Дата публикации: 6.01.2026
Сегодня Сочельник – время, когда в воздухе ощущается особое предвкушение чуда. В рубрике «ПРОкниги» мы решили вспомнить старую добрую традицию – рождественские рассказы русских писателей. На рубеже XIX и XX веков на страницах каждого второго декабрьского журнала читатели могли найти небольшие, но полные тепла и чудес истории.
Рождественский рассказ – это особый жанр. Действие в них всегда разворачивается в канун праздника, а героями чаще всего становятся дети. В рождественской прозе писатели часто поднимали социальные темы, напоминая о нуждах бедных и о важности сострадания. При этом, независимо от трудностей и испытаний, финал всегда счастливый, дарящий чувство надежды и веры в лучшее. Именно такие истории мы предлагаем вам вспомнить сегодня, в канун одного из самых светлых праздников.
«Ванька», Антон Чехов

Этот рассказ публикуют в «Петербургской газете» в 1886 году, внизу подпись – А. Чехонте. В нём 26-летний автор следует своему принципу: обрезать начало и конец текста – и будет, как в жизни. В рождественскую ночь девятилетний Ванька Жуков, отданный «в люди» к московскому сапожнику, пишет письмо своему деду в деревню. В нём он жалуется на побои, голод и одиночество, вспоминает прежнюю жизнь и просит забрать его домой. Закончив письмо, Ванька подписывает конверт: «На деревню дедушке», – и засыпает, убаюканный надеждой.
В «Ваньке» Чехов вступает в диалог с европейской и русской традицией рождественского рассказа. От британского писателя Чарльза Диккенса здесь сама рождественская рамка, именно он придумал Рождество в литературе. От Андерсона и Достоевского – тема униженного и оскорблённого ребёнка, для которого праздник лишь подчёркивает социальную бездну. При этом Чехов радикально меняет правила жанра: никакого внешнего спасения не происходит.
Почему стоит прочитать? Хотя бы затем, чтобы узнать происхождение фразы «на деревню дедушке». Эта фраза именно из этого рассказа, она быстро стала крылатой и уже в конце XIX века использовалась как ироничное обозначение письма или дела, изначально обречённого на провал. В дореволюционных почтовых правилах существовало понятие «неразборчивый или недостаточный адрес»: такие письма не доставлялись адресату. Чехов это прекрасно знал, и потому письмо Ваньки не могло дойти.
«В ночь под Рождество. Быль», Николай Гейнце

Николай Гейнце не понаслышке знал ту реальность, которую описывает в этом рождественском рассказе. В 1885-1886 годах он служил заместителем прокурора Енисейской губернии в Красноярске, много ездил по Сибири. В рассказе «В ночь под Рождество» герой, возвращаясь в Красноярск поздним вечером 24 декабря, вопреки предупреждениям выезжает со станции в сильную вьюгу. Тройка сбивается с пути, и герой начинает замерзать. В этом пограничном состоянии ему является жуткое видение: из гроба поднимается женщина и увлекает его за собой. Но всё разрешается благополучно, как и положено рождественскому рассказу: его спасают, а видение оказывается образом реально погибшей ссыльной женщины.
Почему стоит прочитать? Это возможность заглянуть в наше прошлое – в ту Сибирь, какой она была полтора века назад. Гейнце пишет о почтовых трактах, службах, вьюге, ночных дорогах, где жизнь могла оборваться из-за одного неверного решения.
«Ангелочек», Леонид Андреев

Главный герой – тринадцатилетний гимназист Сашка, бедный и обиженный судьбой ребёнок, которого родители уговаривают пойти на ёлку к богатым Свечниковым. Среди красивых и счастливых детей Сашка ощущает себя чужим, пока его внимание не привлекает восковой ангелочек на ёлке. Мальчик упрашивает хозяйку отдать игрушку ему. Получив ангелочка, он переживает чувство радости и внутреннего просветления. Но восковой ангелочек тает от жаркой печки, оставляя светлую память о христианском чуде.
Почему стоит прочитать? «Ангелочек» – типичная для рождественской прозы история о сострадании к бедным и силе надежды. Рассказ учит, что даже маленький жест доброты может соединить людей и подарить свет в повседневной жизни.
«Новогодний праздник отца и маленькой дочери», Александр Грин

Рассказ неоромантика Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» выходит в 1922 году. Несмотря на то что это уже советское время и Рождество под запретом, в произведении угадываются типичные черты рождественский рассказа: чудо, семейное тепло, преображение сердца через любовь и заботу.
Вдовец Эгмонд Дрэп ведет жизнь полунищего ученого-отшельника: уже пятнадцать лет он посвящает себя созданию двухтомного научного исследования, своего главного труда. Его единственная дочь Тавиния с шестилетнего возраста живет у дальней родственницы, и отец видится с ней крайне редко. Перед Новым годом приходит телеграмма: Тави приезжает к отцу в гости. Дрэп спешит на вокзал, разыскивая последнюю оставшуюся ассигнацию, и в спешке втискивает страницы рукописи в сорную корзину. Но отец с дочерью разминулись. Швейцар впускает Тави в захламленную квартиру, и она приступает к предновогодней уборке, затопив камин той самой «сорной» бумагой.
Почему стоит прочитать? Эта новогодняя история показывает, что даже величайший научный труд теряет смысл, если рядом нет близких. Любовь, забота и совместные моменты с дочерью важнее любой работы и достижений.
«Рождество в Москве. Рассказ делового человека», Иван Шмелёв

Эмигрант, православный мыслитель Иван Шмелев пишет рассказ «Рождество в Москве» из оккупированного немцами Парижа в 1942-1945 годы. Его задача – вернуть читателя в дореволюционную Москву, показать, как праздновали этот праздник в старой России. Надевая маску делового человека, через мелкие, ностальгические подробности он описывает предрождественскую суету: рынок, наполненный гусем, уткой, индейкой и рыбой всех сортов, кондитерские с пышками, пряниками, пастилой и сладостями, улицы, сверкающие елочными игрушками, звёздами и рождественским «дождем».
Почему стоит прочитать? Рассказ открывается и заканчивает описанием образом Храма Христа Спасителя – символа веры и национальной памяти о победе в Отечественной войне 1812 года, на момент написания собор был разрушен. Через этот образ Шмелев передаёт надежду на чудо, на возрождение и восстановление того, что было утеряно. Сегодня Храм Христа Спасителя вновь стоит на месте – значит чудо произошло.
Текст: Алексей Могильников
Иллюстрации: www.labirint.ru, nukadeti.ru, russiainphoto.ru, www.moscowbooks.ru, Игорь Шаймарданов. Из иллюстраций к повести «Метель». Из фондов «Михайловского», pln-pskov.ru


