просто добыча, на которую охотятся. Он ещё и хозяин леса, самый сильный житель этой территории, который жил здесь задолго до того, как сюда пришли люди. Потому он может принести удачу или наоборот  помешать в охоте, – продолжает свой рассказ Сергей Росляков.

А значит, убив медведя, нужно попросить у него прощения и  поблагодарить за удачную охоту, чтобы и следующая  была удачной. Для этого  устраивается Медвежий праздник.

На выставке реконструирована сцена ритуала поклонения духу медведя. На почетном месте размещают шкуру, снятую с убитого медведя. Она символизирует  дух медведя, который участвует в празднике. 

– Здесь у нас медведица, поэтому  ей на голову кладут платок, лапы украшают кольцами и браслетами. У медведя-самца будет другое облачение, – поясняет Сергей Георгиевич.

Затем медведю преподносят подарки: сладости, орехи, мед. Медведице могут подарить люльку, потому что она является матерью будущего медведя. Кстати, состоятельные ханты могли принести в дар медведю чай. 

В празднике участвуют все члены рода. Но женщины наблюдают за ним со стороны. Медвежий праздник – это праздник мужской. Его участники надевали особые праздничные наряды. А еще маски из бересты ­– например, маски воронов.

– Когда на празднике рассказывают историю о том, как жил медведь и как он погиб, виновным в его смерти обычно  объявляют кого-нибудь из обитателей леса. Например, ворона, – уточняет куратор выставки.

Праздник, посвященный медведице, продолжался четыре дня, посвященный медведю – пять. Он всегда сопровождался музыкой и песнями. В одной из витрин можно даже увидеть специальную  палочку для подсчета спетых песен. Песни считали, чтобы еще раз засвидетельствовать медведю свое уважение.

– В финале праздника совершали обряд вкушения мяса медведя, а его череп уносили  в лес. Помещали на помост либо размещали среди ветвей. Считалось, что дух медведя  будет охранять эту землю и помогать живущим там людям, – рассказывает Сергей Росляков.

Да, посетитель этой выставки  оказывается не в музейном зале, а в лесу. На черных колоннах-стволах начертаны разные имена медведя. А в сделанные в них нишах-витринах размещены этнографические предметы,  связанные  с мифами и  ритуалами хантов.  Например, железный топор с изображением птичьей лапы. Шаман подбрасывает его вверх и по тому, как упал топор понимает, будет ли охота удачной.  

А еще в пространстве выставки можно прочитать или послушать три сказки о медведях. Точнее, три хантыйских легенды, причем не в современном переложении, а в том виде, в котором они озвучиваются самими хантами.

Выставка продлится до 25 января.

Текст и фото: Елена Мачульская



 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.