Дата публикации: 2.11.2024
Ильинская церковь – архитектурная доминанта Омска, которой нет уже более 100 лет. Она располагалась на высоком пригорке у Оми, который называют то Ильинской, то Пушкинской, то Ленинской горкой – в зависимости от того, за какой архитектурный объект ратует говорящий. Каменная церковь с белыми колокольнями была разрушена в 30-е годы, и споры о том, что именно должно стоять на её месте, не утихают до сих пор. Как появилась в глухом сибирском городе церковь, которая составила бы честь и столице?
Первой на месте нынешней Ильинской горки появилась деревянная церковь – она служила городу в 1730–1760 гг. у дороги на Чернолучье между слободами на правом берегу реки Оми. Затем при строительстве крепости её перенесли на левый берег Оми, где впоследствии возвели Воскресенский военный собор.
По инициативе нового командира отдельного Сибирского корпуса и Сибирского военного округа генерал-поручика Николая Огарёва и была возведена Ильинская церковь – к западу от деревянной, где когда-то стояла Сергиевская крепостная церковь. На плане Омска 1785 года значатся сразу две Ильинских церкви – деревянная и каменная. Кстати, при сносе церкви через 150 лет были обнаружены останки – как предполагали историки, самого Бухгольца, однако, вероятнее всего, это был Николай Огарёв, похороненный у храма, за строительство которого он так ратовал.
Храм появился в самом центре Омской крепости и сразу стал главным культовым сооружением растущего города – все главные улицы начинались отсюда. Его полное название – «Градо Омская Пророко Ильинская церковь». Собственно, до строительства храма Омск был просто крепостью и только появлением церкви обязан своим званием города. Заложен собор был в 1778 году (строился 11 лет до 1789 г.) и для своего времени и локации стал революционным – по-настоящему европейским.
Эксперты говорят о схожести здания омской церкви с образцами итальянской архитектуры середины XVI века, а также соборами в Москве и Санкт-Петербурге. Главная его особенность – две белоснежные колокольни, прямоугольные в основании. Вероятнее всего, проект храма был создан столичным архитектором – по мнению историка архитектуры Натальи Лебедевой, им мог быть Иван Черепанов, построивший в Омске Воскресенский военный собор. Есть версия, что это мог быть Карл Бланк, один из последних мастеров барокко и архитектор раннего классицизма – эти два стиля как раз и сочетаются в облике здания.
Храм рос – на средства омских купцов строились новые приделы, вокруг появилась фигурная ограда, внутри которой зеленел пышный сад. Был выдающимся и иконостас Ильинской церкви – здесь поклонялись иконам Божией Матери Абалацкой, святых великомучеников Параскевы и целителя Пантелеймона.
В советские годы для Ильинского храма настали трудные времена – вопрос его ликвидации был только делом времени. Власти не могли допустить, что архитектурная доминанта коммунистического города принадлежит православной святыне.
Вначале с колокольни сняли колокола. Сохранились свидетельства очевидицы тех событий Нины Когер: «Когда звонили в колокола Ильинской церкви, было слышно не только по всему Омску но и в окрестных деревнях. В тот день, когда колокольню решили заставить замолчать, народу вокруг собралась тьма-тьмущая. И из деревень люди пришли. Плакали, кричали, просили, чтобы этого не делали. Бунт настоящий. Но куда там. Самый большой колокол долго не могли снять, а потом – разбить. Только ударят по нему кувалдой, раздаётся такой страшный звук, что людей глушит, барабанные перепонки не выдерживают. Тогда его обмотали полотном, тряпку мочили, и всё равно не могли разбить».
Следующим этапом ликвидации собора стали судебные процессы над священниками и монахинями, служившими в нём. Всего гонениям подверглись около 50 человек – от настоятеля до церковного сторожа, которая обвинялась в доставке продуктов для голодающих священнослужителей. В итоге в лагеря отправились шестеро, ещё шестеро были отправлены в ссылку.
Затем власти нашли законный способ закрыть церковь – привлечь их к ответственности за неуплату налогов. Тогда на церкви накладывали все новые налоги, причём один из последних – промысловый – нужно было заплатить сразу за два года. Суммы были неподъёмными для тогдашних небогатых времён.
31 октября 1935 года в деле гибели Ильинской церкви была поставлена точка – здание передали Ленинскому райсовету – здесь устроили зернохранилище. В таком виде церковь прослужила недолго – уже в феврале 1936-го появилось постановление о сносе. В 1937 году планировалась с размахом отметить 100-летие со дня смерти Пушкина, и Ильинскую горку решили отдать под установку памятника поэту. Здесь даже поставили гранитную глыбу с подписью, гласящей, что здесь заложен памятник. Но дальше гранитной доски дело не пошло – впоследствии здесь появился типовой памятник Ленину, который в 1957 году заменили на капитальную версию.
В 2003 году на месте разрушенной Ильинской церкви появилась небольшая часовня с тем же названием – как память о величественном белоснежном храме, стоявшем на этом месте. На месте паперти Ильинского собора продолжает стоять Ленин, но споры о том, кому же принадлежит это знаковое для Омска место, продолжаются. Представители коммунистической партии отчаянно защищают советское прошлое, историки и архитекторы предлагают реконструировать Ильинскую церковь – для этого «Омскгражданпроект» даже создал проект ещё в 1990 году. Верующие получили новую надежду после того, как в Омск приезжал патриарх, в своей речи говоривший о грядущем восстановлении погубленных храмов. Омские митрополиты каждый день служат молебен, в котором молятся о восстановлении храма. Но очевидно, что это дело далеко не следующих лет – возможно, на восстановление исторического облика Омска уйдут десятилетия.
Автор: Ирина Баландина
Фото: pastvu.com, omsktime.ru