Исцеление искусством. Как омичи решают проблемы с помощью арт-терапии

Дата публикации: 20.04.2023

Портрет, нарисованный с закрытыми глазами, просто закрашенный лист бумаги и нелепая фигурка из пластилина. Так работает арт-терапия. Искусство помогает не только получать эстетическое удовольствие, но и решать проблемы. Как пройти «исцеление искусством»? Что делать, если вы не умеете рисовать? Зачем обращать внимание на мнение других? И кому точно не стоит идти на сеанс арт-терапии? На наши вопросы ответила омская художница, выпускница курса «Исцеление искусством» университета Флориды Анастасия Бунакова.

 

 

«Ответ внутри себя». Про арт-терапию

Арт-терапия – это направление на стыке психологии и творчества, но при этом не является ни тем, ни другим. Анастасия Бунакова постаралась сформулировать точное определение:

«Назвать арт-терапию методом – это сильно упростить. Арт-терапия – направление, которое помогает человеку найти ответ внутри себя, это тонкий подход, чтобы заглянуть в подсознательное».

Работа зависит от запроса. «Лечение» искусством не всегда подразумевает рисование. Это может быть музыка, танец, лепка, скульптура, есть даже игровая терапия. На индивидуальных занятиях арт-терапевт отталкивается от предпочтений клиента. Важную роль играет беседа. Следует понять, о чём человек хочет говорить, а какие темы лучше пока не затрагивать.

 

 

Нельзя не заметить параллели между арт-терапией и нейрографикой. «Трамплин» ранее рассказывал о психологическом методе, когда клиент рисует, опираясь на геометрические фигуры. Там есть свой язык и уникальное прочтение рисунков. Анастасия Бунакова пояснила:

«Нейрографика – одна из техник арт-терапии. Терапия – собрание методов, способов работы».

 

«Душевный пейзаж». О клиентах

В большинстве случаев на арт-терапию приходят женщины. Они стремятся не просто удовлетворить базовые потребности, но и разобраться в себе, понять, как устроен мир вокруг. Анастасия говорит, с такими людьми всегда интересно.

С помощью искусства можно решить проблемы взаимоотношений с близкими людьми, с окружающими в целом, с детьми, с самим собой, найти выход из сложной ситуации.

Запрос есть не всегда. Бывает, что клиенты приходят просто из интереса или не могут сформулировать задачу, проблему, ситуацию. Наша собеседница поясняет:

«В арт-терапии даже отсутствие запроса – повод что-то сделать».

Анастасия предлагает клиенту закрасить лист бумаги тем средством, которое нравится. Кто-то возьмёт мелки, кто-то – краски или карандаши. В результате виден «душевный пейзаж» автора. Рисунок отражает внутренние ощущения и переживания. Хотя клиенты часто говорят, что «рисовали без лишней мысли» и «ничего специально не придумывали». На бумаге бывают фигуры, природа, люди, что угодно. Главное – случайный элемент там точно не появится. Дальше арт-терапевт строит диалог, опираясь на рисунок: что вы видите на картине? почему так? о чем это говорит?

 

 

«Здесь я выступаю за недирективный подход. То есть я могу сказать, что я вижу, но всегда предупреждаю, что это только мои мысли. Самое важное – что чувствует человек, что он сам видит», – объясняет эксперт.

 

«Уже знает ответ». Про страх творчества

Арт-терапия похожа на волшебство, делится ощущениями Анастасия Бунакова. Иной раз она сама удивляется эффективности направления, его глубине: «Я для себя как аксиому принимаю то, что человек, который приходит на арт-терапию, он уже знает ответ. Просто я ему помогаю до него добраться».

Нюанс: не все люди, особенно взрослые, готовы отдаться творческому порыву. Пожалуй, все слышали от знакомых или сами говорили фразы: «Я не умею рисовать», «У меня нет таланта к рисованию», «У тебя предрасположенность к творчеству, а у меня нет». В арт-терапии способности значения не имеют.

«Я не знаю ни одного взрослого, который бы в детстве не рисовал. Получается, потом что-то происходит. Мы можем это “что-то” повернуть вспять и попробовать», – уверена художница.

Часть занятия уходит на то, чтобы преодолеть невидимый порог и спокойно взяться за кисти. Есть определённые техники. Можно, например, порисовать или полепить с закрытыми глазами. Так отключается наше сознание, уходит контроль. В результате мы видим, что пластилин не кусается, да и краски не страшны. После преодоления можно спокойно двигаться дальше, прорабатывать запрос.

 

«Бывают такие открытия». О групповой арт-терапии

Не стоит надеяться, что два-три рисунка решат все ваши проблемы. Арт-терапия работает иначе. Наставник поможет разглядеть то, что уже есть, но по какой-то причине вы не можете уловить это ощущение. Не всегда ответом будут слова, конкретные фразы. Может прийти чувство удовлетворения или желания, возможно, уйдут страхи и сомнения. Всё индивидуально, подчёркивает арт-терапевт:

«Например, приходит ко мне девушка и говорит: я не понимаю, какая я, тянет туда, тянет сюда. Я ей предлагаю нарисовать автопортрет вслепую. То есть ориентируюсь на запрос. Потом мы уже с результатом работаем. А в групповой арт-терапии я предлагаю один метод на всех. Но есть возможность получить обратную связь от других людей».

 

 

На групповых сеансах нет общей проблемы. Однако реакция других людей может привести вас к личным инсайтам. Совместное творчество – тоже способ получить ответ на вопрос. Можно поинтересоваться: а что вы видите на моей картине? Или самим дать обратную связь. Взгляд со стороны всегда свежий.

Определить, чем будут заниматься участники групповой терапии, помогает разговор. Анастасия беседует с клиентами и в процессе общения подбирает нужную технику. Одна из таких – «метафорический портрет». Все делятся на пары, и каждый рисует своего напарника. Но речь не про классические лицо, волосы, глаза и нос. Ориентироваться нужно на чувства, а не на визуальное восприятие, использовать в изображении метафоры.

«Бывают такие открытия! Несколько раз я сама работала с участниками. И мне два раза совершенно разные люди нарисовали одно и то же: закат и пальмы. Есть возможность обсудить, спросить у других: что они видят и почему так? В моём случае это была загадка, но мне хорошо объяснили оба раза. Я действительно нашла в себе и закат, и пальмы», – делится эмоциями Анастасия Бунакова в интервью «Трамплину».

 

 

«Начинается интересное». Про внутренние запреты

Результат тоже зависит от запроса, хоть на индивидуальных, хоть на групповых занятиях. Например, если мы хотим в себе что-то изменить, нужно менять и жизненные привычки. Это работа над собой, которая требует времени и поддержки близких. Поэтому на арт-терапию рекомендуют ходить курсами. Иногда проблемы решаются, а бывает наоборот – возникают новые.

«Я могу дать определённое задание в начале курса и в конце. По нему можно отследить, какие изменения произошли», – рассказывает эксперт.

Главное – это желание, как бы тривиально ни звучало. Нас часто останавливает внутренний запрет, иногда мы не можем принять очевидное решение, боимся рискнуть или даже не понимаем, в чём проблема, но чувствуем – она есть. Наша собеседница советует отказаться от негативных установок, убрать из лексикона фразы «Я не умею» и «Я не могу».

Мы ежедневно сталкиваемся с рядом задач: проснуться ли пораньше, в чём пойти на работу, как успеть в срок, что готовить на ужин, отправиться ли на встречу с друзьями и так далее. В нас говорит фоновый механизм, он разрешает или запрещает проспать на работу, надеть удобное вместо красивого, пойти в ресторан или поесть дома, поехать к друзьям или на тренировку. Чем больше запретов, тем хуже, уверена Анастасия Бунакова. Нужно уметь говорить «нет», но нельзя отказывать себе во всём. Это приводит к неуверенности, нерешительности и постоянным сомнениям.

«Когда ко мне приходят люди на арт-терапию, я выкладываю все материалы, которые есть. И начинается интересное: “А я могу взять эту кисть?”. Конечно! Она здесь для тебя лежит. “А я могу сменить материал?”, “А я могу порвать бумажку?”. Конечно!», – рассказывает художница.

 

 

Важно, чтобы внутреннее «да» перешло во внешнее. Именно так решаются многие запросы, говорит Анастасия, просто потому что «можно!». Напомним, ранее «Трамплин» рассказывал, как побороть неуверенность и нелюбовь к себе с помощью телесной психотерапии, а также как справиться с внутренними проблемами благодаря стилевой терапии.

 

«Не верит, что поможет». О неочевидных нюансах

Арт-терапия, как и любое направление на стыке с психологией, сталкивается со скептическим отношением аудитории. Однако наша собеседница не встречала негативной реакции на сеансах:

«Одно дело, когда человек боится творчества. Совершенно другое, если он не верит, что ему это поможет».

 

 

Кому не стоит идти на сеанс арт-терапии? Пациентам с психическими заболеваниями. Если есть острое расстройство, лучше обращаться к профильным специалистам. Арт-терапевт не имеет медицинского образования.

Художница Анастасия Бунакова имеет компетенцию в сфере арт-терапии, окончила курсы университета Флориды «Исцеление искусством». Делится воспоминаниями:

«Я посмотрела превью, и там была супердушевная женщина, медсестра. Она сотрудничает с университетом Флориды, преподаёт там. Наверное, меня зацепило её настроение – она просто лучилась. Ощущение тепла и света, понятный английский – я поняла, что надо».

Девушка владеет английским языком, занятия проходили дистанционно. Поэтому обучение за океаном прошла не выходя из дома. Это было в 2020 году. С тех пор Анастасия развивала навыки.

«Я давно рисую, мне приглашали преподавать, но я об этом никогда не задумывалась. В конце концов начала учить тому, что сама умею, а потом решила добавить нового. Сначала – самообразование. Потом – курсы для других. Арт-терапию я нежно люблю, но сейчас в основном рисую и учу других рисовать», объясняет художница.

Сейчас Анастасия ведёт занятия по раскрытию творческого потенциала. Там важен не терапевтический эффект, а сам процесс создания изображений. Арт-терапия очень энергозатратна, признаётся наша собеседница. Если она набирает группу, то маленькую, если работает индивидуально, то нечасто. Художница не хочет ущемлять собственные интересы, но подчёркивает: при желании всегда найдутся время и возможность. Утверждение, пожалуй, универсальное!

 

Автор: Диана Камалетдинова

Фото предоставлены Анастасией Бунаковой.

 


 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.