Дата публикации: 8.03.2024
Международный женский день – это не только цветы и подарки, но и повод вспомнить о женщинах, внёсших свой колоссальный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Принято говорить, что «у войны не женское лицо». Но в те непростые годы это было не так: в рядах Красной армии сражались более 490 тысяч женщин!
«Трамплин» рассказывает об одной из них – омичке Валентине Бархатовой, именем которой названа улица и остановка в городе.
Детство: переезд в Омск
Валентина Бархатова появилась на свет в 1924 году в Иркутской области на станции Мальта (сегодня Усольский район Иркутской области). В начале 1930-х годов вместе с семьёй она переехала в Омскую область, в село Новоуральское. После смерти отца семье пришлось нелегко, девушка помогала чем могла, в том числе матери по хозяйству. В это время она окончила среднюю школу в селе Иртыш. Была комсомолкой и пионервожатой. За отличную учёбу в 1937 году Валентину наградили поездкой в Крым, в знаменитый пионерлагерь «Артек». Вряд ли в 1937 году девушка могла подумать, что в следующий раз она вернётся в Крым в составе экипажа грозной боевой машины.
Как и многие девушки в то время, она мечтала стать лётчицей и поступить в Московский авиационный институт. Однако начавшаяся война внесла свои коррективы. Так как большая часть мужчин-механизаторов отправилась на фронт, в числе других девушек, которые оставались в тылу, Валентина отправилась на курсы трактористов. После успешного окончания курсов её отправили механизатором в Ново-Уральский совхоз.
Тыл и фронт: военные годы
Уже в самом начале войны на фронт отправились тысячи мужчин, и основная тяжесть работы в тылу легла на плечи женщин, подростков, стариков и детей. В Омской области Валентина добросовестно работала за рычагами своего трактора, помогая своей большой семье – матери и братьям. С начала войны она вынашивала мечту отправиться на фронт. С осени 1941 года девушка писала заявления с просьбой принять её в состав действующей армии. Но получала отказы. Добиться этого ей удалось только летом 1942 года.
В исторических архивах сохранилось одно из писем:
«Прошу послать меня на фронт. Я хочу вместе со своими братьями Михаилом и Константином, вместе со всем народом защищать нашу Родину от фашистских захватчиков. Я метко стреляю, бросаю гранаты на большие расстояния, могу оказать первую помощь раненым, сдала нормы ПВХО, ГСО, ГТО. Готова свои знания, силы и, если потребуется, жизнь отдать за Родину».
Её призвал Омский РВК (Российский военный комиссариат), она успешно окончила ускоренные курсы механиков-водителей танка, после чего девушку отправили на фронт. В селе Иртыш у Валентины Бархатовой остались мать Феодосия Трифоновна, трудившаяся почтальоном, и младший брат Павлик. Им девушка регулярно старалась писать письма с фронта. Последнее письмо она отправила за день до своей гибели. Два её других родных брата, Михаил и Константин, к тому времени уже были на фронте.
Боевое крещение отважная сибирячка приняла в боях на подступах к Сталинграду. Бои в то время шли очень ожесточённые и тяжёлые. Не считаясь с потерями, гитлеровцы рвались к Волге. Но девушка стойко переносила со своими товарищами по экипажу все трудности фронтовой жизни. Очень скоро на её боевом счету уже значились десятки уничтоженных солдат противника, несколько выведенных из строя орудий и дзотов, а также два танка. За бои под Сталинградом она была представлена к своей первой награде – медали «За отвагу», а позднее и медали «За оборону Сталинграда».
Письмо с фронта:
В.С. Бархатова – матери Ф.Т. Бархатовой (ОМК-10490/3): 2–3 ноября (1942 г.)
«Здравствуйте, дорогие мама, Павлик! Пламенный привет от Валентины Бархатовой. Поздравляю вас с великой нашей годовщиной. Четверть века прожили без немцев и еще проживем. Как видите, я жива, здорова и беспокоиться обо мне не надо, "смелого пуля боится". А наша бронь пуль не боится. Машины громадные. Вот такую, как на конверте, вожу и я, скорость и маневренность приличные. Трудно, но интересно, это письмо я пишу уж из новой части. Теперь здесь новый адрес, люди, даже новое направление. Остались далеко и Вера Новолодская, и Нина Родионова, Дуся и Таня. Пока они от меня км 300. Но скоро будут еще дальше. Теперь уж мы не встретимся до конца службы. Ничего, привыкну, хоть я всегда из девушек в таких частях одна. Одевают и кормят меня хорошо. Правда, спать приходится 3–4 часа, кос у меня давно нет. Подстрижена под кружок, сфотографироваться хочется, да уж одичали по лесам густым. Получаю письма от Лины, Лиды Юсуповой. От Женьки Божко даже адреса нет. Мама, где Сережа Нагорнов, Володька Кириллов, Томка Позднякова, как Валя Молок, Пана Чайко. Как твоя работа? Трудновато живется? Ничего, как-нибудь переживем. Приехал ли Мих. Сергеевич. Как его здоровье? Приехал, пусть мне напишет обязательно. Миша! Напиши, как воевал, артиллерия у нас хорошая. Любо слушать, как "Катюша" бьет. По утрам артподготовка. К грохоту привыкла, да в машине все время тоже.
Мама, хотела я тебе к 7-му послать весточку по радио, да меня как раз отозвали на другой конец нашего фронта. А это далеко, как только узнаю новый адрес, обязательно жди несколько слов с адресом новым.
Очень часто вспоминаю дом, райком ВЛКСМ, школу, учителей, подруг, тебя. Костю, Мишу, а сколько нового здесь. Сколько событий, вернусь, сама лично расскажу о делах. 6 ноября 1942 г. Адреса все еще нет. Привыкаю к новой обстановке. Обо мне не беспокойтесь. Я буду обязательно жива. Обязательно. Буду писать вам письма чаще. Я верю, что я вернусь. Фрицы закапываются, роют, сносят деревни, грабят беспощадно население и готовятся к зиме. Зима решит исход войны».
Однако в боях Валентина получила тяжёлое ранение в ногу. После излечения в госпитале о продолжении службы механиком-водителем пришлось забыть, но Валентина хотела вернуться на фронт. Она успешно переучилась на новую специальность – стрелка-радиста танка – и вновь оказалась на поле боя. Позднее девушка была ранена ещё раз, но снова вернулась на передовую. Повоевать Валентине Бархатовой пришлось и на танке Т-34, и на английском «Валентайне».
Освобождение Крыма и Севастополя
В конце 1943 года Валентина принимала участие в боях по форсированию Днепра. В ноябре того же года за бои за Турецкий вал (Перекопский вал) стрелок-радист роты управления 101-й танковой бригады Валентина Бархатова была награждена орденом Красной Звезды. Третьей боевой наградой она была награждена в том же 1943 году – в декабре девушка получила орден Славы III степени. В апреле-мае 1944 года Валентина принимала участие в боях по освобождению Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.
В одном из писем домой Валентина тогда писала:
«Сообщаю вам, родные мои, что я жива и здорова. Нахожусь на фронте. Снова бои, атаки. Чтобы быть живым, надо убивать. Странно вам? Мама! Беспокоюсь о тебе больше всего. Но я не плачу. Я привыкла горе переносить без слез». А ещё Валентина обещала родным непременно вернуться: «Обо мне не беспокойтесь. Я буду обязательно жива. Обязательно. Буду писать вам письма чаще. Я верю, что я вернусь».
Но этому не суждено было случиться.
7 мая 1944 года вместе с остальными частями 101-й танковой бригады 19-го танкового корпуса, в составе которого воевала радиотелеграфист танка командования роты управления старший сержант Валентина Бархатова, устремилась на штурм города Севастополя. В ночь с 8 на 9 мая 1944 года части бригады выдвинулись на северо-западную окраину Балаклавы для проведения атаки. Рано утром, ещё в сумерках, танки бригады с десантниками на борту начали выходить на исходные позиции, соблюдая режим светомаскировки. Несмотря на это, продвижение советских танков оказалось раскрыто немцами, и колонна боевых машин подверглась авиационному налёту. Одна из сброшенных фугасных бомб попала точно в средний танк Т-34, в котором находилась Валентина Бархатова. Взрывом танк буквально разорвало на части, погибли все, кто в нём находился. По другой информации, танк мог наехать на фугас или неразорвавшуюся авиабомбу, которые находились в прифронтовой полосе. Вместе с девушкой погибли командир бригады подполковник Михаил Хромченко, механик-водитель Василий Бубенчиков и заряжающий Николай Фёдоров.
Валентина была похоронена вместе с погибшими солдатами и офицерами бригады в братской могиле, расположенной в центре Симферополя. Посмертно была представлена к ордену Отечественной войны II степени 24 мая 1944 года.
В наградном листе было отмечено, что в период боевых действий по освобождению Крыма, работая стрелком-радистом на танке командира роты, Валентина проявила мужество и отвагу. Несколько раз ходила в атаку и отбивала контратаки неприятеля под Севастополем. Подавила одну огневую точку противника. Несмотря на тяжелые условия работы, точно в срок по рации передавала приказы и боевые указы командования бригады боевым подразделениям и частям. Отмечается, что этим способствовала успешному управлению ходом боя.
Память: «наши омские улицы…»
В честь Валентины Бархатовой были названы улицы в Омске, Симферополе, селе Широком, а также в селе Иртыш, в котором она окончила среднюю школу и откуда добровольцем отправилась на фронт. Помимо этого, на одном из домов Омска и на Иртышской средней школе установлены мемориальные доски, посвящённые Валентине Сергеевне Бархатовой. А школа № 106 и вовсе носит имя Валентины, там открыт музей «Память», где хранятся её письма с фронта. Также сохранился небольшой дом с палисадником, в котором в селе Иртыш жила семья Бархатовых. Сегодня этот дом стоит на улице, носящей имя отважной женщины. Стоит не забывать, что советские девушки и женщины сыграли огромную роль в победе над фашизмом.
Отметим, что на путевых листах водителей ошибочно указывают: «остановка им. Бархотовой». Важно знать, что правильное произношение и написание: «им. Бархатовой» с ударением на первый слог.
Омское медиа «Трамплин» от всей души поздравляют женщин России с праздником и шлёт пожелания здоровья и долгих лет жизни тем из них, кто сражался на фронтах Великой Отечественной или работал в тылу, служил в Советской армии и сегодня продолжает нести свою службу.
Автор: Мария Исаева
Фото: открытые источники