Дата публикации: 14.01.2025
«Бронзовые стражи с берегов сибирских рек» – так называется выставка, которая открылась в конце прошлого года в рамках музейно-выставочного проекта «От находок к открытиям». В экспозиции – предметы фигурного бронзового литья Сибири. Древние божества и тотемные звери явились из глубины веков, чтобы поведать свои истории омичам и гостям города. Причём эти истории порой перекликаются с хорошо известными нам сказками.
Древние часто представляли богов в облике животных. Хантыйская богиня Калтащ-эквау превращалась в щуку, когда у неё возникала необходимость побывать в нижнем подземном мире. Так что щучьи морды на представленных в одной из витрин женских браслетах – это не только декоративный элемент. А всем известная сказка «По щучьему веленью» к древним мифам имеет самое непосредственное отношение.
– Её герой Емеля фактически получает себе духа-помощника из нижнего мира. Щука к нему приходит через прорубь – отверстие во льду. А ханты и манси считали, что наш мир и мир подземный соединяются через невидимые людям отверстия. Именно через них в мир людей проникают разные хтонические создания. Когда я прочитала про щуку у хантов и манси, стало ясно, откуда родом Емелина щука. Или сказка про Царевну-лебедь. Она ведь тоже явилась из пены морской, из водной стихии, – рассказывает сотрудник отдела фондов музея просвещения Ольга Матвеева.
В экспозиции есть несколько бронзовых уток и лебедь, рядом – подвеска в виде лапки птицы.
– Лапка птицы для северных народов очень важный оберег, потому что водоплавающая птица связана с мифом о сотворении мира. Например, в мифологии обских угров утка принимала непосредственное участие в создании нашего мира. По просьбе верховного небесного бога Нуми-Торума птица нырнула на дно мирового океана и вынесла в клюве кусочек донной земли, из которой Нуми-Торум создал мир, где сейчас живут все люди и звери. Замечательный писатель Виталий Бианки переработал этот миф в своём рассказе «Люля», – продолжает свой рассказ Ольга Михайловна.
Разумеется, есть и браслеты с изображением медведя. Ведь этому зверю посвящено множество мифов и преданий, а также грандиозный Медвежий праздник. Медведь в сознании хантов воспринимается как хозяин, дух-покровитель, первопредок. Причём медведь на браслетах изображён именно так, как шкуру медведя укладывают на Медвежьем празднике.
В экспозиции множество росомах. Ведь это главный амулет мужчины-охотника.
– В сказках хантов и манси росомаха – нейтральный герой. У них есть звери добрые, есть звери опасные. А она сама по себе. Но охотники уважают росомаху за её ярость, бесстрашие и умение охотиться. И мужчины, подвешивая на пояс такой амулет, верили, что охота у них тоже будет удачной, – поясняет Ольга Матвеева.
На выставке можно увидеть и скифский солярный знак.
– В археологической литературе такие колёсики классифицируются как колесовидная подвеска. Если присмотреться, видно, что подвеска напоминает колесо повозки. Скифы-кочевники, потому они постоянно были в движении. Колесо для них было солярной эмблемой – эмблемой солнца, символом вечного движения жизни, – рассказывает Ольга Михайловна.
В отдельной витрине представлены антропоморфные фигурки. «Перевёртыш» с двумя головами – одна вверху, другая – внизу. Схематические человечки – духи-помощники шамана. Головы домашних идолов, которые археологи между собой именуют «бошки». «Перевёртыш» с двумя головами – возможно, верховный бог, ведавший и верхним, и нижним миром. Своеобразный сибирский двуликий Янус.
Большинство представленных в экспозиции находок относится к разряду случайных. Ведь в советское время лесостепная территория Западной Сибири активно распахивалась. Под тракторы попало много археологических памятников, и до сих пор в полях попадаются древние артефакты. Случайные находки трудно интерпретировать, но они дают широкий простор для фантазии. Потому верхний ярус выставки составили выполненные в разных техниках произведения современных художников, вдохновлённых искусством древности, – петроглифами, литыми фигурками, «каменными бабами».
Омичи Евгений Дорохов и Наталья Карнаушенко создают свои работы в контексте образов древней изобразительной традиции народов Сибири, а новосибирский художник Эдуард Логинов использует авторскую технику эстампажа. Но главным экспонатом на этой выставке стали уникальные отлитые из бронзы наконечники копий и топорик-кельт, найденные в окрестностях села Окунёво. Причём все эти копья находили воткнутыми в землю. Возможно, это была жертва богам. Или же своеобразное послание предкам. А быть может, у этих копий была сакральная охранная функция – не допустить врагов на здешние земли.
– Это не просто наконечники копий, хотя они сами по себе очень интересные, красивые и тщательно отполированные. Они – своеобразная «визитная карточка» явления, которое учёные называют сейминско-турбинский культурный феномен. Почему именно феномен? Потому что на протяжении достаточно большого отрезка времени на огромной территории – от Алтая до европейской части России – делались высококлассные наконечники копий, а также бронзовые топоры-кельты. В это время эпоха бронзы только начинается, и у местных народов появляются первые неумелые бронзовые отливки. А здесь идентичные высококачественные изделия на территории, где жили совершенно разные народы. Учёные до сих пор не могут объяснить, как это могло произойти, – констатирует директор музея просвещения Игорь Скандаков.
По мнению специалистов, таинственные племена коневодов-бронзолитейщиков вышли откуда-то из районов Рудного Алтая и совершили беспримерный по своим масштабам поход на Запад, оказав огромное влияние на судьбы народов Северной Евразии. Этих воинов-странников отличало великолепное оружие ближнего боя, в котором со всем блеском проявились новые технологии бронзолитейного дела. А ещё они первыми стали использовать в сражениях конницу.
Судя по всему, таинственные воины-странники были людьми с европейской внешностью. Они владели самыми передовыми для своего времени технологиями. У них было лучшее по тем временам оружие – копья, боевые топоры-кельты и достаточно длинные кинжалы. Они были прекрасными литейщиками, а одновременно на высочайшем уровне обрабатывали камень – другие культуры, переходя к бронзе, камень забывали. Поселений, которые можно с ними связать, практически не найдено – только могильники, разбросанные очень далеко друг от друга, и случайные находки.
Выставка продлится минимум до мая.
Автор: Елена Мачульская
Фото: Елена Мачульская