Навстречу Солнцу: как в Омске изучали главную звезду

Дата публикации: 19.06.2024

Сегодня никого не удивишь тем фактом, что Омск – один из самых солнечных городов России. Но многим ли известно, что благодаря своему расположению наш город помог исследованию Солнца?
Солнечное затмение 19 июня 1936 г. было первым полным затмением, случившимся после образования СССР. Область наилучшей его видимости попала в приполярные и средние широты северного полушария, охватив значительную часть территории СССР: от Дальнего Востока до Причерноморья. Это способствовало масштабным наблюдениям за Солнцем.

 

Где наблюдали затмение?

Частные фазы затмения наблюдались почти во всей Евразии (не считая Индии, Индокитая и юга Пиреней), в Северной Африке и на севере Северной Америки. Наблюдать полную фазу посчастливилось Греции, Турции, Китаю, Японии и СССР.

В СССР полную фазу затмения можно было наблюдать на территории протяжённостью 7200 км: на Дальнем Востоке (Хабаровск), в Сибири (Братск, Томск и Омск), Казахстане (Петропавловск, Кустанай), Калмыкии и Краснодарском крае (Армавир, Геленджик, Туапсе, Краснодар).

Максимальная ширина затемнённой полосы составила 132 км (в районе Байкала), а самая большая продолжительность – 2,5 минуты – зафиксирована к востоку от Братска.

 

Специалисты и оборудование

Подготовка к наблюдениям началась ещё в 1934 г. Специальная комиссия при Академии наук СССР разработала единую программу для 28 советских (17 астрономических и 11 геофизических) и 12 иностранных экспедиций. Возглавил комиссию директор Пулковской обсерватории Борис Герасимович.

«Вестник Академии наук СССР», № 9, 1935 г.

Финансирование экспедиций было внушительным: если в 1934 г. выделили всего 60 тыс. рублей, то в 1935 и 1936 гг. – 365 и 400 тыс. руб. соответственно.

За эти два года было изготовлено необходимое оборудование. Конструктор государственных оптико-механических мастерских Н.Г. Пономарев разработал пять целостатов (приборов из двух зеркал, направляющих луч света в объектив телескопа) с диаметром зеркал 250–300 мм. Специалисты Ленинградского астрономического института под руководством конструктора А. Коржинского создали шесть одинаковых коронографов с диаметром 100 мм и фокусным расстоянием 5 м. Этим мощным инструментом были оснащены экспедиции Пулковской, Харьковской, Энгельгардтовской и Ташкентской обсерваторий, Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга (ГАИШ) и экспедиция Московского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО).

«Казахстанская правда» от 18 июня 1936 г.

К июню 1936 г. в Советский Союз прибыло около 70 учёных из Франции, Нидерландов, Великобритании, США, Италии, Чехословакии, Швеции, Китая, Японии и Польши. К их приезду ЦК ВКП(б) принял постановление о пятидесятипроцентной скидке для иностранцев на железнодорожный и водный транспорт. Со стороны СССР в экспедициях было задействовано 370 специалистов.

 

 

Экспедиции

Большая часть экспедиций оказались удачными.

В Краснодарском крае экспедиция Харьковской обсерватории под руководством Н.П. Барабашова занималась фотометрией и поляриметрией короны, а также спектроскопией хромосферы с помощью объективной призмы.

Экспедиция ГАИШ в посёлке Бочкарёво (Амурская область) занималась спектрографией хромосферы и короны и поляриметрией короны, а также проверкой эффекта Эйнштейна, изучая отклонения света в гравитационном поле Солнца.

Евгения Бугославская и К.Н. Яхонтов (ГАИШ) проверяют юстировку стандартного коронографа, посёлок Бочкарёво (Амурская область).

Экспедиция Обсерватории им. В.П. Энгельгардта Казанского университета проходила в районе Кустаная (Северный Казахстан). С помощью стандартного коронографа исследователи фотографированием корону, а также занимались её спектрографией в визуальном спектре с помощью дифракционной решётки.

Пулковская обсерватория (вместе с крымским отделением) сформировала три экспедиции. Две – для исследований хромосферы и протуберанцев – были направлены в Оренбургскую область: под руководством самого Бориса Герасимовича – в посёлок Акбулак, а группа Гавриила Тихова – в село Сара.

Гавриил Тихов.

В Акбулаке работала американская экспедиция Дональда Мензела, а в Саре – итальянская, под руководством Джорджио Абетти (обсерватория Арчетри). В первой было 24 человека, во второй – четыре. Третья экспедиция обсерватории под началом Иннокентия Балановского направилась в Омск наблюдать солнечную корону.

Абастуманская обсерватория (Грузинская ССР) занималась радиометрией короны. Экспедиция Московского отделения ВАГО – наблюдениями на стандартном коронографе. Успешно прошла и фотометрическая экспедиция В.В. Шаронова в Красноярском крае.

Кроме наземных станций, наблюдения выполнялись с аэростатов и самолётов. И конечно, несмотря на большое число официальных экспедиций, направленных в районы полного затмения, за ним наблюдали все обсерватории СССР. Любительскими наблюдениями в стране руководило упомянутое ранее Московское отделение ВАГО.

Но не все наблюдения оказались успешными – помешала погода. Наблюдения нескольких экспедиций в Хабаровске, северном Казахстане, Красноярском и Краснодарском краях не состоялись или были неполными из-за частичной облачности.

Установка оборудования в Казахстане.

Так, наблюдения второй экспедиции ГАИШ под Кустанаем и две спектроскопические экспедиции Астрономической обсерватории Ленинградского государственного университета в Красноярском крае не состоялись. У последних, что интересно, три из четырёх спектрографов были собственного изготовления.

 

Омские наблюдения

Прибывшая в Омск экспедиция Иннокентия Балановского была серьёзно оснащена: пятиметровый коронограф, тройной короткофокусный коронограф, два целостата, два объектива Росса (диаметр – 10 см, фокусное расстояние – 70 см) и два призматических звёздных спектографа.

Сопровождали Балановского целых три иностранных экспедиции: английская (под руководством профессора Карролла), японская (под руководством профессора Ямамото) и польская (под руководством профессора Витковского). Советскую сторону представляли, помимо Иннокентия Балановского, семь учёных.

Полное солнечное затмение наступило в Омске 19 июня в 10 часов 36 минут.

После этого на 2 минуты и 18 секунд стало темно, а небо закрыла «густая тьма». За это время учёные успели:

  • поднять один из спектрографов на субстратостате на высоту 9,2 км, чтобы сфотографировать солнечную корону;
  • увидеть в бинокль два ярко-красных протуберанца;
  • отметить, что у короны форма пятиконечной звезды, а цвет – от серебряного до белого;
  • чётко рассмотреть рядом с короной Венеру и Марс.

Погода была ясной, поэтому результаты наблюдений учёными единогласно были признаны удачными, что отразилось в двух газетных статьях – «Наблюдения проведены успешно» и «Субстратостат над Омском», – вышедших в «Омской правде» 20 и 21 июня.

В течение полного затмения отмечалось множество необычных природных явлений. Во-первых, заметно похолодало: в Явленке (север Казахстана) температура снизилась на четыре градуса, в Венгерово (Новосибирская область) – на три. Во-вторых, наблюдались помехи в радиосвязи: Петропавловск-Камчатский на два с лишним часа лишился связи с «большой землёй».

 

 

Итоги экспедиций

Советские учёные сделали несколько сотен снимков серпов, короны и спектра, засняли семь звёзд, две из которых – рядом с Солнцем. Хорошо показал себя целостат, собранный членом экспедиции профессора Яковкина.

Профессор Всехсвятский, проводивший наблюдения под Уральском, сделал 24 фотографии серпов и девять снимков короны Солнца. Сотрудник его экспедиции Захарин – девять фотографий на поляриметре. Профессор Джорджио Абетти также доложил об удачных наблюдениях. Три аппарата итальянских учёных сделали 17 снимков.

Заметка в газете «Рабочий Край» (Иваново) от 2 июня 1936 г.

Томские астрономы сделали шесть снимков короны и пять снимков спектра, на которых видно три протуберанца, из них два – большие и красного цвета. А в Карагандинской области профессор Мартынов сделал снимки, где видны 7–8 протуберанцев.

Во время затмения Гавриил Тихов установил, что солнечная корона состоит из бесструктурной «матовой» короны и пронизывающих её струй «лучистой» короны.

Солнечная корона, сфотографированная в Акбулаке.

Удачные спектрограммы солнечной короны – в диапазоне 3750-6600Å – получила экспедиция Симеизской обсерватории. Общий же диапазон полученных негативов спектров хромосферы и короны больше: от 3100 до 10000Å.

Александр Михайлов, разработавший новую методику наблюдения «эффекта Эйнштейна», благодаря сконструированной им специальной камере получил четыре негатива для определения этого эффекта. Камера осталась на месте наблюдений, и в марте 1937 г. с её помощью сделали новые снимки для сравнения данных.

После анализа полученных данных Борис Герасимович написал первую в СССР книгу по физике Солнца.

Итоги затмения подвела астроном, доктор физико-математических наук Евгения Бугославская. Благодаря её исследованиям стало ясно, что корона вращается вместе с Солнцем.

 

В культуре

Отразилось затмение и в культурной сфере, поскольку за день до него, 18 июня, умер Максим Горький. В посвящённом ему стихотворении Михаил Светлов написал: «И затмению Солнца сопутствует сумрак утраты…»

Кто-то из москвичей наблюдает за затмением, а кто-то читает газету с некрологом Горькому.

Однако это лишь совпадение, а сумрак затмения послужил мировой науке, позволив нам чуточку лучше узнать, как устроена Вселенная.


Автор: Анна Подоляк

Фото: ru.wikipedia.org, watermelon83.livejournal.com, eclipse-2008.ru, oldgazette.org, pastvu.com, ibirzha.kz, violity.com, kaz.tengrinews.kz, ivmk.net, nkvd.tomsk.ru

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.