Дата публикации: 12.02.2026
Из всех искусств для нас важнейшим является кино – но иногда оно «подтягивает» за собой другие виды искусства. Например, литературу. Речь, конечно, об экранизациях: каждый раз после выхода фильма или сериала, снятого по какой-нибудь книге, специалисты фиксируют резкий рост продаж по конкретным позициям в книжных магазинах и на маркетплейсах.
Психологически это понятно. Одни зрители «поднимают литературу», готовясь к просмотру фильма, другие, впечатлённые увиденным, уверены в том, что книга в любом случае лучше, а потому идут закреплять результат. Кто-то даже не собирается смотреть кино – просто ему напомнили, что есть нечто достойное прочтения. Сегодня мы подготовили небольшой обзор, отдельные пункты которого годятся для всех этих случаев. Итак, по порядку.
Эмили Бронте. Грозовой перевал

Фото: издательство «ЭКСМО»
Марго Робби вот уже несколько недель занимается продвижением своего нового фильма. Можно подумать, что она и режиссёр, но это не так: свежую версию «Грозового перевала» сняла некто Эмиральд Феннел. Она же написала и сценарий, основанный на романе Эмили Бронте.
«Я читал книгу, действие которой происходит в аду, но все названия почему-то английские», – так оценил «Грозовой перевал» кто-то из великих. На Западе эту книгу знают очень хорошо – это один из лучших британских романов, эффектная переработка готической традиции, в своё время шокировавшая публику жестокими подробностями очень неоднозначной любовной истории. В России лучше знакомы с творчеством сестры Эмили Бронте, Шарлотты, да и в этом случае речь идёт, как правило, об одной книге.
Между тем «Грозовой перевал» можно найти на полках любого книжного магазина. Картина Феннел может оказаться не слишком шедевральной, но интерес к классике у любителей «Джейн Эйр» она усилит наверняка.
Джордж Мартин. Повести о Дунке и Эгге

Фото: издательство АСТ
Вот это название может сыграть с заинтересованным, но плохо проинформированным читателем дурную шутку. «Повести о Дунке и Эгге» много лет издавались в России и находили покупателей среди любителей фэнтезийного жанра – но, когда дело дошло до экранизации, автор решил, что заголовок нужно менять. «Дунк и Эгг», по его мнению, подходят разве что для ситкома в духе «друзей». Поэтому повествование о вымышленном средневековье называется теперь «Рыцарь Семи Королевств».
«Межевой рыцарь», «Присяжный рыцарь» (или «Верный меч») и «Таинственный рыцарь» – так называются три повести, составляющие цикл. Джорджем Мартином задуманы 12 повестей, но это ничего не значит; началась работа над двумя, но и это не значит ничего – ведь мы уже второй десяток лет ждём роман «Ветра зимы».
В общем, «работать» надо с тем, что есть, благо получить удовольствие точно удастся. Каждая повесть – прекрасное, занимательное и уютное чтение на один вечер. Здесь нет ни драконов, ни магии, ни широкой географии со множеством сюжетных линий, но написано очень искусно, и за героев переживаешь сильнее, чем за Тирионом с Джоном Сноу. Кстати, один из центральных персонажей – прадед Дейенерис, а второй – предок Ходора. Но это неточно.
Братья Стругацкие. Жук в муравейнике

Фото: издательство АСТ
С экранизациями Стругацких сейчас всё прекрасно. Готовятся сразу три: условное фэнтези «Трудно быть богом», пародия на детектив «Отель “У погибшего альпиниста”» и нечто более близкое к фантастическому канону под названием «Полдень». Почему-то именно так решили назвать мини-сериал, который снимают по мотивам повести «Жук в муравейнике».
Прежде эту повесть не экранизировали, и она в принципе не самая известная в библиографии братьев. Но при этом одна из самых загадочных. Авторов много раз спрашивали, какой смысл они вкладывали в историю про космических подкидышей и тайную полицию XXII века, но они предпочитали отвечать, что главное – какой смысл вкладывает в книгу читатель. Ему-то и нужно решать, что за звери стояли около двери в детском стишочке и почему кричала Майя Тойвовна Глумова.
Кстати, Майю Тойвовну в сериале играет Юлия Снигирь. Очень надеемся, что её лицо станет не единственным украшением проекта.
Агата Кристи. Тайна семи циферблатов

Фото: Издательство Эксмо-Пресс
Если вы думаете, что прочли всю Агату Кристи, не торопитесь, подумайте ещё раз. Киноделам регулярно удаётся найти что-то новое. Вот, например, ранний роман, в котором нет ни Пуаро, ни мисс Марпл: изысканное преступление расследует суперинтендант Баттл, причём главной уликой становятся последние слова умирающего.
Мини-сериал, снятый по этому роману в Великобритании, уже появился на Netflix. Баттла в нём играет Мартин Фримен, критики уже одобряют увиденное. Получается, есть два способа узнать, при чём тут семь циферблатов, – и любители жанра прямо сейчас делают непростой выбор.
Гомер. Одиссея

Фото: Издательство ЭКСМО
Кристофер Нолан со своими эпичными замыслами ставит зрителей в непростое положение. Читать античную поэму решится далеко не каждый. Однако, во-первых, «Одиссея» – чтение весьма занимательное (путешествия, чудовища, любовные драмы), а во-вторых, есть более демократичные варианты. Например, «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна, где история Одиссея рассказана не в столбик, а в строчку, простым и ясным языком.
Кстати, в фильме Одиссея играет Мэтт Деймон, а Пенелопу – Энн Хэтэуэй. Интересная получается пара. «Химию» мы сможем оценить в июле, а пока есть много времени для знакомства с античной классикой. Дело стоящее: Нолан подтвердит.
Николай Дубровский
Читайте также


