Дата публикации: 22.02.2026
Исторические романы – один из основных поставщиков ярких впечатлений для книголюбов. Возможность одновременно наблюдать за приключениями героев и узнавать что-то новое о другой эпохе привлекает очень многих, и книжная индустрия, конечно, старается удовлетворять существующий высокий спрос. Сегодня мы подготовили список свежих исторических романов, могущих удовлетворить самых взыскательных ценителей жанра.
Алексей Иванов. Невьянская башня

Фото: издательство «Альпина»
Один из самых модных русских беллетристов снова обратился к теме «горнозаводской цивилизации», которую сам же изобрёл. В его новом романе действие происходит на Урале XVIII века. Демидовы производят оружие для русской армии, ищут золото, самым бесчеловечным образом тиранят приписанных к их заводам крестьян. И сталкиваются с кознями «духа огня», из-за которого приходится прервать производственный цикл.
Иванов и прежде использовал в исторических романах фантастические и мистические мотивы (например, в «Тенях тевтонов» главный герой заключает договор с дьяволом). В «Невьянской башне» у него получилось мрачное фэнтези, показывающее (по отзывам специалистов, вполне достоверно), как вырастает из архаической дикости заводская Россия. Очень живописно вырастает – так, что трудно оторваться от чтения.
Захар Прилепин. Тума

Фото: издательство АСТ
Прилепин – ещё один современный русский писатель, претендующий сейчас на лидерство (причём более уверенно, чем Иванов). Прежде он не погружался в историю дальше сталинской эпохи, когда происходит действие его романа «Обитель». Но вот вышел роман с загадочным названием «Тума» и головой Степана Разина на обложке, и мы понимаем, что Прилепин решил стать преемником Чапыгина, Злобина и Шукшина: у каждого из них есть по роману о легендарном казачьем атамане.
«Тума» – только первая часть трилогии. Разин здесь ещё только ищет себя, даже не думая о походе на Москву, но уже обозначились повествовательный масштаб и стремление автора заставить своих героев говорить на языке XVII века. Критики это оценивают по-разному, но попытка, безусловно, вызывает уважение. И заставляет перечитать «Разина Степана» и «Я пришёл дать вам волю».
Кстати, «тума» – человек смешанных кровей (в этом случае русско-татарских). Специалисты видят здесь отсылку к Григорию Мелехову из шолоховского «Тихого Дона», который, как известно, был отчасти турком.
Элисон Уэйр. Истинная королева

Фото: издательство «Азбука»
Британская писательница, работающая в жанрах исторического научпопа и любовного романа, ещё 10 лет назад выдала повествование о Екатерине Арагонской – первой жене Генриха VIII, обладательнице трагической судьбы. Теперь «Истинную королеву» можно увидеть и на полках российских книжных магазинов.
Важно понимать, что и это – начало цикла. Шесть жён было у Генриха, и каждой из них Уир посвятила по роману. Получился новый взгляд на сюжет, хорошо знакомый любителям сериала «Тюдоры» и книг Хилари Мантел. Вторая часть – «Страсть короля», и она наверняка не заставит себя ждать.
Оксана Кириллова. Виланд

Фото: издательство «Альпина»
В названии имеется в виду не тот Виланд, о котором можно подумать. Герой романа – не писатель-просветитель, автор сатиры «История абдеритов» и предромантической поэмы «Оберон», а живший полутора веками позже немецкий школьник, ставший (вдруг или не вдруг – судить читателю) охранником в концлагере Дахау.
Спустя много десятилетий после Второй мировой Виланд фон Тилл вспоминает свою жизнь, умирая в доме престарелых. Его глазами мы видим жестокую реальность Германии 1940-х – с военными потерями, холокостом, всесилием гестапо и взрывами американских бомб. Главный герой удивительным образом остаётся уверен в том, что его совесть чиста, и чтение получается в итоге не только захватывающим, но и очень поучительным.
Сантьяго Постегильо. Я, Юлия

Фото: издательство «Азбука»
Тут перед нами снова роман о суровой женской доле: тема эта сейчас в моде, а материал неисчерпаем. Испанский филолог Сантьяго Постегильо написал книгу о Юлии Домне – жене римского императора Септимия Севера, жившей во II веке и со всей энергией помогавшей мужу сначала захватить власть, а потом удержать её.
Автор известен в Европе многотомным циклом романов о Юлии Цезаре, а теперь он обратился к чуть более поздним временам. Постегильо хвалят за историческую точность, за умение передать колорит и воссоздать переживания людей из давних эпох. К счастью, возможность оценить всё это появилась и у русских читателей.
Текст: Николай Дубровский
Читайте также


