Дата публикации: 4.06.2024
Какие ассоциации вызывают у нас верблюды? Кто-то вспомнит поэтичное «корабль пустыни», кто-то – герб Челябинска, а кто-то – цирк или зоопарк. Но если бы такой опрос проводился 100 лет назад, многие омичи с уверенностью бы сказали: верблюд – это наш транспорт. Именно так! До 1917 г. Омск иногда даже называли столицей верблюдов. «Трамплин» изучил следы этих удивительных животных в истории нашего города.
Базар на современной территории сквера им. Павлика Морозова.
Как верблюды попали в Омск – вопрос несложный: вместе с киргизами, жившими неподалёку от крепости и приезжавшими в город торговать. В какой момент животных решили использовать для городской жизни – неизвестно, но прижились они в нескольких сферах.
«Острог находится, по общему сибирскому обычаю, при въезде из России – первым. <…> Обширная площадь занята ежедневным базаром.
Здесь продается все, начиная с хлеба, дров и зелени, и кончая мехом
и шелковою материей; здесь же торгуют киргизы, у которых можно найти цельную шкуру тигра, китайский фарфор и китайские веера; сюда же пригоняют киргизы верблюдов с разными продуктами и дровами,
а на здешнюю ярмарку верблюды приходят целыми караванами, привозя масло, кожи, шкуры и, главное, сало», – Николай Телешов, «За Урал.
Из скитаний по Западной Сибири», 1897.
На рубеже XIX–XX вв. в черте города содержалось больше трёх тысяч верблюдов! Животные были настолько привычной частью обстановки, что их изображения печатались на омских почтовых открытках.
Верблюды неподалёку от торгового дома Марии Шаниной, 1900–1911 гг.
Перевозки
Выносливые, сильные верблюды стали отличными тягловыми животными. Казахи, часто работавшие ломовыми извозчиками (то есть грузчиками), использовали для перевозки тяжёлых грузов именно верблюдов. На улицах Омска можно было встретить как двугорбых, так и одногорбых животных.
Омский железнодорожный вокзал, 1920–1930 гг.
Так, на месте торгового центра на 10 лет Октября, 72 многие десятилетия размещался Слободской базар, бывший частью одноимённого форштадта. Там продавали продукты и скот, бакалейные товары и одежду. Из Средней Азии караваны верблюдов привозили арбузы и дыни, мануфактуру и сухофрукты.
Верблюды, запряжённые в сани, везут груз к пристаням мимо торгового дома П.Ф. Бебенина (современный адрес здания – Ленина, 20).
Верблюдов в Омске можно было встретить вплоть до середины XX века! Жители посёлка Рыбачий в 1930–40-х гг. регулярно видели, как по центральной (и единственной) дороге посёлка из колхоза им. Кирова проходило стадо верблюдов. Несмотря на это, дети их очень боялись.
Верблюд на ул. Орджоникидзе 1, 1920–1930 гг.
Сельское хозяйство
Верблюд – это не только грузоперевозки, но и ценная шерсть, кожа, мясо и даже молоко! Современные фермеры, разводящие верблюдов, отмечают, что даже в наши дни надои невелики, но даже у такого дорогого продукта есть своя постоянная аудитория: его покупают спортсмены и люди с онкологическими заболеваниями.
А в начале XX в. основательнее всех к разведению верблюдов подошёл землевладелец и предприниматель Филипп Штумпф. Сегодня он больше известен как владелец и строитель дома по адресу Чокана Валиханова, 10 – музея Кондратия Белова.
На Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торговой выставке, прошедшей в Омске в 1911 г., его хозяйство «Сельская экономия» получило множество медалей, в том числе большую серебряную – за верблюдов, выставленных в павильоне «Животноводство».
К слову, верблюды в отделе были удостоены отдельной категории наряду с лошадьми, крупным рогатым скотом, свиньями, овцами, оленями и северными собаками.
До этого времени верблюды были в основном вьючными животными. Казаки и крестьяне редко использовали их в земледелии. Но после выставки всё изменилось. И отметили эту перемену ни много ни мало американские путешественники!
Омск был центром притяжения и для учёных, изучающих Азию, и для богатых граждан, считавших кругосветное путешествие обязательным для их статуса.
Профессор Фред Райт с сыном, направлявшиеся через Омск в Китай, описали свои наблюдения в заметках, особенное внимание уделив восхитившему их Иртышу.
Геолог Честер Пуринтон работал в Сибири, изучая ресурсы региона, и в сентябре 1902 г. написал заметку для The New York Times, в которой отметил: «В Омске я увидел, как в сани на снегу запрягали верблюдов».
1914 г.
Через несколько лет, 19 марта 1910 г., The New York Times разместил весьма любопытный материал. В нём говорилось о том, что омский «выставочный комитет» запросил права на перевод и издание книги американца Герберта Кессона «Романс жнеца». Это исследование о том, как в различных странах мира развивалось сельское хозяйство, о сопоставлении «американского» и «прусского» пути развития аграрного сектора. Вероятно, книгу хотели перевести к упомянутой ранее Первой Западно-Сибирской выставке, но, похоже, идея не была реализована: на русском этой книги нет до сих пор. Чем ещё интересна эта книга, так это своей обложкой. Сибирский крестьянин, обрабатывающий поле на верблюдах при помощи чикагской косилки – это и сегодня выглядит невероятно!
Из книги Herbert Newton Casson «The Romance of the Reaper». «A Chicago mower in Siberia».
Сегодня в Омске верблюдов разводят несколько фермеров, и несмотря на то, что порой корабли пустыни сбегают исследовать наши лесостепи, намного проще увидеть их в зоопарках и других туристических местах региона.
Автор: Анна Подоляк
Фото: aif.ru, 12-kanal.ru, sibmuseum.ru, froged55.dreamwidth.org, irma-wurst.livejournal.com, timyan-omsk.livejournal.com, pastvu.com, omsk-history.livejournal.com, vk.com